Проблемы обучения и воспитания в работах А.В.Запорожца
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 11:54, курсовая работа
Краткое описание
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы раскрыть систему взглядов А.В.Запорожца в вопросах проблемы обучения и воспитания, выявить и изучить его вклад в психологическую науку, дать анализ идей и положений, которые могут быть творчески использованы в деятельности школ, в работах педагогов и психологов. Для достижения цели необходимо решение ряда задач: 1. Изучить биографию А.В.Запорожца. 2. Дать анализ основных идей и положений, которые могут быть творчески использованы в деятельности школ, в работах педагогов и психологов.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3 1.Глава 1.Творческий путь А.В.Запорожца…………………………………5 1.1. Этапы жизненного пути А.В.Запорожца……………………………..5 1.2.Личность А.В.Запорожца………………………………………………10 2. Глава 2.Влияние психических процессов на развитие, обучение и воспитание личности…………………………………………………………11 2.1.Особенности и развитие процесса восприятия………………………..11 2.2.Развитие мышления……………………………………………………..13 2.3.Происхождение и природа эмоций…………………………………….15 3. Глава 3.Взгляд А.В.Запорожца на проблемы развития психики………..16 3.1.Общие закономерности формирования психических процессов………………………………………………………………………16 3.2.Проблема соотношения биологического и социального по взгляду А.В.Запорожца………………………………………………………………...19 3.3.Основные психологические новообразования………………………..20 4.Глава 4. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А.В. Запорожца……………………………………………………………………..21 4.1.Дидактические игры……………………………………………………21 4.2.Сюжетная игра………………………………………………………….25 Заключение……………………………………………………………………27 Список использованной литературы…………………………………...…...29
4.Глава 4. Проблема
самодеятельной игры в контексте основных
идей А.В. Запорожца……………………………………………………………………..21
4.1.Дидактические
игры……………………………………………………21
4.2.Сюжетная
игра………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной
литературы…………………………………...…...29
Введение.
Воспитание и обучение
входят в содержание педагогической деятельности.
Воспитание представляет собой процесс
организованного и целенаправленного
воздействия на личность и поведение ребенка,
а обучение - процесс, основная цель которого
состоит в развитии его способностей.
Воспитание и обучение представляют собой
разные, но взаимосвязанные стороны единой
педагогической деятельности, и обе они
в действительности практически всегда
реализуются совместно, так что отделить
обучение от воспитания, как процессы
и результаты, не представляется возможным.
Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то
обучаем, а занимаясь обучением, одновременно
и воспитываем. Тем не менее, оба процесса
в аналитических целях в педагогической
психологии обычно рассматриваются отдельно,
так как они по своим целям, содержанию,
методам, ведущим видам реализующей активности
различны. Воспитание осуществляется
в основном как межличностное общение
людей и преследует цель развития мировоззрения,
морали, мотивации и характера личности,
формирования черт личности и человеческих
поступков, в то время как учение, реализуясь
через различные виды предметной теоретической
и практической деятельности, ориентировано,
в конечном счете, на интеллектуальное
и когнитивное развитие ребенка.
Проблема соотношения
обучения и воспитания – одна из самых
фундаментальных проблем в психологии,
имеющая очень давнюю историю. В педагогике
проблема обучения и воспитания также
имеет давнюю историю.
Представители
классической педагогики и психологии
Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо,
А.Дистерверг последовательно накапливали
научные факты, подтверждая и развивая
отдельные аспекты проблемы. По Каменскому,
главная задача состоит в том, чтобы раскрыть
естественный порядок обучения и на этой
основе обеспечить успех воспитания. Песталоцци
видел в обучении возможность гармоничного
воспитания ребенка. Но, несмотря на большое
количество точек зрения на эту проблему,
она до сих пор остается не полностью раскрытой.
В данной
курсовой работе мы рассмотрим точку зрения
русского психолога Александра Владимировича
Запорожца.
Цель нашего
исследования заключается в том, чтобы
раскрыть систему взглядов А.В.Запорожца
в вопросах проблемы обучения и воспитания,
выявить и изучить его вклад в психологическую
науку, дать анализ идей и положений, которые
могут быть творчески использованы в деятельности
школ, в работах педагогов и психологов.
Для достижения
цели необходимо решение ряда задач:
1. Изучить биографию
А.В.Запорожца.
2. Дать анализ
основных идей и положений, которые
могут быть творчески использованы
в деятельности школ, в работах
педагогов и психологов.
Объектом нашего
исследования является творческое наследие
А.В.Запорожца, а предметом – проблема
обучения и воспитания в его работах.
Методологической
основой исследования послужили труды
самого А.В.Запорожца.
В основу исследования
положен метод сравнительного анализа,
позволяющий критически рассмотреть фактический
материал и сделать оценку вклада А.В.Запорожца
в решение проблем отечественной психологии.
Практическая
новизна состоит в том, что проведенный
нами анализ позволяет судить о вкладе
А.В.Запорожца в педагогическую психологию.
Глава 1.
Творческий путь А.В.Запорожца.
