Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 20:24, курсовая работа
Цель исследования – изучить и теоретически обосновать условия формирования патриотизма у современной молодёжи.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основания формирования патриотизма у современной молодёжи.
2. Выявить специфику процесса патриотического воспитания в России.
3. Определить влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Проблема патриотизма в современном мире
1.1 Понятие патриотизма………………………………………………………...6
1.2 Отношение к патриотизму в истории России……………………………...13
Глава 2. Формирование и воспитание патриотических чувств
2.1 Процесс патриотического воспитания в России…………………….…....22
2.2 Влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи………………………………………………………………………....31
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..39
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Проблема патриотизма в современном мире
Глава 2. Формирование и воспитание патриотических чувств
2.1 Процесс патриотического воспитания в России…………………….…....22
2.2 Влияние СМИ на формирование
патриотизма у российской молодёжи…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Патриотическое воспитание – формирование
духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих
качеств личности, которые проявляются
в любви к Родине, к своему дому, в стремлении
и умении беречь и приумножать традиции,
ценности своего народа, своей национальной
культуры, своей земли . Общая цель патриотического
воспитания – воспитывать у подрастающего
поколения любовь к Родине, гордость за
свою Отчизну, готовность способствовать
ее процветанию и защищать в случае необходимости.
Патриотизм проявляется в детском возрасте,
развивается и обогащается в социальной,
особенно духовно-нравственной сфере
жизни.
Патриотическое формирование осуществляется в процессе включения молодёжи в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения.
Решая проблему патриотического формирования молодёжи, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края».
Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины, преподавателю необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край.
Объект исследования – процесс формирования патриотизма у современной молодёжи.
Предмет исследования – особенности формирования гражданского патриотизма у современной молодёжи.
Цель исследования – изучить и теоретически обосновать условия формирования патриотизма у современной молодёжи.
Задачи исследования:
Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей своё единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации подрастающего поколения, однако главную роль при этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества. При этом следует учитывать, что главным творцом воспитательной системы является сам народ.
Условия наличия патриотизма – возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества. Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа» .
Хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, школа и вуз. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.
Глава 1. Проблема патриотизма в современном мире.
1 .1 Понятие патриотизма.
Патриотизм, как явление социальной действительности, не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, образующих, в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных сфер, условия для единения граждан, социальных групп и т.д., составляющих структуру этого общества. Являясь субъектом патриотического сознания и патриотического действия, человек имеет полное право пользоваться благами созданной им социальной ценности - патриотизма.
В основе патриотизма лежит социально обусловленное отношение "личность - социальная группа / общество - Родина", подразумевающее нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, религиозных, эстетических и др. представлений, входящих в понятие "Родина".
Патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, от patris - Родина, Отечество) трактуется как "нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины". Будучи конкретно историческим понятием, патриотизм в каждую эпоху может иметь различную социальную и ценностную трактовку. Однако первооснова его остается одной и той же, как и структура составляющих его элементов: отчий дом - родной край (малая родина) - ареал обитания народа - страна в целом, и связана с процессом самоидентификации, т.е. с осознанием себя членом какой-либо группы, принятия на себя свойств этой группы и ответственности за неё. При этом последние два элемента структуры не обязательно выступают в названной последовательности, поскольку государственные границы могут и не совпадать с ареалами обитания народов. В этом смысле, патриотизм не всегда созвучен с понятием государства, хотя и тесно с ним связан и более выражен в понятии "Отечество". Термин "патриотизм" означает так же преданность своему народу, уважение к его истории, традициям, культуре. Под условиями и способами стимулирования развития личности патриота мы понимаем ряд мероприятий и форм организации учебно-воспитательной работы, позволяющих человеку проявлять патриотизм самому и приобщать к этому окружающих.
