Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 17:28, контрольная работа
Что относится к основным категориям педагогики?
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями.
Знание – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной деятельности.
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
контрольная РАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
Выполнил: |
студент (ка) 1 курса |
Проверил: |
ИОДО, 2014г.
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями.
Знание – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной деятельности.
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доверенных до совершенства путем многократного упражнения.
Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование», «развитие». Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижения уровня зрелости, устойчивости.
Педагогика – обширная наука. Изучаемый ею предмет несколько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее назвать системой наук о воспитании.
Фундамент педагогики – философия, и в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философия воспитания. Философия воспитания – это область знаний, которая использует в воспитательной практике идей различных философских систем.
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие закономерности воспитания человека.
Педагогика как наука имеет свой предмет, т. е. определенную область научного познания. Этой областью является воспитание – особая функция общества, заключающееся в подготовке молодого поколения к жизни.
Основное назначение воспитания – передача подрастающим поколениям накопленных знаний и общественно-исторического опыта.
В процессе воспитания новые поколения должны овладеть знаниями, определенными трудовыми умениями, усвоить нормы поведения в обществе, вырабатывать определенную систему взглядов на жизнь.
Педагогика – наука об образовании. С.И. Гессен определил педагогику как науку об искусстве образования. Цель педагогики – ценности культуры, освоение каждым человеком этих ценностей (науки, искусства, нравственности). Современные педагоги говорят, что цель образования – развитие личности. Поскольку педагогика – целеполагающая наука, то и педагогическая деятельность имеет цель и начинается с определения цели.
Согласно современной педагогике молодой человек получает образование в совместной с педагогом общей творческой деятельности. При этом за педагогом сохраняется роль ведущего в этой деятельности. Образование как процесс – это процесс воспитания и обучения, направленный на развитие человека. Образование как результат – это культура конкретного человека.
Современное образование сохраняет в себе древнюю традицию, но имеет в то же время неоспоримые отличительные черты. В настоящее время для образования существенны задачи: непрерывность, вариативность, научность, включение методологии в содержание образования, технологичность, индивидуальный подход, диалогизм, гуманизация, формирование экологического сознания, рефлексивность.
Непрерывность как стратегическая концепция современного образования. В современном мире человек получает образование от рождения и до конца своих дней. Непрерывность образования объясняется тем, что в быстро изменяющемся современном мире постоянно изменяются условия жизни и деятельности человека. Получив определённое образование, в том числе профессиональное, через 2–3 года (а в дальнейшем и через более короткое время) человек обнаруживает, что его знания необходимо обновлять. В рамках государства непрерывное образование поддерживается наличием Государственного стандарта, который определяет и связывает все ступени и уровни образования и позволяет продолжать образование независимо от местожительства, учебного заведения и пр.
В настоящее время в российской системе образования происходит движение в направлении дистанционного обучения, позволяющего с помощью компьютера и сети Интернет подключить к обучению каждого гражданина, находящегося в любой географической точке страны.
Вариативность образования, как и непрерывность, представляет собою ведущую концепцию современного образования. Она предполагает необходимость создания таких условий, которые при наличии Государственного стандарта помогают обеспечить возможность личностного проявления в процессе образовательной деятельности самого педагога. Вариативность современного образования проявляет себя в таких новациях, как: авторские предметные курсы; авторские программы, технологии, учебные заведения, и т. д. Вариативность позволяет проявиться творчеству педагога, учесть реальные возможности обучающихся и реальный социальный запрос.
Научность образования содержит в себе научность самой педагогики, т. к. современная педагогика – наука. По определению, наука содержит основные линии – систему и метод. Педагогика имеет свой метод и свою систему. Содержание современного образования – научно. Предметные курсы строятся на основании научных знаний. Педагогика – наука, которая основывается на науке психологии и науке физиологии.
Включение методологии в содержание образования. Современный педагог не говорит, что в образовании получают знания. Знания формируются в процессе познавательной творческой деятельности совместно с педагогом или самостоятельно. Задача современного образования – научить учиться. Поэтому в содержание образования кроме знаний, умений и навыков по предмету включаются методы и способы получения, добывания этих знаний, умений и навыков, т. е. методология (научить учиться). Современного молодого человека необходимо научить учиться, потому что в быстро меняющемся мире ранее полученные знания могут не пригодиться. Перед ним встанет задача приобрести новые знания самостоятельно.
Технология – это целостный последовательный ряд элементов деятельности, направленный на достижение определённой цели. Для образовательной технологии – это педагогическая цель.
В настоящее время технологии совершенствуются во всех сферах производства. Развиваются высокие технологии. Технологии прочно внедрились в науку и активно осваиваются в системе образования. Технология в образовании предполагает, что последовательный ряд элементов педагогического процесса, направленный на достижение цели образования, может быть повторён в другой аудитории и в другое время. Технология включает в себя все элементы образовательного процесса, его формы, программы, описание содержания, диагностику (контроль) и цель. Наличие технологии не исключает вариативность. Технология не закрепощает, а освобождает личность педагога.
