Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:07, курсовая работа
Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы. Цель исследования: Обучение письменной речи на среднем этапе изучения французского языка. Задачи исследования: рассмотреть письменно речевую деятельность, процесс обучению письму на среднем этапе, формирование умений и навыков письменной речи, проследить обучение письму на практике. Объект исследования: Письменная речь при обучении французскому языка. Предмет исследования: Письменная речь на уроке французского языка на средней ступени обучения.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы обучения иноязычной письменной речи.…5
Понятие иноязычной письменной речи
Письменная речевая деятельность
Письмо как средство обучения при изучении иностранного языка
Содержание обучения письму
Пути и средства формирования умений иноязычной письменной речи
Основные типы упражнений обучению письму
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………21
Глава 2. Практическая часть……….……………………………………………23
Приложение………………………………………………………………………33
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....37
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………39
Министерство образования и науки
Федеральное государственное
«Карельская государственная
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
обучение письменной речи на среднем этапе
Петрозаводск
2013г.
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы обучения
иноязычной письменной речи.…5
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………
Глава 2. Практическая часть……….……………………………………………23
Приложение……………………………………………………
Вывод по 2 главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Авторы современного
государственного образовательного стандарта
выдвигают цель обучения иностранному языку в российских
школах - формирование коммуникативной
компетенции. По своей сути коммуникативная
компетенция интегративна и включает
несколько компонентов: коммуникативные
умения в говорении, аудировании, чтении
и письме; языковые знания и навыки владения
этим языковым материалом для порождения
и распознания информации; лингвострановедческие
и страноведческие знания для обеспечения
социокультурного фона, без которого невозможно
формирование коммуникативной компетенции.
Так как, школьный процесс обучения направлен
на практическое владение иностранным
языком, письму как аспекту речевой компетенции
сегодня придаётся большое значение. Владение
письменной речью позволяет реально использовать
знание иностранного языка, находясь вне
языковой среды, общаясь с носителями
языка с помощью современных средств коммуникации.
Возможность писать личные и официальные
письма, необходимость заполнять анкеты,
бланки документов и т.п. мотивируют учащихся
к активному овладению письменной коммуникацией
на изучаемом языке. Вопросы обучения
письму являются чрезвычайно актуальными
применительно к школам нашей страны.
Задачи, решаемые при обучении письменной
речи, связаны с созданием условий для
овладения содержанием обучения письменной
речи. Они включают в себя формирование
у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков
и умений формулировать мысль в соответствии с письменным
стилем, расширение знаний и кругозора,
овладение культурой и интеллектуальной готовностью
создавать содержание письменного произведения
речи, формирование аутентичных представлений
о предметном содержании, речевом стиле
и графической форме письменного текста.
Письменная речь позволяет сохранить языковые
и фактические знания, служит надежным
инструментом мышления, стимулирует говорение,
слушание и чтение на иностранном языке. Письменная речь рассматривается
в качестве творческого коммуникативного
умения, понимаемого как способность изложить
в письменной форме свои мысли. Для этого
надо владеть орфографическими и каллиграфическими
навыками, умением композиционно построить
и оформить в письменном виде речевое
произведение, составленное во внутренней
речи, а также умением выбрать адекватные
лексические и грамматические единицы.
Цель исследования: Обучение письмен
Глава 1. Теоретические
основы обучения иноязычной письменной
речи
Понятие иноязычной письменной речи
Прежде всего,
нужно разграничить и обозначить
понятия «письма» и «письменной
речи». Мы можем представить методическую
точку зрения на проблему обучения
письму. В современной методической
литературе различают письмо и письменную речь. Подобное разграничение
связано с особенностями механизма письма,
который складывается из двух звеньев:
составление слов из букв и составления
письменных сообщений из слов и словосочетаний.
(Жинкин Н.И.). Письмо в этом случае является
навыком, а письменная речь умением. Различные
авторы дают разные определения письма.
Рассмотрим некоторые из них:
1) Письменная речь - это вид речевой деятельности,
который имеет целью передачу информации
в письменной форме в соответствии с ситуацией
общения. (Методика преподавания русского
языка как английского/ Под ред. А.Н. Щукина
– М., 1990, стр. 133)
2) Письменная речь представляет собой
умение сочетать слова в письменной форме
для выражения своих мыслей в соответствии
с потребностями общения.(Методика/ Под
ред. А.А. Леонтьева – М..1988, стр.142)
3) Письмо – это написание сообщения, которое
вызывает отклик у читателя, и отклик этот
должен соответствовать замыслу автора.