1.1.Этапы жизненного
пути А.В.Запорожца.
Александр Владимирович
Запорожец родился 12 сентября 1905 года
в Киеве в небогатой семье. Было бы, однако,
неверно, заключить, будто происходил
он из рода обывателей, скорее напротив
— мятежников и бунтарей. Дед Запорожца
по отцовской линии, ветеран Крымской
войны, по возвращении из окопов Севастополя
в родную деревню организовал крестьянский
сход, на котором призвал соседей присвоить
помещичью землю. Закончилась эта инициатива,
естественно, каторгой, но много позже,
в годы Советской власти, была поощрена
— дедушка был награжден изрядным земельным
наделом под Белой Церковью, где Саша подростком
провел немало времени, совмещая посильный
крестьянский труд с естественными мальчишескими
забавами. Мятежный дух отца унаследовал
и один из его 11 детей — Сашин дядя П.К.
Запорожец, один из первых соратников
В.И.Ленина по «Союзу борьбы за освобождение
рабочего класса».
Мать Саши Елена Григорьевна
(в девичестве Маньковская) также отличалась
характером неспокойным и бунтарским.
В Киеве на Рейтерской улице еще сохранился
дом, принадлежавший в ХIХ веке семье Маньковских.
В 1889 году этот дом стал явочной квартирой
сестер Маньковских, сначала старшей —
Анны Григорьевны, члена «Народной воли»,
а затем младшей — Елены Григорьевны,
члена РСДРП, учительницы природоведения.
В этом доме неоднократно производились
обыски, в ходе одного из которых Елена
Григорьевна была арестована, а затем
сослана на каторгу.
Как это нередко бывает,
замужество, и рождение ребенка изгнали
ветер из буйной головы революционерки
и побудили ее вспомнить о своем женском
естестве. Тем более что мальчик родился
слабым и болезненным, требовал постоянной
заботы и ухода. Благодаря самоотверженности
матери Сашу удалось поставить на ноги,
и о мучительных недугах детства можно
было забыть. Даже туберкулез, для избавления
от которого мать ценой невероятных усилий
возила сына на морские курорты, отступил,
не оставив следа.
В 15-летнем возрасте
у будущего психолога неожиданно проснулась
страсть к театру. Совсем юным он поступает
в театральное училище. Подающего большие
надежды молодого артиста заметил знаменитый
украинский режиссер Лесь Курбас и пригласил
в свой театр «Березиль». Позже, уже, будучи
психологом, Запорожец не раз встречался
с бывшими коллегами по «Березилю», которые
не переставали сетовать, какой актер
потерян для театра. Но эти годы своеобразного
ученичества наверняка не прошли даром
— нельзя не признать, что для настоящего
психолога известный артистизм является
большим достоинством.
Уже на склоне лет Запорожец
написал для сборника воспоминаний о Лесе
Курбасе очерк, о своем первом театральном
учителе. Это небольшое сочинение многое
проясняет насчет его последующего профессионального
выбора. Запорожец пишет: «Мне представляется
достойной пристального изучения, оригинальной
и глубокой по своему психологическому
содержанию идея «перетворенного руху»
(«превращенного движения»). А.С. Курбас
предлагал актеру, прежде всего, сосредоточиться
на содержании своей роли и спектакля
в целом, осмыслить его и вчувствоваться
во внутренний мир изображаемого героя,
вжиться в ту систему отношений и обстоятельств,
в которой герою предстоит действовать,
осмыслить общественную значимость его
переживаний и поступков. Вместе с тем
он считал необходимым развить у актера
способность расслабиться, снять мышечную
напряженность, избавиться от власти штампов,
жестко зафиксированных и прагматически
направленных «орудийных» действий, ограничивающих
«степени свободы» человеческой моторики,
побуждая ее звучать подобно эоловой арфе
в унисон с внутренней симфонией дум и
переживаний изображаемой личности. Таким
образом, выдвигалась новая, очень продуктивная
концепция актерской выразительности,
в каких-то отношениях сходная с той системой
научных понятий о живом человеческом
движении, которая разрабатывается в современной
психологии». В эту систему понятий Запорожец
внес неоценимый вклад.
Далее он пишет: «Курбас
своей идеей строительства философского
театра, утверждением того, что творчество
актера и режиссера должно строиться не
на голой интуиции, а на сознательном отношении
к изображаемым событиям, на глубоком
понимании их внутреннего смысла, пробудил
во мне, может быть, сам того не подозревая,
интерес к психологии, к научному познанию
внутреннего мира человека, к исследованию
возникновения его мыслей и эмоциональных
переживаний, процесса становления его
личностных качеств. Все это побудило
меня, в конце концов, уйти из театра, поступить
во 2-й Московский университет и заняться
изучением психологии. Я стал учеником
знаменитого советского психолога Л.С.
Выготского... Обнаружилось, что, несмотря
на глубокое различие между моей предшествующей
актерской и последующей научной деятельностью,
между ними существует какая-то внутренняя
связь и то, что раньше постигалось интуитивно,
теперь должно было стать предметом объективного
экспериментального изучения и концептуального
осмысления».
