Модель построения 12-летней общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:20, реферат

Краткое описание

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Содержание

1. Понятие и сущность содержания образования. 2
2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования. 3
3. Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе. 6
4. Учебный план средней образовательной школы, место занятий физической культурой в учебном плане. 8
5. Анализ государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего образования по разделу «Физическая культура» 11
6. Стратегия развития вариативного образования в России. 16
7. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы 18
Литература. 23

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

1. Понятие и сущность содержания образования.

        Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

        Следовательно, в  понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

        Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.

        В своем структурном  срезе, образование, как, впрочем, и  обучение представляет собой триединый  процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.

     С учетом изложенного в педагогической практике правомерно используется понятие "физкультурное образование", которое ориентирует на развитие физических способностей, морфофункциональных возможностей организма и двигательных навыков, а также на формирование мировоззрения, системы ценностей, мотивационной сферы личности, широты и глубины знаний в области физической культуры, а главное - деятельностный аспект реализации физкультурных ценностей в отличие от ранее широко используемого понятия "физическое образование", ориентированного в большей степени на двигательный (биологический) аспект развития личности. Кроме того, в едином социокультурном и образовательном пространстве понятие "физическое образование" понимается как образование физиков.

     Вместе  с тем некоторых специалистов смущает благозвучность понятия "физкультурное  образование", и прежде всего слово "физкультурный". Однако, по мнению специалистов в области русского языка, употребление терминологического понятия "физкультурное образование" является вполне корректным и допустимым с точки зрения действующих норм русского языка, поскольку терминологическое понятие становится общепринятым в том случае, если оно:

      1) не противоречит современным  нормам речевой практики;

     2) имеет широкую употребительность, 

     3) закреплено в словарях, учебниках  и другой научной и научно-практической  литературе,

     4) отвечает требованиям коммуникативной целесообразности.

2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования.

 

        Источниками формирования содержания школьного образования, является культура или социальный опыт. Однако содержание социального опыта, т.е. культура, взятая в целом, еще не определяет содержание образования в школе. В социальном опыте или культуре необходимо найти более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Они определяют факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Таковыми являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности. К последним относятся: практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная деятельность. Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований. В соответствии с этими требованиями содержание социального опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций его ценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств детской личности. Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования инидивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматривается помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся.

        В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой, на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Не только общество выдвигает требования к образованию, которое время от времени изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании - обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения.

        Основанием для  отбора содержания школьного образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах.

        Какие же принципы лежат  в основе построения содержания образования? Однозначного ответа на этот вопрос в педагогической науке нет. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, формулируя целый ряд таких принципов, исходят из того, что каждый из перечисленных ими принципов, а их более десяти, означает, что содержание образования должно быть насыщено таким учебным материалом, который помогает обеспечить достижение целей, стоящих перед общеобразовательной школой. Однако, осознавая тот факт, что перечисляемые ими принципы могут указывать только общее направление для отбора конкретного содержания образования и малоинструментальны в осуществлении самого отбора, авторы пытаются обосновать более частные основания. Они сводятся к следующему:

        - в содержание  образования включаются основы  всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира. Под основами наук понимается совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы;

        - в содержание  образования включается все, что  имеет общеобразовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности;

        - в содержании  образования необходима оптимально  доступная и экономная логика развертывания основных знаний при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий;

        - в основах наук  необходимо раскрыть основные  области практического приложения теоретического знания;

        - сознательность  усвоения и развития научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей;

        - в содержание  образования для ознакомления  включаются как основные, так и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом;

        - необходимо реализовать  межпредметные связи.

        Несколько в иных формулировках, но мало отличающимися  по содержанию, постулируются принципы отбора содержания школьного образования Б.Т. Лихачевым. Он выделяет две группы принципов: общеметодологические принципы формирования содержания среднего образования и специальные принципы формирования содержания из области науки; из области искусства; из области труда; из области физического развития.

        К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования Б.Т. Лихачев относит:

        - общеобразовательный  характер учебного материала;

        - гражданская и  гуманистическая направленность  содержания;

        -связь учебного  материала с практикой перемен  в нашем обществе;

        - основообразующий  и системообразующий характер  учебного материала;

        - интегративность  изучаемых курсов;

        - развивающий характер  учебного материала;

        - гуманитарно-этическая  направленность содержания образования;

        - взаимосвязанность  и взаимообусловленность смежных предметов;

        - эстетические аспекты  содержания образования.

        Среди специальных  принципов формирования содержания школьного образования выделяются принципы формирования содержания предметов науки, в числе которых значатся:

        - принцип соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки;

        - принцип политехнизма;

        - принцип единства  и противоположности логики науки  и учебного предмета.

        Принципы формирования содержания из области искусства, куда отнесены:

        - принцип единства  идейного содержания и художественной формы;

        - принцип гармоничного  культурного развития личности;

        - принцип идейной  общности и взаимосвязи искусств;

        - принцип учета  возрастных особенностей.

        Принципы формирования содержания из областей труда и физического развития, в состав которых включены:

        - принцип общественно-экономической  целесообразности и необходимости детского труда, его включенности в производственную деятельность;

        - принцип связи  труда с наукой;

        - принцип соответствия  детского труда требованиям современных профессий.

        Легко заметить, что  вся представленная выше номенклатура принципов полностью отражается в следующих трех основных принципов, а именно:

        - принцип соответствия  содержания образования во всех  его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества;

        - принцип учета  содержательной и процессуальной  сторон обучения при формировании  и конструировании содержания  учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана;

        - принцип структурного  единства содержания образования  на разных уровнях его формирования  с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.

        Таковы принципы, факторы и общедидактические  критерии формирования содержания общего школьного образования. Наряду с изложенными существуют еще детерминанты структуры, отражающие иерархические уровни учебных курсов, учебных дисциплин, а также уровень учебных занятий. Они относятся к компетенции частных методик. Кроме них существуют еще и факторы, определяющие структуру специального и политехнического образования, которые также не рассматриваются здесь. Но необходимо отметить, что на сегодняшний день четкого представления объекта и предмета политехнического образования в педагогической науке нет.

Информация о работе Модель построения 12-летней общеобразовательной школы