(Паррот М., Задания для учителей иностранного
языка;CUP, 1993, стр.211)
Достаточно разные мнения, но можно выделить
общее: письмо можно считать не только
процессом написания графических символов,
но и процессом передачи информации, также
как и речь - это нечто большее, чем просто
производство звуков.
Рассмотрим различия и сходства между
письменной и устной речью, так как это
необходимо для четкого понимания понятия
письменной речи. Одним из сходств письменной
и устной речи является необходимость
использование языка и в том и в другом
случае. Но типы языка разные. В то время
как в устной речи можно использовать
неформальную речь, так как обычно мы знакомы
с собеседником, в письменной речи это
не допустимо. Здесь мы должны использовать
формальный тон, так как автор сообщения
может никогда не встретить своего читателя.
Кроме того, в письменной речи текст должен
быть очень четко выстроен. Более подробно
различия между письменной и устной речью
приведены в таблице.
Письменная речь |
Устная речь |
Определяет свой собственный контекст, который должен быть очень точным |
Имеет место в контексте, который позволяет сделать ссылки более точными |
Читатель обычно не присутствует и взаимодействие не возможно |
Говорящий и
слушающий находятся в |
Автор не обязательно знает своего читателя |
Обычно собеседники знакомы |
Невозможна мгновенная обратная связь. Автор может попытаться предвидеть реакцию читателя |
Мгновенная обратная связь возможна и ожидаема: А) вербальная (вопросы, комментарии, шепот, ворчание) Б) невербальная (мимика, жесты) |
Письмо постоянно. Можно перечитывать сообщение так часто, как это необходимо, и с любой скоростью. |
Речь переходящая. Предполагается мгновенное понимание. |
Предложения должны быть выстроены в определенном порядке, с определенными связками, чтобы сформировать текст. |
Обычно предложения не полные, часто грамматически не правильные; много пауз, повторений. |
Для облегчения понимания используется пунктуация, заглавные буквы, подчеркивание. |
Для облегчения понимания используется ударение, интонация, скорость речи, мимика, жесты. |
Проанализировав
все вышесказанное можно
Письмо и письменная речь, выступая как средства обучения, играют разную роль на различных этапах обучения. Так, на начальном этапе обучения основной задачей является обучение письму, так как в этот период происходит формирование навыков каллиграфии и навыков, связанных со звукобуквенными соответствиями. Указанные навыки представляют собой необходимое условие формирования чтения и письменной речи. На среднем этапе центр тяжести в работе над письмом переносится на орфографию в связи с накоплением нового языкового материала. Одновременно с этим развивается письменная речь как средство, способствующее, главным образом, формированию умений и навыков устной речи. Наконец, на старшем этапе приобретенные ранее письменные умения совершенствуются наряду с аналогичным совершенствованием устной речи. Определенное место занимает и работа над орфографией применительно к новому языковому материалу.
Письменная речевая деятельность
Письменная речевая деятельность
– это целенаправленное и творческое
совершение мысли в письменном слове,
а письменная речь – способ формирования
и формулирования мысли в письменных языковых
знаках. (Л.С. Выготский И.А. Зимняя) Целью
обучения письменной речи является формирование
у учащихся письменной коммуникативной
компетенции, которая включает владение
письменными знаками, содержанием и формой
письменного произведения речи. Задачи,
решаемые при обучении письменной речи,
связаны с созданием условий для овладения
содержанием обучения письменной речи.
Эти задачи включают формирование у учащихся
необходимых графических автоматизмов,
речемыслительных навыков и умений формулировать
мысль в соответствии с письменным стилем,
расширение знаний и кругозора, овладение
культурой и интеллектуальной готовностью
создавать содержание письменного произведения
речи, формирование аутентичных представлений
о предметном содержании, речевом стиле
и графической форме письменного текста.
