Профилактические действия в основе социализации потенциальных правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Содержание

Введение………………….……………………...…………………………….…..3

Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…..………..……………………………………5

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних…………...……………………...…………………5

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей……………………..…………….………….………14

Процесс социализации потенциальных правонарушителей…………23

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…………………………..………………………………...

2.1Профилактические действия как педагогическая проблема……………

2.2 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике……………...……………………………………………...……...

2.3 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения в начальных классах……..………...……………………………………………………….…..

Заключение……………………..……..…………..……………………………...


Список литературы………………....…………...…………………….…………


Приложения…………………..………………..………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Педагогический  институт

Кафедра начального образования

 

 

 

ТЕМА: «Профилактические действия в основе социализации потенциальных правонарушителей»

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА:

 студента  группы НК-62

 специальности  050708

Рисковой  Натальи Владимировны

 

РЕЦЕНЗЕНТ:                                                 НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

старший преподаватель                                            доцент кафедры начального

кафедры СиСП к.п.и.                                                                            образования

Гуманитарный институт                                  Владимирский государственный

ВлГУ                                                                                                     университет

Смирнова Ольга Ивановна                          Блинов Владимир Михайлович

 

 

Дата защиты ____________                                  Оценка ________________

 

 

 

 

Владимир 2012

Содержание

 

 

Введение………………….……………………...…………………………….…..3

 

Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного поведения  несовершеннолетних…..………..……………………………………5

 

    1. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних…………...……………………...…………………5

 

    1. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей……………………..…………….………….………14

 

    1. Процесс социализации потенциальных правонарушителей…………23

 

Глава II. Опытно-экспериментальное  исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…………………………..………………………………...

 

       2.1Профилактические действия как педагогическая проблема……………

 

       2.2 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике……………...……………………………………………...……...

 

       2.3 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения в начальных классах……..………...……………………………………………………….…..

 

Заключение……………………..……..…………..……………………………...

 

 

Список литературы………………....…………...…………………….…………

 

 

Приложения…………………..………………..………………………………....

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

 Главная  роль в решении этой острейшей  проблемы отводится социальной  педагогике, хотя, конечно, решить  ее можно только комплексно, с  привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества  может осуществиться лишь в  рамках научно обоснованной, обеспеченной  эффективными технологиями социально-педагогической  системы перевоспитания личности  несовершеннолетнего посредством  последовательных педагогических  и воспитательно-профилактических  воздействий, обеспечивающих формирование  личности с твердыми и правильными  жизненными установками.

 Необходимо  изучить причины, источники, обусловливающие  правонарушения, и на этой основе  построить такую систему профилактической  деятельности, которая обеспечила  бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе  предупреждения преступности является  комплексная разработка проблемы  ранней профилактики правонарушений  несовершеннолетних. Предупредить  правонарушение несовершеннолетних  можно, если к профилактической  работе привлечь семью, ближайшее  окружение.

 Наиболее  существенной причиной правонарушений  несовершеннолетних являются недостатки  в их нравственном воспитании. Следовательно, предупреждение правонарушений  несовершеннолетних лежит прежде  всего в педагогизации различных  сфер нравственного воздействия  в процессе воспитания детей  и подростков. Возрастные особенности  несовершеннолетних требуют психологически  и методически грамотного подхода  к этому контингенту.

  Изучением проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних занимались: Алексеев С.А., Башкатов И.П., Беличева С.А., Игошев К.Е., Курбатова Т.Н., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С. и др.

 

Проблема  нашего исследования: Какова роль деятельности педагога с трудновоспитуемыми младшими школьниками в профилактике противоправного поведения несовершеннолетних?

 

Цель исследования: сформировать педагогические  подходы по организации деятельности педагога по профилактике правонарушений несовершеннолетних

 

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в начальных классах.

 

Предмет: ранняя профилактика противоправного  поведения несовершеннолетних в  начальных классах.

 

Задачи:

Выявить причины и условия противоправного  поведения несовершеннолетних;

 

Изучить психологические особенности  несовершеннолетних правонарушителей;

 

Проанализировать сущность процесса социализации потенциальных правонарушителей

 

Определить причины развития трудновоспитуемости  младших школьников и указать  принципы работы по её профилактике

 

 Обобщение опыта работы школы  по профилактике правонарушений  среди несовершеннолетних.

 

Гипотеза нашего исследования состоит  в том, что профилактику противоправного  поведения несовершеннолетних целесообразно  начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, в частности, социального педагога и классного руководителя на формирование высоконравственных и этических  ценностей у трудновоспитуемых  учащихся начальных классов.

 

Методы исследования: изучение и  анализ научной и периодической  литературы по данному вопросу, проведение диагностических исследований и  коррекционных занятий.

 

 

 

Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного  поведения несовершеннолетних

 

1.1 Причины и условия  противоправного поведения несовершеннолетних

 

  Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

  Практика борьбы с преступностью показывает, что общая закономерность последовательного сокращения преступности, в том числе и среди несовершеннолетних, реализуется в современных условиях весьма неравномерно. Это сказывается на динамике и структуре преступности, которая может отражать существенные изменения темпов снижения преступности в различные периоды, временную стабилизацию ее уровня и даже отдельные "вспышки” локального характера в некоторых зонах и территориальных регионах. На указанную тенденцию обращали внимание и другие исследователи. По мнению группы московских криминологов, текущие цели системы предупреждения преступности в разрезе региональных и других характеристик могут дифференцироваться в сравнительно широком диапазоне: от стабилизации уровня преступлений отдельных видов и некоторого их снижения до существенного снижения.

