Особенности реализации гендерного подхода в современном общем образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. XX век существенно изменил многие стереотипы полоролевой идентификации общества. Важнейшими феноменами этих изменений стали переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности, новый подход к оценке гармонии во взаимодействии полов.
В условиях выраженных изменений в полоролевой стратификации общества фактор пола является важнейшей составляющей практически любого исследования в области социально-гуманитарных наук, претендующего на объективность и научность. Мужчина и женщина - два основных человеческих типа, и отношения между ними необходимо рассматривать как базовую модель человеческих отношений.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы гендерного подхода в педагогике: основные понятия и категории.
2. Технологии реализации гендерного подхода в образовании.
Заключение.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - копия.docx

— 53.49 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «государственный университет»

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ»

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Научный руководитель:

канд. пед. наук, профессор

 

 

 

 

2011г.

Тема: «Особенности реализации гендерного подхода в современном общем образовании»

 

Содержание

Введение

1. Теоретические основы гендерного подхода в педагогике: основные понятия и категории.

2. Технологии реализации гендерного подхода в образовании.

Заключение.

Список литературы

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. XX век существенно изменил многие стереотипы полоролевой идентификации общества. Важнейшими феноменами этих изменений стали переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности, новый подход к оценке гармонии во взаимодействии полов.

В условиях выраженных изменений  в полоролевой стратификации общества фактор пола является важнейшей составляющей практически любого исследования в области социально-гуманитарных наук, претендующего на объективность и научность. Мужчина и женщина - два основных человеческих типа, и отношения между ними необходимо рассматривать как базовую модель человеческих отношений.

Цель курсовой работы заключается  в том, что бы раскрыть особенности  реализации гендерного подхода в  современном общем образовании. Объект  - общее образование на основе гендерного подхода.

Предмет – направления  и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся.

В соответствии с целью  курсовой работы решались следующие  задачи, во-первых, раскрыть теоретические  основы гендерного подхода в педагогике: основные понятия и категории; во-вторых рассмотреть технологии реализации гендерного подхода в образовании.

 

 

 

 

1. Теоретические основы гендерного подхода в педагогике: основные понятия и категории.

 

Педагогика - наука о взаимодействии людей разного возраста в процессе передачи культуры от поколения к  поколению в широком смысле слова. Центральным звеном и основой  педагогической деятельности является воспитание. В процессе воспитания и взаимодействия с окружающей средой происходит социализация ребенка, то есть усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, принятых в обществе.

В отличие от стихийных  и разнонаправленных воздействий  факторов среды, воспитание является специальным, направленным, систематическим и  организованным взаимодействием агентов (осознанно действующих лиц) с  воспитанниками. В процессе воспитания создаются условия для эффективного развития и самореализации личности ребенка как залог максимальной самореализации личности взрослого  в будущем.

К социальным противоречиям  российского общества последних 10-15 лет целесообразно отнести открытие больших возможностей для самореализации личности в условиях перехода к рыночным отношениям, с одной стороны, и  высокий коэффициент невостребованности творческого потенциала огромного количества людей, с другой. Особенно ярко это противоречие проявляется в женском социуме.

Из двух глобальных жизненных  стратегий поведения, возможных  в эпохи социальных трансформаций, - выживания и развития, женщины, как правило, выбирали наименее перспективную - выживания. Некоторые российские ученые (Г. Силласте, С. Айвазова) сформулировали тезис о недостаточной эффективности или невостребованности потенциала 53% населения страны [6; 26].

В том, что современные  российские женщины практически  вытеснены из сферы управления политикой, экономикой, бизнесом, наукой, лишены доступа  к финансовым и природным ресурсам, высокооплачиваемым рабочим местам, немаловажную роль сыграли системы  мотиваций и ценностей общества, господствующие в массовом сознании стереотипы мужественности и женственности, статусные роли полов в обществе.

Предметом исследования гендерной  педагогики наряду с другими выступает  проблема коррекции процесса социализации молодежи в зависимости от пола в  эпоху глобальных социально-экономических  и культурологических трансформаций.