Конечные требования к обучению письменной
речи включают формирование у учащихся способности практичес
Письменная речь может рассматриваться
в трех плоскостях: содержания (мышления),
выражения (речи) и исполнения (графики). Содержание письменного речевого
произведения определяется его деятельностной
целью и задачами, такими, как эмоциональное
воздействие, обращение за помощью, управление деятельнос
Мыслительное содержание определяет форму
письменного произведения. К формам письменных
речевых произведений, которые могут быть
включены в содержание обучения, относятся:
поздравительные открытки, телеграммы
(личного и делового содержания), вывески
(на домах, учреждениях), подписи к рисункам, объявления-инструкции,
объявления-информации (о поисках работы,
о приеме на работу, событиях спортивной
и культурной жизни), меню, рекламы, приглашения, соболезнования,
личные письма, деловые письма, в частности
письма о приеме на работу, благодарственные
письма, письма с протестами и жалобами,
обращения (к руководителю, к общественности),
ответы на заявления, автобиографические
сведения, т.е. curriculum vitae, характеристики,
заполненные анкеты и бланки, справки,
опорные схемы (для выступления перед аудиторией), инструкции (по технике безопасности,
для выполнения задания), рецепты, дневники
(наблюдений, путешествий), словарики,
диктанты, библиографии (произведения
автора, книги по проблеме), конспекты (краткое изложение содержания
прочитанного), заметки в стенную газету,
впечатления (об увиденном или услышанном),
книжные обозрения, рецензии, отчеты, доклады.
Об изучении конкретных случаев, изложение, резюме, сообщения (о новостях, о последних
событиях), обзоры (статей в газете, событий
за неделю), аннотации, рефераты, тезисы,
проекты (взгляд на состояние и изменение
окружающего мира), очерки (собственный
взгляд на вещи и явления), сочинения (интерпретация
темы или проблемы), рассказы (
Письмо как средство обучения при изучении иностранного языка
Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку выступают не только как средство обучения, но всё более как цель обучения иностранному языку. Письмо – это технический компонент письменной речи. Письменная речь наряду с говорением представляет собой, так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками. Психологи считают устную речь базой письменной. И говорение, и письмо можно проследить от замысла (что говорить) к отбору необходимых средств (какие необходимы слова, как их сочетать в высказывании) и до реализации замысла средствами языка устно или письменно. Следует иметь в виду, что когда мы говорим о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то речь идет о письменной речи. Цель обучения письму в данном контексте — научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке.
Особое внимание
уделяется содержанию сообщения
и его структурной организации.
Здесь автор должен помнить о
назначении данного письменного текста, учитывать
характер читающей аудитории и соответственно
выбирать языковые средства, выстраивать
композицию и т. д. Но практически те же
требования предъявляются и к устной речи,
а точнее, к монологической форме общения,
поскольку именно монолог наиболее близок,
по сути, к письменной речи. Монолог должен
быть целенаправленным, логичным, законченным,
непрерывным, выразительным, самостоятельным.
Структурное оформление и выбор языковых
средств должны соответствовать его задаче,
характеру аудитории и т. д. Различия между
монологом и письменной речью сводятся
к различиям письменной речи и устной
(средство выражения).
Выдвижение письма и письменной речи в
качестве средства обучения связано не
только с трудностями этого вида речевой
деятельности, но и с лингвистическими
особенностями графических кодов изучаемого
в школе иностранного языка. Эта специфика
обусловлена, в первую очередь, особенностями
в области графики и орфографии. Трудности
в области графики определяются тем, что
во французском языке имеются буквы тождественные
по написанию русским буквам, но передающие
совершенно другие звуки ( например: р,
n и другие). У учащихся возникают ложные
ассоциации, ведущие к большему количеству
ошибок. Еще большие трудности вызываются
орфографией изучаемого языка. Письмо
имеет место на всех этапах обучения иностранному
языку. Письменные тренировочные и контрольные
работы находят широкое применение при
освоении лексики и грамматики. Письменная
фиксация помогает учащимся закрепить
навыки и умения устной речи, эффективней
овладеть графической системой языка,
организовать обратную связь. Таким
образом, письменная речь - это не просто
речь, которая переведена в графические
символы. Это независимый, со своими собственными
правилами грамматики и построения письменного
текста - письменный процесс, в продукте
которого мы заинтересованы.
Информация о работе Обучение письменной речи на среднем этапе