Индивидуальный подход был освоен в отечественной педагогике во II половине XX века. В I половине XX века основание индивидуального подхода были заложены в психологии Л.С. Выготского. В современной школе и детском саду каждый педагог знает, что дидактический материал должен быть таким, что каждый ребёнок получит своё индивидуальное задание. Л.С. Выготский говорил о «зоне ближайшего развития» ребёнка, подразумевая, что, создавая образовательную среду, подготавливая условия для развития ребёнка, воспитатель следит за тем, чтобы ребёнок постоянно решал творческую задачу. Эта задача не должна быть лёгкой, поскольку лёгкая задача не обеспечивает развитие, для которого необходима нагрузка. Задача не должна быть чрезмерно сложной – это может сломать психику ребёнка. Очевидно, что обеспечение «зоны ближайшего развития» – это тонкая педагогическая задача, и решать её нужно не вообще, а индивидуально для каждого человека отдельно. В этом – суть, психологическая основа индивидуального подхода. В настоящее время педагогика переходит к личностному подходу.
Содержание понятия «индивидуальность» человека основательно разработано в трудах швейцарского психолога К.Г. Юнга. Юнг говорит, что индивидуальность – это уникальный, неповторимый набор природных задатков. Юнг призывает не искать «злонамеренностей» в ребёнке. Ребёнок живёт под влиянием своей внутренней природы. Он ничего не придумывает. Задача педагога – обнаружить эти проявления. Личностное развитие предполагает развитие более ярких сторон индивидуальности. Личность отстаивает свою индивидуальность в течение всей своей жизни. В раннем детстве ребёнок не осознаёт ещё свою индивидуальность, он её выражает самопроизвольно. Научить его осознавать себя – задача педагога. Индивидуальный подход даёт возможность педагогу манипулировать развитием ребёнка, что может привести к конфликту с его личностными запросами. Но есть ещё одна проблема – это социальный заказ. Обществу безразлично в данный момент, развивается ли личностно ребёнок. У него свои цели, задачи и потребности, которые и формируются в виде социального заказа к человеку, образованию. При решении задачи согласования потребности общества и развивающейся личности и проявляется необходимость роли педагога.
Педагог выступает в роли исследователя, в роли психолога. Изучая ребёнка, определяя спектр его задатков, он определяет такие из них, которые достаточно сильно характеризуют индивидуальность и, в то же время, будут востребованы обществом. На развитие этих задатков и будет направлена деятельность педагога и воспитанника.
Понятие «диалог» в образовании берёт своё начало из Древнего мира от Сократа, V век до н. э. Сократ вёл беседы с учениками так, что задавал наводящие вопросы, шаг за шагом приближая их к тому выводу, который предполагал сделать сам. Диалогизм в преподавании отрицает подачу готовых знаний, а позволяет осуществлять проблемное обучение, «открытие мира впервые» ребёнком с каждым шагом его обучения, что остаётся справедливым всегда и для взрослого человека. Диалогизм в обучении предполагает развитие личности педагога, предполагает его способность меняться время от времени ролью с учеником в системе «учитель-ученик». В настоящее время диалогизм достаточно широко освоен в обучении. Это активная форма обучения (т. е. активная роль учителя и активная роль ученика).
Теория гуманизации в современной педагогике трансформировалась из теории личности. Гуманизация – это осмысление и освоение на практике идей гуманизма. Гуманизм – это признание ценности человека. Целостность педагогической теории составляет единство трёх её оснований: цели, содержания и средств. Гуманизация образования – это цель современной реформы (желательный её результат). При условии осуществления гуманизации сформируется гуманистическая педагогика. Не только в теории, но и на практике. Цель гуманистической педагогики – развитие личности.
Формирование экологического сознания тесно связано с гуманизацией. Но это более широкое понятие. Экологическое сознание включает в себя представление о гуманизации образования и всего общества. Необходимость формирования экологического сознания появилась в связи с развитием современных глобальных процессов. Начиная со второй половины XX века, учёные заявляют о развитии глобальных кризисов: экономического, экологического, антропогенного и др. Очевидна связь этих кризисов между собою. Из них антропогенный кризис, означающий нарушение психики человека в условиях современного быстроизменяющегося общества, – наиболее опасный.
Экологический кризис – это кризис, связанный с разрушением окружающей природы. Он имеет наиболее конкретные и явные проявления и негативные действия на человека. Но, как отмечают исследователи – психологи и педагоги, для выхода из экологического кризиса недостаточно обучения экологическим знаниям и привития экологических навыков и привычек. Необходимо формирование у ребёнка с раннего возраста целостного экологического сознания: понимания того, что любой живой организм не живёт замкнуто, а только совместно со средой, которая его питает и на которую оказывает влияние вся его деятельность.
Рефлексия – способность ума следить за своими собственными действиями (Декарт, XVII век). Истоки этого понятия ещё более ранние. Аристотель (IV век до н. э.) заметил, что выводы нашего ума могут быть не только верными, но и ложными, ошибочными. Рефлексивность – это способность ума. Наряду с такими способностями, как внимание, память, воображение, скорость мышления, способность к анализу (разложить на простые элементы сложные), проницательность (способность найти главное), способность к синтезу (объединению, созданию сложных картин мира). Все интеллектуальные способности традиционно развивались в процессе обучения.
Рефлексивность – это та способность ума, которая особенно актуальна для развития личности в современных условиях. Рефлексия – это феномен (явление) сознания. Следовательно, для того, чтобы воспитать рефлексивность, необходимо развивать сознание ребёнка. Поэтому особую развивающую роль имеет игровая деятельность: сознание ребёнка начинает формироваться в процессе игры, в которой ребёнок познаёт не столько деятельность сколько смысл деятельности.