Изменение парадигмы исследований гендерной социализации молодежи отражает объективные процессы, отмечаемые во всех индустриальных и постиндустриальных культурах мира. Так же, как и  многие российские исследователи (И. Кон, О. Здравомыслова-Стоюнина, Н. Римашевская, Л. Попова, Т. Клименкова, Т. Журженко, Н. Давыдова, С. Айвазова, Г. Силласте и др.) [6; 13; 15; 26], мы считаем, что наиболее заметными из них являются:

1. Ломка традиционной  системы гендерной стратификации,  резкое ослабление поляризации  женской и мужской социальных  ролей. 

Традиционное гендерное  разделение труда потеряло жесткость  и нормативность, большинство социальных ролей вообще не дифференцируются по половому признаку. Общая трудовая деятельность и совместное обучение в значительной степени нивелируют различия в нормах поведения и  психологии женщин и мужчин.

Разумеется, все еще существуют преимущественно мужские и женские  профессии, сохраняются различия мужских  и женских ролей в семье  и т.д. Но они все чаще воспринимаются не как проявление естественного порядка вещей, а как простой эмпирический факт или следствие индивидуальных различий, не обязательно связанных с полом.

2. Изменяются сами культурные  стереотипы маскулинности и фемининности. Они становятся менее жесткими и полярными, более внутренне противоречивыми, что выдает их конструктивистское происхождение. Традиционные черты в них переплетаются с новыми, значительно полнее учитывается разнообразие индивидуальных ситуаций.

И, что особенно важно, они  значительно чаще, чем раньше, отражают женскую точку зрения.

3. Серьезные трансформации  происходят в брачно-семейных  отношениях.

По мере того как старые экономические и социальные функции  семьи (как производительной единицы, ячейки потребления, основной среды  социализации детей и др.) ослабевают и приобретают подчиненное значение, увеличивается ценность духовной и  психологической близости между  членами семьи, будь то супружеские  или детско-родительские отношения.

Брак все более становится индивидуально избирательным, заключается  по свободному выбору в отличие от браков по расчету и обязанности. Но и устойчивость браков на основе психологической совместимости  меньше. Растет вариативность брачных  отношений, что соответствует росту  ценности индивидуальности.

Общая тенденция, лежащая  в основе трансформации семейно-брачных  отношений, - изменение ценностных ориентиров, центром которых становится не семейная группа, а индивид. Эта переориентация затрагивает не только семейно-брачные, но и трудовые отношения, свободное  общение, являясь результатом длительного  исторического развития. Сдвиг в брачно-семейных отношениях, влияние акселерации закрепляются и передаются через изменения в системе гендерной социализации девушек и юношей.

Особенно отметим те глубокие изменения, которые происходят в  культуре:

• Крах традиционных сексистских установок в отношении женщин и их псевдонаучного обоснования.

• Интеллигенция, а вслед за ней и другие слои общества перестают видеть в сексуальности нечто постыдное и низменное. Сексуальность признается таким же неотъемлемым качеством личности, как и все другие.

• Происходит перестройка телесного канона и канона языка. Ослабели культурные запреты в отношении наготы, вошли в оборот некоторые слова, которые ранее считались непристойными.

• Изменение отношения к телу связано с общим изменением отношения к эмоциям. "Воспитание чувств" в сегодняшнем понимании означает не только способность контролировать и сдерживать, но и выражать свои чувства, слушать "веление сердца".

Как в каждой переходной культуре, эти явления иногда приобретают  гипертрофированные, уродливые, экстремистские формы. Но это не дает оснований их не замечать или делать вид, что ничего не происходит.

Очевидно, что педагогика в целом и воспитание, как педагогическое явление, нуждаются в осмыслении обозначенных противоречивых изменений  и корректировке своих позиций  в вопросах полоролевой (воспользуемся пока этим привычным термином) социализации воспитанников.

