Понятие и элементы системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:24, реферат

Краткое описание

Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся. Третья подсистема – организационно-управленческая, которая включает в себя органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Очевидно, в контексте данной правовой нормы имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, находящиеся в ведении органов управления образованием (для их обозначения специалисты применяют термин «подведомственная инфраструктура образования».

Содержание

Понятие и элементы системы образования.

Государственные образовательные стандарты и образовательные программы.

Уровни и формы получения образования.

Образовательные учреждения.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат образование.docx

— 57.56 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

  1. Понятие и элементы системы образования.

 

  1.   Государственные образовательные  стандарты и образовательные  программы.

 

  1.   Уровни и формы получения образования.

 

  1.   Образовательные учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и элементы системы  образования

 

Понятие системы образования  дается в ст. 8 Закона об образовании. Она представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем и  элементов:

преемственных образовательных программ и государственных  образовательных стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих  их образовательных учреждений;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Системообразующим фактором в данном случае выступает  цель, которая заключается в том, чтобы обеспечить право человека на образование. Рассматриваемая система  представляет собой определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь  различных частей структуры такого сложного явления, как образование. К числу недостатков такого определения  можно отнести то, что «среди важнейших  компонентов системы не названы  физические лица, непосредственно участвующие  в образовательном процессе, т. е. субъекты процесса, обеспечивающегося  рассматриваемой системой»34. Действительно, если образование – это процесс  воспитания и обучения в интересах  человека, общества и государства, то систему образования в самом  общем виде можно представить  как упорядоченную совокупность отношений между субъектами образовательного процесса. Основным субъектом образовательного процесса является обучающийся. Неслучайно в приведенном в преамбуле Закона определении образования на первое место поставлены интересы человека. Все названные элементы системы образования призваны обеспечить их реализацию.

  В системе образования можно выделить три подсистемы: содержательную, функциональную и организационно-управленческую. Содержательная подсистема отражает суть образования, а также конкретное содержание образование того или иного уровня. Она в значительной степени определяет характер взаимосвязей между остальными подсистемами и элементами системы образования. Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся. Третья подсистема – организационно-управленческая, которая включает в себя органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Очевидно, в контексте данной правовой нормы имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, находящиеся в ведении органов управления образованием (для их обозначения специалисты применяют термин «подведомственная инфраструктура образования». Это могут быть научные и научно-исследовательские институты, полиграфические предприятия, издательские центры, оптовые базы и др. В системе образования они играют довольно важную роль, организационно обеспечивая ее эффективное функционирование. Об управлении системой образования речь пойдет в теме № 3. В рамках данной темы постараемся охарактеризовать первую и вторую подсистемы, названные выше.

 

 

Государственные образовательные  стандарты и образовательные  программы

Итак, первая подсистема отражает содержание образования  различных уровней и воплощается  в Государственных образовательных  стандартах и составленных в соответствии с ними образовательных программах. Образовательные стандарты и  программы взаимодействуют друг с другом на принципе первичности  государственных образовательных  стандартов. С одной стороны, это  означает, что образовательные программы  составляются на основе стандартов, с  другой – стандарты включают в  себя и вариативную часть, поэтому  образовательные программы, реализуемые  в разных образовательных учреждениях, могут различаться между собой  за счет локальных компонентов. В  законодательстве не содержится четкого  определения рассматриваемого понятия, поэтому его можно сформулировать, основываясь на признаках и характеристиках  стандартов. Государственный образовательный  стандарт – это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий  комплекс требований к содержанию образования  определенного уровня. В структуре  государственного образовательного стандарта  выделяют федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Значение федерального компонента заключается в том, что содержание образования не может быть уже, чем  это предусмотрено именно этим компонентом. Таким образом обеспечивается единство федерального образовательного пространства. Федеральный компонент определяется обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. Региональный (национально-региональный) компонент позволяет более полно учесть потребности субъектов Федерации в области образования граждан, проживающих на соответствующей территории, а также интересы национальных культур, региональные традиции и другие важные обстоятельства. Компонент образовательного учреждения (его можно условно именовать локальным, или, в зависимости от типа учреждения, школьным, вузовским и т. п.) разрабатывается и утверждается самим учреждением с учетом интересов и потребностей обучающихся и в соответствии с возможностями организации учебного процесса. Для обучающихся с отклонениями в развитии могут устанавливаться специальные образовательные стандарты. Кроме того, образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программа в порядке, определяемом федеральным законом.

  Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ, кроме случаев, указанных в законе (применительно к общему образованию). Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

 Постановлением  Правительства РФ от 28 февраля  1994 г. был определен порядок  разработки федеральных компонентов  государственных образовательных  стандартов начального, основного  и среднего (полного) общего и  начального профессионального образования.  Федеральные компоненты основного  общего образования утверждает  Правительство РФ, а других уровней  образования – Минобразование.

  На сегодняшний день стандартизация осуществлена практически в полном объеме лишь в сфере профессионального образования. В разъяснении Министерства общего и профессионального образования от 15 июня 1998 г. подчеркивается, что создание стандарта для общеобразовательных учреждений оказалось процессом сложным и длительным. В то же время быстрое обновление содержания образования, появление различных видов общеобразовательных учреждений, инновационные процессы в школе, внедрение новых педагогических технологий заставили искать механизмы управления демократическими процессами в школе на переходный период до введения стандарта, не форсируя принятие Федерального Закона «О государственном образовательном стандарте общего образования»35. В первом чтении он был принят Государственной думой в июне 2002 г. и определил максимальный объем учебной нагрузки, основные положения учебного плана и требования к уровню подготовки выпускников, основные принципы и порядок бюджетного финансирования. Учебный год будет длиться от 34 до 37 недель. Для освоения общеобразовательных программ установлены следующие сроки: начальное общее – четыре года; основное общее – пять лет, среднее (полное) общее – два года, всего – одиннадцать лет36. Если названные сроки освоения общеобразовательных программ будут закреплены в законе, то скорректировать их можно будет лишь путем внесения в него соответствующих изменений.

 В целях  совершенствования структуры и  содержания общего образования  согласно постановлению Правительства  РФ от 23 марта 2001 г. проводится  эксперимент по переходу на 12-летнее  общее образование (за счет  возможного увеличения нормативных сроков освоения программы основного общего образования до 6 лет)37. В общеобразовательных учреждениях, изъявивших желание принять участие в эксперименте и получивших статус федеральных экспериментальных площадок, апробируются варианты экспериментального базисного учебного плана, новые общеобразовательные программы, учебно-методические комплекты, современные подходы к оценке качества подготовки обучающихся, формы организации образовательного процесса, здоровьесберегающие педагогические технологии. Эксперимент начался с 1 сентября 2001 г. и будет осуществляться поэтапно (по учебным годам, классам и ступеням общего образования)38. Его проведение обеспечивается Министерством образования и органами управления образованием субъектов РФ, Российская академия образования, научные организации, учреждения повышения квалификации педагогических работников, а также образовательные учреждения. Следует подчеркнуть, что решение об участии обучающегося в эксперименте принимают его родители (законные представители). В случае их отказа от участия в эксперименте обучающийся переводится по их заявлению в другой класс или в другое учреждение, в которых обучение ведется по обычному плану.

 До принятия  и введения в действие государственного  стандарта общего образования  применению подлежит ^ Базисный учебный  план общеобразовательных учреждений  РФ, утвержденный приказом Министерства  от 9 февраля 1998 г.39. Он устанавливает  максимальный объем учебной нагрузки  обучающихся, распределяет учебное  время, отводимое на освоение  федерального и национально-регионального  компонентов государственного образовательного  стандарта, по классам и образовательным  областям.

Базисный  учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть обеспечивает реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым для продолжения образования минимумом знаний, умений и навыков. В каждой образовательной области инвариантной части, кроме образовательной области «Математика» и предметов физики и химии, может быть выделено 10-15 процентов времени на региональный компонент содержания образования.

Вариативная часть Базисного учебного плана  обеспечивает реализацию регионального  и школьного компонентов. Часы вариативной  части используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных  областях Базисного плана (в том  числе для углубленного изучения), на изучения курсов по выбору, факультативов, проведения индивидуальных и групповых  занятий.