 Общими  объектами воздействия специально-криминологического  предупреждения правонарушений  несовершеннолетних являются: криминогенные  факторы, отрицательно влияющие  на нравственное формирование  личности правонарушителей; различные  конфликтные ситуации; внешние условия  и обстоятельства, объективно способствующие  совершению преступлений и наступлению  преступного результата. Применительно  к теме нашего исследования, в  качестве непосредственного объекта  социального контроля в сфере  профилактики преступлений выступает  личность учащихся правонарушителей  как носителей различных общественных  связей, отношений и явлений, имеющих  криминогенную значимость. К ним,  прежде всего, следует отнести:  детей и подростков, которые самовольно  оставили учебу в школах, техникумах, профтехучилищах и других учебных  заведениях, нигде не учатся, не  работают и ведут антиобщественный  образ жизни; трудновоспитуемых  и неуспевающих учеников, систематически  нарушающих школьный режим и  правила общественного поведения; несовершеннолетних, условно направленных или возвратившихся из спецшкол и спецпрофтехучилищ; подростков, возвратившихся из мест заключения, осужденных судами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также условно осужденных и переданных на перевоспитание общественности; осужденных учащихся, в отношении которых судами применена отсрочка исполнения приговора; безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

 В процессе  осуществления профилактических  мер, субъекты этой деятельности  адресуют конкретные требования  объектам социального контроля, используя систему методов и  средств воздействия на личность  правонарушителя. Эффективность  их в значительной мере обусловливается  всесторонним знанием самого  объекта профилактики, особенности  различных групп и контингентов  несовершеннолетних правонарушителей  и числа учащихся, их нравственно-психологические  свойства, социальной среды и  ближайшего бытового окружения.  Это имеет первостепенное значение  для правильного определения  организационных форм профилактической  воспитательной работы.

  Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой. Российские криминологи справедливо акцентируют своё внимание на решающей роли социальной среды в формировании противоправного и преступного поведения. При этом, характер причинно-следственных связей определяется многозначной причинностью, состоящей в диалектическом взаимодействии многих факторов (обстоятельств), которые обусловили преступление, способствовали, сопутствовали, облегчали или препятствовали его наступлению. Находясь в различных формах взаимосвязи, указанные факторы, по характеру воздействия, направленности и значимости играют не одинаковую роль. Применительно к теме исследования, важно отметить, что по мере удаления от ближайших причин, детерминирующих преступное деяние, сила причинной связи последовательно ослабевает и при наличии многих промежуточных звеньев может практически не оказывать криминогенного воздействия. Это свойство лежит в основе выбора оптимального решения по вычленению из множества причин и условий совершения учащимися преступлений наиболее существенных и значимых, имеющих чётко выраженную направленность и выступающих объектом профилактического воздействия.

  Результаты проведенных конкретно-социологических исследований дают основание утверждать, что преступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, выступающих основной причиной возникновения антиобщественных взглядов; с недостатками в нравственном и трудовом воспитании учащихся и плохой организации их досуга; ошибками и упущениями в деятельности государственных органов, учебных коллективов и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.

 Весьма  четко прослеживается в генезисе  преступного поведения отрицательная  значимость таких признаков, характеризующих  личность, как низкий культурный  и образовательный уровень учащихся - правонарушителей. Результаты исследований  указывают на некоторое повышение  за последние годы общего образовательного  уровня у подростков-правонарушителей, что обусловливается введением  в нашей стране всеобщего среднего  образования. В то же время,  по-прежнему отмечается устойчивое  отставание в образо­вательном  и культурном уровне правонарушителей  от своих сверстников. Несоответствие  образовательного и культурного  уровней возрасту учащегося, что  обычно связано с нежеланием  учиться, обусловливает неразвитость  интересов и утилитарность потребностей  учащихся. Положение усугубляется  еще и тем, что несовершеннолетние  правонарушители обычно с недоверием  воспринимают информацию воспитательного  характера, исходящую от официальных  лиц и коллективов, нередко  трактуют ее ошибочно, стремясь  найти в ней лишь то, что  в какой-то мере может оправдать  их поведение и укрепить статус  в неформальных группах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного  коллектива, такие учащиеся ищут  занятия вне школы, в кругу  случайных уличных знакомых и  сравнительно легко попадают  под пагубное влияние антиобщественных  элементов. "Вредное влияние микросреды, — пишет болгарский психолог  В.Момов, — часто оказывается  сильнее по сравнению с более  далеким и опосредованным влиянием  макросреды. Именно это — одно  из слабейших мест социализации  человека на современном этапе  развития общества. (40,59) Следует  согласиться с Л.М. Зюбиным,  который полагает, что в силу  особенностей общения и ориентации  трудновоспитуемых подростков личные  связи и неформальные группы  необходимо устранить, пресечь  или нейтрализовать источники  вредного влияния и факторы,  способствующие неблагоприятному  формированию личности учащегося. (22, 35) Поскольку среди учеников, совершивших  преступления и иные правонарушения, подавляющее большинство составляют  трудновоспитуемые и неуспевающие  ученики, педагогическим коллективам и общественным организациям учебных заведений следует больше внимания уделять этому контингенту учащихся.

Информация о работе Профилактические действия в основе социализации потенциальных правонарушителей