Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 19:00, контрольная работа
Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом половой социализации" [5, с. 665].
Первичная половая социализация, т.е. обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения.
Введение …………………………………………………………………….2 стр.
Глава 1. Организация полоролевого воспитания детей в ДОУ и семье……………………………………………………………....5 стр.
1.1 Основные категории и значение полоролевого воспитания……………………………………………………….....5 стр.
1.2. Специфика организации полоролевого воспитания в ДОУ….6 стр.
1.2.1. Основная цель и задачи процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………….6 стр.
1.2.2. Основные принципы и содержание построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста ..………………………………7стр.
1.2.3. Технология полоролевого воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………………11 стр.
1.3. Особенности полоролевого воспитания дошкольников в семье………………………………………………………………………14 стр.
Заключение………………………………………………………………….22стр.
Библиография………………………………………………………….……24стр.
Содержание
Введение …………………………………………………………………….2 стр.
1.2. Специфика организации полоролевого воспитания в ДОУ….6 стр.
1.2.1. Основная цель и задачи процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………….6 стр.
1.2.2. Основные принципы и содержание построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста ..………………………………7стр.
1.2.3. Технология полоролевого
воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………
1.3. Особенности полоролевого
воспитания дошкольников в семье…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Актуальной задачей современной системы
образования является воспитание поколения
людей с адекватным восприятием смысла
собственного и противоположного пола.
Социальные изменения, происходящие в
обществе в последние десятилетия, меняют
стереотип женского и мужского поведения,
привычные представления о характере
женского и мужского начала. Мужское и
женское начало имеет различную психофизиологическую
природу, но особое влияние на становление
и развитие пола оказывает социальная
среда: семья и система воспитания. Каждая
из этих ветвей, представляя собой социальный
институт воспитания, обладает своими
специфическими возможностями в формировании
полоролевой социализации ребёнка.
Важный фактор становления личности –
осознание себя как представителя определённого
пола и овладение соответствующим ролевым
поведением.
Проблема пола вызывала интерес
в обществе с древних времен и исследовалась
историками, философами, этнографами,
физиологами, медиками (Платон, Аристотель,
Томас Мор, Т. Кампанелла, Ж.Ж. Руссо, И.
Кант Ф. Шлегель, А. Шопенгауэр и др.). В
нашей стране как психолого- педагогическая
проблема она начала изучаться со второй
половины XIX века В.М. Бехтеревым, А.П. Нечаевым,
И.П. Павловым, М.М. Рубинштейном и др.
В начале XX столетия отечественные ученые
(Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский,
А.Б. Залкинд и др.) интенсивно изучали
возможности и особенности полового воспитания
дошкольников. Социальная ситуация в стране
в середине XX в. затормозила развитие вопроса
полового воспитания детей в отечественной
психологии и педагогике, и только в 60-70-е
годы вновь ставится вопрос о воспитании
детей с учетом их половой принадлежности.
Исследования последних лет (Г.Ю. Акиншикова,
Л.А. Арутюнова, А.И. Захаров, В.С. Мухина,
Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Т.П. Хризман
и др.) показали, что половые различия формируются
ещё в раннем детстве.
В исследовании Т.П. Хризман показано,
что у девочек и мальчиков дошкольного
возраста «разная стратегия мозга», их
эмоции имеют разную генетическую основу.
Девочки чаще и ярче выражают сочувствие
человеку, у них выше сопротивляемость
к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации
к новым условиям.
Согласно Б.Г. Ананьеву, возраст и половая
принадлежность - важнейшие индивидные
особенности человека и учитывать их необходимо
начиная с дошкольного возраста.
Значение процесса половой
социализации правомерно подчеркивает
И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья,
но и общество сверстников оказывают существенное
влияние на половую социализацию ребенка,
являясь "исключительно важным агентом
половой социализации" [5, с. 665].
Первичная половая социализация, т.е. обучение
ребенка поведению, соответствующему
полу, начинается с момента рождения. Уже
в три года дети знают, что девочкам следует
себя вести не так, как мальчикам. От представления
о содержании типичного для пола поведения,
от возникновения предпочтений и интересов,
зависит формирование личности, а именно:
уверенность в себе, определенность установок,
эффективность общения с людьми и благополучие
отношений в семье. Поэтому, важно поддерживать
и развивать у девочек мягкость, отзывчивость,
нежность, аккуратность, стремление к
красоте, а у мальчиков — смелость, твердость,
решительность, рыцарское отношение к
представительницам противоположного
пола, т.е. предпосылки будущих женственности
или мужественности. Если основы этих
качеств не заложены в дошкольные годы,
а именно этот возраст многие исследователи
определяют начальным этапом половой
социализации, то, став взрослым, человек
плохо справляется со своими социальными
ролями, затрудняется процесс усвоения
культурологических норм, ценностей, стереотипов
полоролевого поведения, принятых в конкретном
обществе [11, с.40].
Согласно Т.А. Репиной, при активном взаимодействии
с окружающим миром у ребёнка формируется
адекватная полу модель поведения, он
овладевает культурой в сфере взаимоотношения
полов, начинает осознавать роль мужчины
и женщины в обществе.