  В инвариантной части Базисного учебного плана представлены такие образовательные области, как филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, физическая культура и технология. Инвариантная часть определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределенное по классам. Образовательные компоненты раскрывают структуру содержания этих областей. Например, образовательная область «Филология» включает в себя такие основные образовательные компоненты, как русский язык и литература. Однако на практике указанная образовательная отрасль может быть реализована в трех вариантах с учетом особенностей обучения в различных образовательных учреждениях. Например, в школах с преподаванием на русском языке как родном изучаются русский язык, русская литература, литература народов России, иностранный язык. При этом используется суммарное количество часов на изучение русского языка как государственного языка и образовательного компонента «языки и литература». Если преподавание в школе ведется на родном (нерусском) языке, то изучаются русский язык как государственный, родной язык, родная литература, русская литература, литература народов России и иностранный язык. В школах с преподаванием на русском языке как неродном изучаются русский язык как государственный, родной язык, родная литература, русская литература, литература народов России, иностранный язык. Для двух последних вариантов на изучение образовательной области «Филология» используется суммарное количество часов, включающее часы на изучение русского языка как государственного, предусмотренные инвариантной частью Базисного учебного плана, и учебное время, выделенное в инвариантной части на изучение образовательного компонента «языки и литература». По усмотрению регионального органа управления образованием возможно увеличение количества часов на эту образовательную область за счет вариативной части плана. Аналогичные рекомендации дает Министерство применительно к другим образовательным областям. В базисном учебном плане не только устанавливается содержание образовательных областей (иными словами, определяется, какие образовательные компоненты, или предметы входят в них), но и предлагаются возможные варианты их преподавания, включая формирование учебной нагрузки в часах. Например, возможно преподавание естествознания как интегрированного курса, преподавание экономики за счет часов вариативной части и т. д.

 Немаловажную  роль в учебно-воспитательном  процессе общеобразовательных учреждений  играет практика. Вопросы организации  производительного труда и проведения  трудовой практики решаются Советами  учебных заведений на основе  добровольного участия школьников  за счет использования часов  вариативной части Базисного  учебного плана. Базисный план  устанавливает предельную нагрузку  школьников в расчете на пятидневную  и шестидневную учебную неделю. Обязательная минимальная нагрузка  учащихся по всем классам и  ступеням обучения для общеобразовательных  учреждений региона, в том числе  для школ с углубленным изучением  отдельных предметов, лицеев, гимназий  определяется органами управления  образованием в субъекте Федерации.  Базисный учебный план финансируется  во всех видах общеобразовательных  учреждений не ниже максимальной  учебной нагрузки учащихся. Факультативные, индивидуальные, групповые занятия  финансируются в зависимости  от количества групп, определяемых  образовательным учреждением, и  независимо от количества учащихся  в группе.

  Базисный учебный план предусматривает возможность деления классов на группы при проведении занятий по некоторым учебным дисциплинам (иностранному языку, информатике, физической культуре и др.). В приложении к нему даются примерные учебные планы для отдельных видов общеобразовательных учреждений (начальной школы, основной школы с русским родным языком обучения, средней общеобразовательной школы по профилям с русским родным языком обучения, сельской малокомплектной школы и других), а также базисный учебный план вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения и экспериментальный базисный учебный план, построенный на культурологических принципах.

Государственные образовательные стандарты профессионального  образования, в отличие от стандартов общего образования, имеют более  сложную структуру. Они состоят  из трех частей. Первую можно условно  именовать общей частью. В ней  устанавливаются основные принципы организации профессионального  образования определенного уровня. Вторая часть – это перечень направлений  и специальностей подготовки. Третья часть, которую можно именовать  специальной, содержит требования, предъявляемые  к подготовки по конкретным направлениям и специальностям. Рассмотрим структуру  профессиональных образовательных  стандартов на примерах.

 Основные положения  государственного образовательного  стандарта начального профессионального  образования были утверждены  приказом Министерства образования  от 22 июня 1994 г. Была разработана  модель учебного плана для  учреждений начального профессионального  образования. Это документ, отражающий  основные инвариантные структурные  компоненты содержания начального  профессионального образования,  который содержит информацию  о циклах, курсах и предметах,  по которым ведется обучение  рабочих и служащих в учреждениях  начального профессионального образования,  применительно к различным ступеням  квалификации и формам получения  образования, с указанием ориентировочного  количества часов, отводимого  на циклы, консультации, экзамены, резервы времени в зависимости  от срока обучения и достигаемой  ступени квалификации. Начальное  профессиональное образование ориентировано  на обучение рабочих и служащих  по профессиям широкого профиля  и предполагает широкую базовую  подготовку, на основе которой  идет последующая специализация.  Модель учебного плана предусматривает  подготовку рабочих и служащих 2 и 3 ступеней квалификации. Вторая  ступень предусматривается для  профессий, овладение которыми  не требует среднего общего  образования, поэтому подготовка  идет на базе основного общего  образования. Третья ступень квалификации  означает подготовку по профессиям, которые требуют подготовки на  базе полного среднего образования.  Предусматривается два вида обучения: обязательное (включая дисциплины, которые обучающийся выбирает  из соответствующего перечня)  и факультативное (за пределами  учебной недели). В обязательном  компоненте предусматривается изучение  общеобразовательных (гуманитарных  и естественно-научных дисциплин)  и дисциплин профессиональной  подготовки (общетехнических, отраслевых  и профессиональных).

Информация о работе Понятие и элементы системы образования