Понятие и сущность процесса воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность процесса воспитания
2. Основные компоненты содержания воспитания
3. Цели и задачи воспитания
4. Движущие силы воспитания
5. Средства и методы воспитания
6. Институты воспитания
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 72.32 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Исторический факультет

Кафедра специальных исторических дисциплин и документоведения

 

 

Контродьная работа

По дисциплине психология и педагогика

на тему: «Проблемы воспитания в современных социальных условиях»

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса ОЗО  группы «ДиДОУ»

А.О. Штефан

 

Проверил:

К. и. н,

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону, 2014

 

Приглашаем  педагогическое сообщество Красноярского  края, представителей власти, общественных организаций, родителей принять  участие в обсуждении основных концептов  Программы становления практики воспитания в Красноярском крае.

Предлагаем  ответить на вопросы, предложенные в  статьях: «К проблеме цели и результата воспитания в современных условиях», «Размышления о результативности воспитания».

 

Во вложенном  файле обсуждаемый текст.

 

Скачать вложение (Саволайнен Г.С. _ Блинов Г.Н..doc, 71 Kb)

Никифорова Добавлено 07.07.2009 14:14:11

В дополнительном образовании, исходя из потребности  детей, мы уже сделали и делаем каждый день и корабль и парус. Сами разрабатываем свои программы  детских объединений, ставим цели, получаем результат, который устраивает и  ребёнка и родителей. Поскольку  государство не даёт нам (исполнителям) чёткого, единого заказа на результат  образования, да это и невозможно, то результат личностного роста  ребёнка от репродуктивного уровня к творческому, креативному и  успешное применение полученных знаний в меняющемся мире, в том числе  и в профессиональном самоопределении - считаю РЕЗУЛЬТАТОМ своей воспитывающей  деятельности.

Пригодич Добавлено 07.07.2009 14:59:55

Согласна  с Г.Н.Блиновым, что при обсуждении целей и результатов воспитания в современных российских условиях надо опираться на понятие «российской  идентичности», которое, к сожалению, является предметом идеологических фальсификаций и средством манипуляции  общественным сознанием. Процесс идентификации  на постсоветском пространстве драматичен, реальной стала тенденция усиления ксенофобии и этнического экстремизма. Об этом свидетельствуют данные исследований ВЦИОМ и Левада Центра .

Образовательные учреждения в ситуации кризиса российской идентичности нуждаются в научно-практическом анализе, описании проблематики и результатов  воспитания гражданина-патриота.

Несмотря  на определённую незрелость социокультурных  условий, нельзя в этой сфере дожидаться лучших времён, т.к. они могут не наступить  при пассивности общественных сил (в т.ч. и педагогической науки, деятелей образования). Нужны новые комплексные  образовательные программы (в том  числе и региональная Программа), основанные на новых подходах к этнополитической интеграции граждан России.

Результатами  социально-педагогической составляющей государственной политики в области  воспитания (на уровне региона, например), должны быть этнологическая грамотность  и сформированность практических умений этнокультурных коммуникаций у учеников. Незнание или недостаточность знаний по национальному вопросу приводит к недоверию, стереотипному мышлению и враждебным установкам, питающим экстремистское сознание. Практические умения ответственного отношения к  этнополитической ситуации в регионе  и стране в целом, стремление к  решению проблем через переговоры, социальные проекты важны для  позитивной социализации граждан России.

Заушицына

Добавлено 07.07.2009 16:34:11

Мне очень  нравится вообще сам по себе тот  факт, что школьное воспитание хотят  измерить... По большому счёту пред государством за воспитание ребёнка ответственны родители. А мы попрежнему хотим  быть миссиями. А имеем ли мы на это  право? Условия создать - это мы можем  и должны. И цель воспитания должны обозначить, иначе кто-то другой будет навязывать нам свои цели, но цели не глобальные, а реальные, и я так думаю, что всё же единые, чтоб как говорится "дудели в одну дуду" и чтобы всем было понятно как "дудеть" будем. Я предполагаю такой результат воспитания:

- на уровне  личности - способность меняться

- на уровне  семьи - доверие и уважение

- на уровне  ОУ - способность сделать ответственный  выбор

- на уровне  региона - конкурентноспособность

- на уровне  страны - защищённость

готова  участвовать в обсуждении.

Бахтина Добавлено 10.07.2009 01:23:06

1. Возможно  ли сегодня говорить о едином  подходе к определению цели  и результата воспитания (на уровне  образовательного учреждения, Красноярского  края, России)?

Теоретически  возможно. Каждое образовательное учреждение определяет главную цель, в которой, так или иначе, говорится о  полноценном воспитании гармонично развитой личности, успешно взаимодействующей  с социальной средой и стремится  ее достичь, а значит достичь, качественного  результата.

Но смею высказаться, что цель мы несколько  идеализируем, опираясь на достижения психолого-педагогической науки, политическую идеологию, меняющуюся ситуацию в стране, правовые документы, и лишь частично на возможности образовательного учреждения.

Качество  же результата зависит в первую очередь  от возможностей образовательного учреждения его статуса, приоритетов, программно-методического, кадрового потенциала, развивающей  среды и качественного мониторинга  для оценки вышеперечисленных составляющих, а также от индивидуальных особенностей ребенка и воспитания в семье. Мы приближаем результат к поставленной цели, компенсируя один результат другим.

2. Цель  воспитания на уровне личности  отражает ее внутреннюю культуру, индивидуальные пристрастия и  потребности, определенный, присущий  данному субъекту набор нравственных  качеств, мнение близких людей. 