Анализ психолого-педагогических исследований и реальной практики дошкольного образования свидетельствуют о том, что современный взрослый (педагог, родитель) не всегда владеет содержанием и технологиями полоролевого воспитания (М.А.Радзивилова, Н.Ю.Товстик, И.В.Тельнюк, О.И.Иванова и др.). Педагоги недостаточно актуализируют культурный потенциал полоролевого воспитания; родительское воспитание, в большей степени, ориентировано на воспроизведение собственного опыта, что нередко приводит к искажению полоролевого сознания, поведения, ориентаций ребенка, отсутствует система подготовки родителей к полоролевому воспитанию дошкольников в семье.
Глава 1 Организация полоролевого воспитания детей в ДОУ и семье
1.1.Основные категории и значение полоролевого воспитания
Для усвоения знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных понятий и определить значение именно полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.
Пол — комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).
Половое воспитание — комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни (см.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 166).
Полоролевое воспитание — составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.[10, с.4]
Гендерное воспитание - воспитание ребенка в соответствие с принятыми в том или ином обществе представлениями о роли мужчины и женщины.[1, с.3]
Вывод:Значение именнополоролевого воспитания в жизни человека очень велико, так как в результате его осуществления ребенок овладевает культурой взаимоотношения полов, а не просто представлениями о роли мужественности и женственности в обществе. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни.
1.2. Специфика полоролевого воспитания детей в ДОУ
1.2.1. Основная цель и задачи процесса полоролевого воспитания
Основная цель процесса полоролевого воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.
Для реализации целевых установок решались следующие задачи.
1. Разработка содержания
процесса полоролевого
2. Организация социокультурной пространственно-предметной среды, выступающей пространством интеграции культуро-сообразных предметных компонентов, стимулирующих ребенка к овладению разнообразным полоролевым репертуаром, культурой взаимоотношений полов, самосовершенствованию мужской (женской) индивидуальности
3. Создание полоразвивающих
технологий, представленных интеграцией
средств (народная игра, сказка, пословицы,
поговорки, материнский фольклор); методов
— познавательно-развивающих (проблемные
ситуации, игровое моделирование, прогнозирование
ситуаций и др.), диалогово-рефлексивных
(игровые диалоги, диалоги персонажей,
диалоги взрослые-дети, диалоги мальчики-девочки
и др.), театрально-игровых (имитационные,
сюжетно ролевые игры, игры-драматизации
и др.), двигательно-образных (подвижные,
символические игры, игры-состязания,
модели, схемы и др.); форм организации
деятельности (игровая, интеллектуально-
4. Разработка модели управления
процессом полоролевого
1.2.2. Основные принципы и содержание построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
Основные принципы построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста:
• принцип дифференциации, предусматривающий отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, с учетом половозрастных, индивидуально-типологических особенностей участников воспитательного процесса, во-вторых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания;
• принцип целостности в воспитании полоролевого поведения, означающий целостность воспитательных влияний. Например, беседа воспитательницы с детьми о лучших качествах женщины, прерывающаяся грубыми окриками, способствует формированию цинизма, агрессивности и духовной нечистоплотности. Принцип целостности предписывает видеть в отдельном акте полоролевого поведения ребенка его отношение к мужскому (женскому) миру и учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира. Принцип целостности актуализирует необходимость понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания;
• принцип непрерывности (преемственности): полоролевое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап которого является базой для последующего этапа;
• принцип культуросообразности, предполагающий ориентацию на мир образцов (культуру) общества, традиции народа, культурный уровень конкретного ребенка, формирование культуры взаимоотношений полов, полоролевой культуры;
• принцип интегративности, предусматривающий возможность использования содержания полоролевой культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
• полоролевой толерантности, т.е. функционирования воспитательной системы на основе плюрализма мнений, идей и подходов в условиях непредвзятого отношения к представителям другого пола, недопустимости априорного приписывания человеку недостатков другого пола;
• единства внешней и внутренней подсистем полоролевого воспитания: внешней (образовательно-воспитательной -педагоги, психологи и семейной - родители, прародители, братья, сестры) и внутренней (детского сообщества -одновозрастного, разновозрастного, разнополового);
• самореализации личности мальчика (девочки) — признание разносторонности, многогранности маскулинных и феминных качеств, разнообразия программ полоролевого поведения в зависимости от ситуаций, создание условий для общего развития и совершенствования образа «Я» мальчика (девочки) в процессе реальной жизнедеятельности, самореализации своей уникальности посредством оптимального взаимодействия во всех сферах жизни.[15, с. 5]
Содержание полоролевого воспитания направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия, полоролевом самосовершенствовании, адаптации и саморегуляции. Соответственно этому содержание полоролевого воспитания включает следующие базовые компоненты:
Ценностный (мировоззренческий) компонент имеет целью введение дошкольников в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентации, личностных смыслов (целей, мотивов, культурных потребностей, идеалов):
■ культурно-познавательные ценности заключены в познании ребенком мира культуры, ее общечеловеческой ценности, общности и специфичности эталонных способов поведения и общения, отраженных в художественных образах и исторических фактах, освоении гуманистических традиций воспитания мальчиков и девочек, созданных народом, возрождении и воспроизводстве их в различных ситуациях жизнедеятельности;
■ гуманистические ценности, выраженные в идеалах добра, красоты, любви, равенства, милосердия, терпимости, способствуют реализации ребенком своих нравственно-эстетических потребностей, выражению своих интересов, принятию интересов других, проявлению активности вне зависимости от пола, умению свободно выражать внутреннюю позицию посредством оценок и самооценок, приобретению собственного социального опыта самовыражения и полоролевой идентификации;