Таким образом, А.В.
Запорожец пришел в психологию с уже сложившимися
интересами и своими проблемами. Здесь,
на новом поприще, в новой среде, он поистине
нашел себя. Ибо, какая это была среда.
Ещё в 1980-е годы Б.В. Зейгарник горько иронизировала:
«В наши дни каждый — сам себе Выготский».
В 20-е Выготский был самый настоящий. В
тесный круг его учеников и последователей
и вошел Запорожец.
Атмосфера поисков,
господствовавшая в театральном искусстве
(да и вообще в искусстве) в те годы, наложила
на будущего ученого глубокий отпечаток.
По словам супруги Запорожца Т.О. Гиневской,
первыми его учителями, помимо Курбаса,
были В. Мейерхольд и С. Эйзенштейн. Под
их влиянием и складывалась его программа
психологических исследований и стратегия
ее реализации. Поэтому вовсе не случайно
во второй половине 20-х годов Запорожец
стал учеником и последователем именно
Выготского, а не других, в то время значительно
более известных психологов, таких, как
П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, Г.Г. Шпет, у
которых ему также довелось учиться во
2-м МГУ. Не случайно, что Выготский направил
именно Запорожца в студию Эйзенштейна
для планирования и организации совместных
исследовательских работ, которым, к сожалению,
не суждено было осуществиться.
Дальнейшая, теперь
уже научная судьба Запорожца была неразрывно
связана со школой Выготского. Поначалу
ее составляли пять студентов одного курса
— помимо Запорожца, это были Л.И. Божович,
Л.С. Славина, Н.Г. Морозова, Р.Е. Левина,
а также двое старших, но тоже еще очень
молодых ученых — А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев
(вскоре к ним присоединился приехавший
из Ленинграда Д.Б. Эльконин). Впрочем,
о старшинстве, да и вообще о возрасте
тут приходится говорить очень условно.
Выготский был старше самого молодого
своего ученика — Запорожца — всего на
5 лет. Может быть, благодаря такой возрастной
близости скорее и легче сплачивался этот
научный коллектив, так много сделавший
для развития психологической науки в
нашей стране.
Еще в студенческие
годы Запорожец начал работу лаборантом
кафедры психологии Академии коммунистического
воспитания им. Н.К. Крупской, которой заведовал
А.Р. Лурия. В 1929 году Запорожец участвовал
в экспедиции на Алтай, проехал свыше 1000
километров верхом по горным тропам от
селения к селению. Целью экспедиции являлось
изучение зависимости между особенностями
умственного развития ребенка и социально-культурными
условиями с точки зрения «теории культурно-исторического
развития». Результаты экспедиции послужили
материалом для первой печатной работы
молодого исследователя — «Умственное
развитие и психические особенности ойротских
детей».
В 30-е годы Запорожец
вошел в состав харьковской группы психологов
во главе с А.Н. Леонтьевым. Совместно с
Леонтьевым и под его руководством он
выполнил ряд работ по проблемам возникновения
и развития психики в филогенезе. Вместе
с Леонтьевым он сформулировал широко
известную ныне гипотезу о происхождении
психики и возникновении чувствительности.
Основной смысл гипотезы в том, что возникновение
чувствительности и появление ориентировочной
реакции возможны лишь в ситуации активного
действия в поисковой ситуации. Сам Запорожец
начал самостоятельные исследования в
области детской психологии, а затем возглавил
кафедру психологии Харьковского государственного
педагогического института и руководил
ею вплоть до начала Великой Отечественной
войны.
В годы Великой Отечественной
войны ученый работал в госпиталях над
восстановлением работоспособности верхних
конечностей у раненых бойцов Красной
Армии. Психолого-физиологические основы
содержания и методов функциональной
двигательной терапии изложены А.Н.Леонтьевым
и А.В.Запорожцем в книге «Восстановление
движений» (1945).
В послевоенные годы
Запорожец возглавил лабораторию психологии
детей дошкольного возраста Института
психологии АПН РСФСР и направил работу
коллектива на анализ процесса формирования
у дошкольников различных типов двигательных
навыков, которое рассматривалось в качестве
модели овладения любыми новыми видами
поведения.
В последние годы жизни
А. В. Запорожец сосредоточил внимание
на изучении одного из самых сложных и
малоизученных в психологии вопросов
— вопроса о происхождении и природе эмоций.
1.2.Личность А.В.Запорожца.
Несколько слов о личности
самого А. В. Запорожца. Он очень любил
людей и при всей мягкости характера предъявлял
высокие требования в первую очередь к
их нравственному облику и поступкам.
А. В. Запорожец искренне радовался успехам
и достижениям в науке, особенно научной
молодежи, за работой которой он всегда
пристально наблюдал. Его радовали успехи
не только своих учеников. Он высоко ценил
ученика Б. М. Теплова — В. Д. Небылицына,
ученика А. Р. Лурия и И. А. Соколянского
— А. И. Мещерякова и многих других.