Также очевидно, что воспроизводимые  школой через образование жесткие  стандарты традиционной культуры в  отношении женственности и мужественности являются анахронизмом и становятся объективным препятствием для эффективной  социализации воспитанников в мире меняющихся социальных феноменов.

Следует допустить, что отечественной  педагогикой в предшествующем периоде  упущен из виду один из важных аспектов социализации индивида, которому в  западном научном мире в последние 20 лет уделяется большое внимание и присвоен специальный термин - "гендер".

По нашему мнению, смысл  понятия "гендер" заключается, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола (в отличие от биологического пола, который задается генетически). Социальный пол конструируется социальной практикой. Общество формирует систему норм поведения, предписывающую выполнение определенных ролей в зависимости от биологического пола индивида. Соответственно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть "мужское" и что есть "женское" в данном обществе.

Внедрение категории "гендер" в педагогический процесс имеет принципиальное значение, поскольку в школе формируются многие представления о профессиональном самоопределении, жизненной стратегии, доступе к ресурсам и власти, имеющие в основе социополовую ориентацию. Развитие гендерного образования в школе позволит сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-либо критерию или показателю, что он дает возможность женщине и мужчине пользоваться правами человека во всей полноте этого понятия, рождает силы для взламывания "стеклянных потолков", свободного выбора путей и форм самореализации на уровне своей неповторимой индивидуальности.

Но пока гендерные подходы  в педагогике воспринимаются как  научная экзотика. Для понимания  и профессионального участия  в процессе гендерной социализации детей педагогу необходим соответствующий  методологический и методический аппарат, содержащий систему научных знаний о гендере, педагогических аспектах воспитания и образования как гендерных технологиях, факторах, условиях и критериях эффективной гендерной социализации школьников, соответствующий предмету профессиональный язык.

Разработка нового направления  в науке, как правило, приводит к  рождению новых терминов, новых категорий.

С целью определения степени  взаимодействия педагогики и гендера, как сложных социальных и научных категорий, вводится понятие "гендерное измерение в образовании".

Под образованием мы подразумеваем  процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических  знаний. Образование школьника происходит в процессе обучения и воспитания, педагогического взаимодействия с  учителями, одноклассниками, различными субъектами школьной среды.

 

Под "гендерным измерением в образовании" мы подразумеваем  оценку последствий и результатов  воздействия воспитательных усилий педагогов на положение и развитие мальчиков и девочек, осознание  ими своей идентичности, выбор  идеалов и жизненных целей, статус детей в школьном коллективе, группе сверстников в зависимости от биологического пола.

Необходимость введения категории "гендерное измерение в образовании" обусловлена следующими факторами.

Во-первых, в последнее  десятилетие именно гендерное измерение  становится все более важным в  оценке основных детерминант и болевых  точек процессов общественного  и личностного развития.

Во-вторых, в педагогической теории до сих пор отсутствует  направление, изучающее становление  гендерной идентичности, несмотря на его безусловное значение для  гармоничного и полноценного развития личности, общества.

Традиционная полоролевая социализация девочек и мальчиков, в которой активно участвует школа, продолжает воспроизводить патриархатные стереотипы взаимодействия полов в общественной и приватной сферах. Эти стереотипы все чаще вступают в противоречие с реальными трансформациями гендерных отношений в современном российском обществе, становятся препятствием для раскрытия индивидуальностей, равноправия полов, устойчивого развития демократических отношений.

Школа должна давать ученикам возможность развивать индивидуальные способности и интересы, независимо от принадлежности к тому или иному  полу, противостоять традиционным стандартам в отношении полов. Для этого  педагогический коллектив должен обладать гендерной чувствительностью, владеть  методикой гендерного подхода к  процессу гендерной социализации девочек  и мальчиков.

Осуществлять гендерный  подход в образовании детей - это  значит действовать с пониманием социального, конструктивистского  происхождения категорий "мужского" и "женского" в обществе, ставить  личность и индивидуальность ребенка  в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

Информация о работе Особенности реализации гендерного подхода в современном общем образовании