Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 22:42, контрольная работа
Нравственное воспитание младшего школьника происходит как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
В учебном процессе младшие школьники приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Нравственное воспитание младших школьников.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
В учебном процессе младшие школьники приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Нравственное воспитание – формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, рассматривать его как наивысшую ценность, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.
Содержанием нравственного воспитания
через отношения выступают
- отношения к родине,
другим странам и народам:
- отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
- отношения к общественному
достоянию и материальным
- отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;
- отношения к себе:
высокое сознание гражданского
долга; честность и
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными, поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Учитель использует разные формы работы: словесные (рассказ учителя, этическая беседа); практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); наглядные (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.) [4].
Воспитательная работа по формированию толерантности.
Главная задача - воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать
Следовательно, ведущими ключевыми идеями будут следующие:
Воспитание у ребят умения жить
в коллективе и считаться с
общественным мнением, взаимодействовать
при решении проблем в
Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
Формирование традиций классного коллектива.
Трудовое воспитание.
Основная доля трудового воспитания приходится на школьный период. В рамках школьного воспитания существует множество возможных видов трудовой деятельности. Одним из них является постоянная забота о себе: чистота одежды, учебных принадлежностей, приведение в должное состояние книг и учебников, доставшихся от предыдущих поколений учеников, подготовка материалов к урокам, уборка помещений, мелкий ремонт школьного инвентаря, уход за растениями и животными (при условии наличия живого уголка) и т. д. Специально организованный труд в рамках школьной программы осуществляется главным образом посредством уроков труда. В младшем школьном возрасте дети делают гербарии, аппликации, поделки, простейшие модели. Более старшие школьники занимаются изготовлением плакатов, учебных пособий, кормушек для птиц, полезных в школе и быту вещей. На уроках биологии, если есть такая возможность, ребята ухаживают за растениями, животными, заботятся о подкормке городских и лесных птиц, проводят наблюдения и исследования за животными и растениями. В старших классах роль рудового воспитания становится более целенаправленной и заключается в проведении учебно-производственной практики. Ученики старших классов часто привлекаются к трудовой деятельности по благоустройству родного города: озеленение улиц, уборка уличных участков, помощь в подготовке к праздникам, организация различных массовых мероприятий.
Развитие способностей и потребностей
в трудовой деятельности начинается
с самого раннего возраста и решающую
роль здесь играет семья. Уже с
малых лет ребенок должен иметь
какие-то посильные обязанности, учиться
выполнять их посредством трудовой
деятельности: убирать за собой игрушки,
следить за чистотой рук, лица и одежды,
поливать цветы, протирать пыль в
доступных и безопасных местах. Уже
в этом возрасте человек учится бережно
относиться к результатам собственного
и чужого труда, ощущая на себе, что
они являются результатами определенных
усилий. С вступлением в школьную
жизнь, сфера трудовой деятельности
ребенка значительно
1) организация постоянных и
2) создание и поддержание
3) создание производственных
4) индивидуальные поручения,
Интеллектуальное развитие и воспитание младших школьников.
младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от умения учителя “и наполнить сосуд, и зажечь факел”, от умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие. Развитие психологических новообразований младшего школьного возраста идёт в неразрывной связи с учебной и игровой деятельностью.
Игра является
источником развития сознания
ребёнка, произвольности его
Игровая
среда создаёт обстановку, когда
дети хотят и могут проявлять
свою самостоятельность.
Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей. Весь процесс обучения учителю необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.
Формирование
мировоззрения младших
Собственно, морально-нравственное воспитание
начинается задолго до школы, но именно
в школе ребенок впервые
Младшим школьникам указывают достаточно широкий свод норм и правил, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем, другими взрослыми, сверстниками.
Дети 6-7 лет психологически подготовлены к ясному пониманию смысла этих норм и к их повседневному выполнению.
Чем больше взрослый доверяет ребенку, расширяет границы его свободы в пределах дозволенного, тем быстрее ребенок приучается действовать самостоятельно, рассчитывать на свои силы. И наоборот, опека всегда затормаживает развитие воли, формирует установку на то, что есть внешний контролер, взявший на себя всю ответственность за действия ребенка.
Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися.
Забота классного руководителя
о создании в классе благотворной
среды для формирования личности
каждого ребенка с
К числу основных направлений индивидуальной работы классного руководителя с учащимися следует отнести:
• Изучение индивидуальных особенностей учащихся специфики условий и процесса их развития;
• Установление межличностных контактов с каждым ребенком;
• Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных личностно значимых интересов и потребностей школьников;
• Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнение норм и правил поведения в учебном заведении и за ее пределами;
• Взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;
• Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;
• Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.
Организация и проведение тематического классного часа
Назначение тематического
Тематические классные часы требуют
от педагога серьезной подготовки
и могут быть объединены определенной
тематикой в течение
Тематические классные часы дают больший результат, если они построены с учетом возраста учащихся, потребностей воспитательного характера в классном коллективе.
Планируя тематические классные часы, необходимо предварительно предложить учащимся совместно определить темы, которые впоследствии могут стать основой серии различных внеклассных мероприятий по данной теме. Предварительное планирование совместно с классом можно провести в соответствии с одним из следующих вариантов:
1) Учитель выписывает на доске
различные сферы интересов
Далее ответы учащихся собираются, педагог анализирует их и выписывает на доске те темы, которые наиболее часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов.
2) Для определения тематики
Классный час – одна из важнейших форм воспитательной работы с учащимися. Методические основы планирования и проведения классного часа. Основные компоненты классного часа .
Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы
Классные часы могут посвящаться:
1. морально-этическим проблемам.
На них формируется
2. проблемам науки и познания.
В данном случае цель классных
часов заключается в выработке
у воспитанников правильного
отношения к учебе, науке,