Патриотизм проявляется прежде всего в духовно-нравственной сфере жизни общества. Его роль и значение возрастают, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (война, конфликты, обострение кризисных явлений, дестабилизация жизни в стране и т.п.). Такой этап общенационального испытания переживает нынешнее российское общество. Возникла обострённая необходимость в его возрождении, выздоровлении и нормальном развитии. Поэтому именно сейчас идея патриотизма может и должна быть тем стержнем, вокруг которого формируются готовность и способность граждан к активным действиям для блага Отечества. Однако эти же условия могут спровоцировать и негативные тенденции в обществе, основанные на фальсификации национальной идеи, её использовании в качестве социальной изоляции и дальнейшей дестабилизации общественных отношений.
Представляется правомерной точка зрения, рассматривающая патриотизм в нескольких аспектах: в философском, как общественно-историческое явление, обусловленное, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой стороны, - общественно-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества; в социально-педагогическом, как социально-нравственную ценность, которая отражает отношение человека к Родине и Отечеству; в психолого-педагогическом - как сложное нравственное качество.
Необходимо также сказать что в понятии "патриотизм" можно выделить несколько различных составляющих. Выделение эмоционального компонента патриотизма обусловлено его эмоционально-чувственным началом. Это начало, прежде всего, проявляется в переживаниях в отношении "мое", а затем - "наше".
Следующим компонентом в структуре патриотизма, который можно выделить, является интеллектуальный компонент, характеризующий знания, взгляды, убеждения человека. В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, стимулирующим выбор действий и поступков. В современных философских исследованиях отмечается, что человеческое поведение определяется взаимодействием внешних объективных условий и системы внутренней детерминации, которая включает в себя три основных подсистемы: потребности, субъективные возможности (способности, знания, умения, качества характера) и жизненную позицию (диспозицию, готовность). Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию.
Именно внутренняя детерминация поведения выступает в качестве содержания интенционального компонента патриотизма и героико-патриотического воспитания. А это означает, что знания, умения, навыки, полученные в ходе когнитивной стадии воспитания, на интенциональной стадии превращаются в идеалы, принципы, готовность к героико-патриотическому поведению, поступкам, действиям, которые осуществляются на праксиологической стадии.
Превращение социальных ценностей в личностные осуществляется на основе активной деятельности самой личности в процессе героико-патриотического воспитания и самовоспитания. Человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки только в практической деятельности. Человек-патриот проявляет свою жизненную позицию в практической деятельности на благо Родины, и Отечества. Все это дает основание выделить в структуре патриотизма деятельностный компонент.
Анализ взглядов историков, философов, литераторов относительно сущности данного понятия показывает, что понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. Это объясняется сложной природой явления, многообразием форм проявления, рассмотрением проблемы патриотизма разными исследователями в различных исторических, социально- экономических и политических условиях и в зависимости от многих позиций.
Патриотизм является тем фактором, который определяет социальную сущность человечества. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея.
За последние годы это понятие утратило свою целостность, ощутило трансформацию как идеологическая ценность, но так и не получило необходимого ему научного признания в системе человеческих качеств.
Условия развития современного общества привели к потере традиционных ориентиров, экономической дезинтеграции, социальной дифференциации общества, девальвации духовных ценностей, что отрицательно отразилось на общественном сознании большинства социальных и возрастных групп населения, резко снизило воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Остро встали вопросы развития национальной идеи, реализации духовно-нравственного потенциала народа, накопленного за всю историю существования государства для решения проблем в различных сферах жизни общества.
Содержание и направленность патриотизма определялись, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями. Роль и значение патриотизма возрастали в различные периоды социальных изменений.
Патриотизм - как понятие, возникло достаточно давно. И, возможно, в каком-то рефлекторном виде, еще до существования государства. Как попытка защиты членов племени, имущества, на физиологически-психологическом уровне.
Под патриотизмом понималось - служение народу и своему государству (присяга херсонесцев в начале 3 ст. до н.э.), как чувство преданности определенной державе и ее институтам он существовал в Древней Греции (гражданский патриотизм и панэллинистский патриотизм), Риме и средневековье.
Информация о работе Особенности формирования патриотизма у современной молодёжи