В таком  случае результатом воспитания может  быть профессиональное становление, самореализация.

В семье  цель воспитания зависит от сложившихся  традиций, устоев, поведения, как образца  подражания, родителей и других членов семьи, статуса, типа семьи и носит  субъективный характер.

На уровне образовательного учреждения цель воспитания носит объективный характер и  включает в себя все стороны развития. Для каждого субъекта – базовый  уровень развития и воспитания. Результат  воспитания включает в себя определенные критерии, в зависимости от предмета исследования и содержания: умственное воспитание, эстетическое, социально-личностное, физическое, нравственное.

На уровне региона и страны существует глобализация цели воспитания, стране нужны образованные, мобильные, предприимчивые люди, патриоты, люди ориентированные на успех в  своей деятельности.

 

Социально-педагогическая составляющая в области воспитания, включает в себя:

• ценностные ориентации, установки педагога;

• потребность  педагога в системе повышать профессиональный уровень;

• соответствие современным компетентностным характеристикам;

• умение взаимодействовать с природно-социальной средой;

• умение взаимодействовать со семи участниками  педагогического процесса (коллеги, учащиеся, родители) в субъектно-субъектных (S-S)отношениях.

• активное участие в нацпроектах в области  образования.

 

Скачать вложение (конфер КСОЦ 013.jpg, 169 Kb)

Сперанский Добавлено 10.07.2009 10:08:23

Здравствуйте, коллеги!

Галина  Савелльевна! предлагаю Вашу формулу "ценности-цели-результат" преобразовать  в социологическую последовательность. Тогда у нас получится формула "ценности-нормы-поведение". Ваша формула не выводит обсуждение на ситуацию, которая складывается в  педвгогической системе общества, не только российского, она не выводит  обсуждение ха рамки мировоззренческих  систем. При всём моём уважении к  ним, мировоззренческим системам, необходимо помнить, что результаты воспитания проявляются в обществе.

Вложение  пока делать не буду.

Заушицына

Добавлено 10.07.2009 11:14:23

Не удалось  скачать вложение госпожи Бахтиной, к сожалению. Однако, хочется отметить, что полностью согласна с тем, что качество результата зависит  от условий в ОУ и УДО.

К концу  конференции все проснулись, будет  интересно прочитать итоговые материалы.

Фокина Добавлено 10.07.2009 21:35:40

Результативность  воспитательной работы в образовательном  учреждении может оцениваться по следующим направлениям:

• эффективность  и действенность внутришкольного  управления;

• состояние  и эффективность инновационной  воспитательной работы;

• качество проведения внеклассных воспитательных мероприятий;

• работа с родителями;

• организация  воспитательной работы;

• уровень  воспитанности учащихся;

• взаимодействие с внешней средой;

• анализ конечных результатов функционирования школы;

• состояние  и результативность научно-методической работы.

Оценивать результаты воспитания необходимо для:

• предупреждения негативных тенденций, происходящих в  образовательном процессе;

• своевременного выявления изменений, происходящих в учебно-воспитательном процессе;

• непрерывного наблюдения за состоянием образовательного процесса в школе;

• осуществления  краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне образовательного учреждения;

• оценки эффективности и полноты реализации научно-методического обеспечения  образования.

Объектом  оцеванивания результативности на уровне ОУ может являться:

• класс;

• учитель;

• учащийся;

• отдельные  структуры образовательного процесса.

Карпюк Добавлено 13.07.2009 12:25:05

автор: Шмыга  Елена Дмитриевна

Я думаю, что стратегической целью воспитания является развитие нравственности. В  дошкольном возрасте эта цель наиболее актуальна, так как в дошкольном детстве происходит становление  личности. Еще в XIX в. отечественная  педагогика ставила основную задачу – улучшить человека на пути его  нравственного совершенствования. Такая цель остается современной и ныне. Востребованность такой цели для нашего общества также велика. Об этом говорят и изменение климата, социальное разделение общества, прилив иностранных граждан.

Проблема  изменения и получения результатов  воспитательной деятельности является наиболее трудной. В первую очередь  я определила предполагаемый конечный результат: развитие личности с нравственным отношением к природе, обществу, окружающим людям и самой себе.

Для реализации нравственного развития дошкольников соблюдаю условия:

- обновление  содержания образования, отбор  наиболее интересного и доступного  материала с опорой на опыт  и чувства детей с учетом  конкретных местных условий; 

- ориентация  на культуросообразность образования,  призванного обеспечить формирование  духовного мира человека;

- тесный  контакт по данной проблеме  с семьями воспитанников, опора  на традиции и опыт семьи.

Основная  задача этого процесса – развитие чувств дошкольников. Один из ведущих  принципов – личностно-деятельный подход, использование которого создает  условия для развития личности ребенка.

Средством реализации цели является созданное  методическое пособие с подбором материалов:

- художественных  литературных произведений поэтов  и писателей Красноярского края;

- художественных  произведений - картин художников  Лесосибирского творческого объединения  (коллекция детского сада);

- сказок  и мифов, иллюстраций народов  Севера;

- сибирских  пословиц и поговорок;

- проведение  совместно с родителями и детьми  социально-значимых акций («Поможем  птицам», «Посади дерево» и  др.).

Результат степени достижения цели определяется по диагностической карте проявления воспитанности у дошкольников (в  основу адаптивной диагностической  карты положена программа чл.-корр.РАО, профессора М.И. Шиловой, к.п.н., доцента  Н.И. Малиновской).

Сперанский Добавлено 14.07.2009 22:26:26

Информация о работе Понятие и сущность процесса воспитания