Организация и анализ развития начальной среднего образования в Ярославской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение развития начального и среднего образования города Ярославля.
Предметом исследования выступает начальное и среднее образование Ярославля.
Объектом исследования выступает образование Ярославля.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методические основы развития 8
1.1. Сущность, цели, задачи развития 8
1.2. Принципы и факторы развития 15
1.3. Методы развития 20
Глава 2. Организация и анализ развития начальной среднего образования в Ярославской области 26
2.1. Характеристика 26
2.2. Организация 35
2.3. Анализ развития в Ярославской области 37
Глава 3. Основные направления развития начального и среднего образования Ярославской области 46
3.1. Заключение международных связей 46
3.2. Развитие кадрового обеспечения образования 53
3.3. Развитие сферы образовательных услуг 60
Заключение 65
Список использованной литературы 67

Вложенные файлы: 1 файл

111Региональная.doc

— 428.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное образовательное  учреждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Оживление российской экономики, вхождение ее в международные сообщества и осознание особой значимости квалифицированного работника для привлечения инвестиций, разворачивания производственных процессов. Не просто человеческий капитал, а активно, профессионально действующий человек как условие любых преобразований и результативных действий.

Областная программа Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов на 2011-2012 годы.

Важную роль в становлении  и развитии профориентации играют стратегические ориентиры, реализуемые в Ярославской системе образования. Во всех общеобразовательных учреждениях осуществляется предпрофильная подготовка, ряд образовательных учреждений реализует программы подготовки на профильном уровне.

Ценностные  и целевые ориентиры, информационная база, необходимые качества для обоснованного выбора профессии формируются в рамках различных общеобразовательных дисциплин и специализированных курсов: Предпрофильная подготовка. Путь к профессии, Единая технология обеспечения профориентационным минимумом и др.

Связующим моментом являются целевые и содержательные ориентиры, заложенные в новых образовательных стандартах.

Согласно результатам  исследований профессиональных планов старшеклассников, обучающиеся, родители (лица их заменяющие), педагогические работники  недостаточно осведомлены о содержании и перспективах современных профессий и специальностей, зачастую имеют неправильные представления об условиях обучения в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, возможностях построения профессиональной карьеры. Выпускники школ  ориентированы на получение высшего образования, в то время как на рынке труда Ярославской области востребованы квалифицированные рабочие кадры. Информированность о системе начального и среднего профессионального образования – важный ресурс, обеспечивающий самостоятельный и осознанный выбор выпускником школы образовательного и профессионального пути.

В течение последнего года в системе начального и среднего профессионального образования  произошли значительные изменения:

  • ряд образовательных учреждений начального профессионального образования получили статус среднего профессионального образования;
  • началась подготовка по новым профессиям и специальностям, востребованным региональной экономикой;
  • повысился уровень подготовки обучающихся по  рабочим профессиям и специальностям за счёт внедрения современного оборудования и технического оснащения и т.д.1

Начальное профессиональное образование как система имеет  целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования, а в ряде случаев - на базе среднего (полного) общего образования.

Система начального профессионального образования  представляет собой сложный объект, состоящий из ряда взаимосвязанных компонентов Характерными признаками системы (в том числе и НПО) как феномена являются- целостность, структурность, организованность, иерархичность (многоуровневое»), взаимозависимость системы й среды Учитывая указанные параметры, систему начального профессионального образования можно характеризовать.

1) как совокупность  образовательных программ и государственных  образовательных стандартов, сети  реализующих их образовательных  учреждений начального профессионального  образования (ОУ НПО) - профессиональных училищ и профессиональных лицеев, органов управления системой начального профессионального образования (комитетов профобразования, департаментов НПО и др.) и подведомственных им учреждений и организаций (методические

советы и  службы НПО, советы директоров и ассоциации учреждений системы начального профессионального образования и др );

2) как систему,  включающую целевой (цели и  задачи подготовки), содержательный (её содержание), операционно-деятельностный (технологии, формы, методы подготовки), контрольно-оценочный (в том числе и мониторинг системы НПО), результативный (результаты ее функционирования) компоненты.

Указанные компоненты взаимосвязаны и упорядочены, образуя  целостность и единство, поэтому  характеристика системы начального профессионального образования не исчерпывается суммой характеристик входящих в нее элементов (П К Анохин, В Г. Афанасьев, А М Новиков и др.): их иерархия, упорядоченность и взаимосвязь приводят к появлению новых качеств, не свойственных отдельно взятым компонентам системы начального профессионального образования

Систему НПО  можно рассматривать также и  как субсистему (или подсистему), последовательно входящую, интегрирующуюся  в системы более высокого уровня (или макросистемы)- систему профессионального  образования, государственную систему образования РФ (наряду с системой общего образования), социокультурную систему России и т.д.

Элементы системы  начального профессионального образования, находясь во взаимосвязи и взаимодействии, со временем изменяются, оказывая воздействие на систему в целом Данные воздействия называются внутренними. К числу так называемых «внутренних факторов», оказывающих влияние на функционирование и развитие системы НПО относятся: структура и содержание подготовки учащихся, численность учебных заведений начального профессионального образования и учащихся в них; численность и квалификация педагогического состава, состояние материально-технической базы образовательных учреждений; качество подготовки учащихся; численность выпускников учреждений начального профессионального образования; переход на новые образовательные стандарты, регионализация системы НПО и, как следствие, изменения в порядке финансирования образовательных учреждений рассматриваемой системы

Система начального профессионального образования, будучи социальной системой, является открытой (незамкнутой) системой, поэтому она испытывает влияние других систем различных иерархических уровней В числе доминирующих «внешних факторов» - уровень развития народного хозяйства, особенности развития отдельных отраслей промышленности (включая изменение численности выпускаемой продукции, появление новых и изменение спроса на существующие профессии и специальности, организационно-структурные изменения в существующих отраслях промышленности и появление новых, изменение численности предприятий той или иной отрасли и т п ), развитие науки и техники (открытие новых законов, создание новых материалов, разработка новых машин и технологий и т д ); демографическая ситуация в стране и др.

Внешние и внутренние факторы находятся в постоянном взаимодействии, что обусловливает необходимость рассматривать их влияние на систему начального профессионального образования в комплексе.

Целью курсовой работы является изучение развития начального и среднего образования города Ярославля.

Предметом исследования выступает начальное и среднее  образование Ярославля.

Объектом исследования выступает  образование Ярославля.

Задачами курсовой работы является изучение:

- методических основ развития  образования Ярославской области;

- организации и анализа развития начальной среднего образования в Ярославской области;

- развития кадрового обеспечения  образования;

- развития сферы образовательных  услуг.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методические основы развития

1.1. Сущность, цели, задачи  развития

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к  демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. 
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. 
Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000–2005 годы. 
Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие модернизации образования.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает  вместе с тем общие тенденции  мирового развития, обусловливающие  необходимость существенных изменений в системе образования:2

- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

- возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Отечественная система  образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Особое значение имеют  развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим  фактором гуманизации общественно-экономических  отношений, формирования новых жизненных  установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе  развития России образование, в его  неразрывной, органичной связи с  наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. 
Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. 
Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных, финансовых.

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение  современного качества образования  на основе сохранения его фундаментальности  и соответствия актуальным и перспективным  потребностям личности, общества и  государства. 
Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

 Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. 
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной  цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной  образовательной политики государства  является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Информация о работе Организация и анализ развития начальной среднего образования в Ярославской области