Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 09:23, курсовая работа
Актуальность исследования. Воспитание - вторая после научения сторона социалиазации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы использования методов
воспитания детей с нарушением интеллекта………………………………6
1.1 Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности ребенка………………………………………….6
1.2 Определение и классификация методов и приемов воспитания…12
Выводы по первой главе……………………………………………………..17
Глава 2 Воспитание детей с нарушением интеллекта в различных социальных условиях………………………………………………………....18
2.1 Особенности воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе 8 вида………………………………………….18
2.2 Особенности семейного воспитания детей с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………...26
Список используемой литературы …………………………………………..
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методы и приемы воспитания детей с нарушением интеллекта
Курсовая работа по дисциплине: педагогика
Выполнила: студентка 4 курса
Смолякова Анастасия Сергеевна
_____________________________
Научный руководитель:
Доктор психологических наук, профессор
Агавелян О.К. ____________________
« »_____________20___г.
Работа защищена:
«
»______________________20____
Оценка _______________________
Заведующий кафедрой Педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор
________________________ Беловолов В. А.
НОВОСИБИРСК - 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы использования методов
воспитания детей с нарушением интеллекта………………………………6
Выводы по первой главе……………………………………………………..17
Глава 2 Воспитание
детей с нарушением интеллекта в различных
социальных условиях……………………………………………………….
2.1 Особенности воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе 8 вида………………………………………….18
2.2 Особенности семейного воспитания
детей с нарушением интеллекта……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы …………………………………………..27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Воспитание - вторая после научения сторона социалиазации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.
Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания – формирования и развитие ребёнка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения - изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества.
Если общество достигло определенного уровня цивилизованности и культуры, если оно стремится его сохранить и повысить, то какие бы радикальные повороты ни происходили в его истории, оно должно будет воспринять и продолжить то лучшее, что было в прошлом, если общество желает оставаться в ряду цивилизованных стран. К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они - то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это ещё и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг неё, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта.
Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, стремящимися к достижению успехов.
Внимание проблемам воспитания детей с нарушением интеллекта в России и за рубежом уделяли такие авторы как К.Рейсвейк, Ф.М.Сарагоса, Л. С. Выготский, А. Н. Граборов, Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, М. С. Певзнер, и др.
Исходя, из актуальности проблемы нами сформулирована тема курсовой работы: «Методы и приемы воспитания детей снарушением интеллекта»
Объект исследования – Особенности процесса воспитания детей с нарушением интеллекта в различных социальных условиях.
Предмет исследования – Методы и приемы процесса воспитания
Цель исследования – Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: При изучении литературы по проблеме исследования можно выявить особенности воспитания детей с нарушением интеллекта.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяется следующий метод исследования: анализ литературы по педагогике, психологии а также методической, другой научной литературы; изучение, анализ, обобщение опыта отечественных и зарубежных ученых.
Этапы исследования:
Первый этап – теоретический анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы курсовой работы;
Второй этап – экспериментальный: изучение, анализ, обобщение опыта отечественных и зарубежных ученых в психолого- педагогической литературе.
Третий этап – обобщающий: сравнение и обобщение результатов, и литературное оформление курсовой работы.
Обоснованность, достоверность положений и вывод исследования обеспечиваются результатами работы, адекватность методики исследования, его предмету и задачам.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется по различным направлениям: выступления автора на семинарских занятиях в учебном заведении; в процессе непрерывной педагогической практики студентов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы учителями начальных классов специальных (коррекционных) школ 8 вида, дефектологами, родителями и студентами пед. вузов.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы..
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
«Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически»
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
Современные научные представления
о воспитании как процессе целенаправленного
формирования и развития личности сложились
в итоге длительного
Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.
Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.
Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие «процесс воспитания», но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо – человек, животное, растение. А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.
В. А. Сухомлинский писал: «воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.
Современная педагогика исходит из
того, что понятие процесса воспитания
отражает не прямое воздействие, а социальное
взаимодействие педагога и воспитуемого,
их развивающихся отношений. Цели, которые
ставит перед собой педагог, выступают
как некоторый продукт
Всякий процесс представляет собой
совокупность закономерных и последовательных
действий, направленных на достижение
определенного результата. Главный
результат воспитательного
Воспитание – процесс
Прежде всего следует отметить, что понятие «воспитание» употребляется в самых различных значениях: подготовка подрастающих поколение к жизни, организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных случаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл. Это различие особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда, бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что «воспитывает среда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеют в виду не специально организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование личности.
Иное значение имеет выражение «воспитывает школа». Оно четко указывает на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную деятельность. Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс.
Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В других же работах слово «воздействие» как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности.
Информация о работе Методы и приемы воспитания детей с нарушением интеллета