Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа
Цель: выявление готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи работы:
1. Проанализировать состояния изученности вопросов профессионального самоопределения по литературным источникам.
2. Провести анализ исследование видов профессиональной деятельности по Е.А. Климову у учащихся 11 – х классов.
3. Провести анализ исследование преобладающего типа личности по методике Дж. Холланда у учащихся 11 – х классов.
4. Определить степень готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1.Выбор профессии – как самоопределение личности……………...........6
1.1. Понятие о профессии, и ее истоки………………………………………….6
1.2. Особенности старшего школьного возраста в выборе профессии. Жизненный план………………………………………………………….. ………6
1.3. Отношение старшеклассника к будущей профессии…………………… …8
1.4. Профессиональное просвещение……………………………………………11
1.5. Изучение школьников в целях профориентации……………………… ......20
1.6. Профессиональная консультация учащихся……………………………... ...27
1.7. Профессиональный отбор (подбор) учащихся…………………………... …29
1.8. Социально-профессиональная адаптация молодежи……………………. …31
1.9. Профессиональное воспитание учащихся……………………………….......33
Выводы по теоретической главе………………………………………………......34
Глава 2. Организация исследования выбора профессии старшеклассников.......35
2.1. Методика Е.А Климова……………………………………………………….35
2.2. Методика Дж. Холланда……………………………………………………….36
2.3. Методика «мотивы выбора профессии»…………………..………………….36
Глава 3. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………………………………....37
3.1. Исследование мотивов выбора профессии школьниками…………………..37
3.2. Исследование видов профессиональной деятельности по Е.А. Климову….38
3.3 Исследование преобладающего типа личности по методике
Дж. Холланда ……………………………….............................................................40
Выводы по экспериментальной главе………………………………………..........43
Заключение………………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Выбор
профессии – как
1.1. Понятие о профессии, и ее истоки………………………………………….6
1.2. Особенности старшего школьного возраста в выборе профессии. Жизненный план………………………………………………………….. ………6
1.3. Отношение
старшеклассника к будущей
1.4. Профессиональное просвещение……………………………………………11
1.5. Изучение
школьников в целях
1.6. Профессиональная
консультация учащихся………………………
1.7. Профессиональный отбор (подбор) учащихся…………………………... …29
1.8. Социально-профессиональная адаптация молодежи……………………. …31
1.9. Профессиональное
воспитание учащихся……………………………
Выводы по теоретической
главе………………………………………………......
Глава 2. Организация
исследования выбора профессии старшеклассников....
2.1. Методика Е.А Климова……………………………………………………….
2.2. Методика Дж. Холланда……………………………………………………….
2.3. Методика «мотивы выбора профессии»…………………..………………….36
Глава 3. Особенности профессионального
самоопределения в старшем школьном возрасте…………………………………………………………
3.1. Исследование
мотивов выбора профессии
3.2. Исследование
видов профессиональной
3.3 Исследование преобладающего типа личности по методике
Дж. Холланда ………………………………..................
Выводы по экспериментальной
главе………………………………………..........
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения данной темы заключается в необходимости поиска направлений и методов профориентационной работы, отвечающих новым тенденциям социально-экономической жизни России, связанным с осложнением ситуации на рынке труда и появлением молодежной безработицы. А так- же в особенности ситуации профессионального самоопределения молодежи в настоящий период: широкими возможностями профессионального выбора и неоднозначностью профессиональных и ценностных ориентиров общества. В сложившихся условиях возрастает роль внутренних факторов профессионального выбора. Поэтому решение проблемы подготовки старшеклассников к самостоятельному, осознанному профессиональному самоопределению предполагает исследование целостного представления личности о собственном жизненном пути.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Старшеклассника манят десятки профессий.
Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Но, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
Сделать социальный и личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых, и не из легких.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества.
Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора.
Начало профориентации
нередко относят к 1908 г.- к моменту
открытия первого
Теоретическую основу исследования составили:
- философское
осмысление проблем
- психолого-
педагогические исследования
- общепсихологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев, Ф.Н. Го-ноболин, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.);
- системный
подход к проектированию, развитию
и моделированию общего и
- положения теории общения и отношений (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев и др.);
- положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.);
- теоретико-эмпирические
исследования образовательных
- использование
дидактических условий в целях
активизации творческих
Цель: выявление готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи работы:
1. Проанализировать
состояния изученности
2. Провести анализ
исследование видов
3. Провести анализ исследование преобладающего типа личности по методике Дж. Холланда у учащихся 11 – х классов.
4. Определить степень готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Объект: старшеклассники.
Предмет: профессиональное самоопределение.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Сурской средней школы №2. В исследовании участвовали учащиеся 11-х классов.
Профессия – (лат. PROFESSIO – официально указанное занятие
специальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), род трудовой
деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных
теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы [10].
Разнообразие
человеческих профессий велико,
и большинством из них, по
мнению психологов и педагогов,
Согласно, И. Конц [4], профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
1.2.Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план
Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах [18]. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его[18]. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота. В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки [1]. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Экспериментальное изучение значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора подростков и юношей. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию[2].
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального
самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.
1.3. Отношение старшеклассника к будущей профессии
Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть? с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
Развитие человека в
период юности может идти несколькими
путями.
Юность может быть бурной: поиски смысла
жизни, своего места в этом мире могут
стать особенно напряжёнными. Некоторые
старшеклассники плавно и непрерывно
продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются
в новую систему отношений. Они больше
интересуются общепринятыми ценностями,
в большей степени ориентируются на оценку
окружающих , авторитет взрослых. Возможны
и резкие, скачкообразные изменения, которые
благодаря хорошо развитой саморегуляции
не вызывают сложности в развитии.
При переходе от подросткового
возраста к юношескому происходит изменение
в отношении к будущему: если подросток
смотрит на будущее с позиции настоящего,
то юноша смотрит на настоящее с позиции
будущего [2]. Выбор профессии и типа
учебного заведения неизбежно дифференцирует
жизненные пути юношей и девушек, закладывает
основу их социально-психологических
и индивидуально-психологических различий.
Учебная деятельность становится учебно-профессиональной,
реализующей профессиональные и личностные
устремления юношей и девушек. Ведущее
место у старшеклассников занимают мотивы,
связанные с самоопределением и подготовкой
к самостоятельной жизни, с дальнейшим
образованием и самообразованием. Эти
мотивы приобретают личностный смысл
и становятся значимыми.
Подавляющее большинство
юношей и девушек - это учащиеся
либо общеобразовательной
Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов [2]. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши [2]. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей [2]. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.
Информация о работе Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте