Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:19, дипломная работа
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Введение………………….……………………...…………………………….…..3
Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…..………..……………………………………5
Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних…………...……………………...…………………5
Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей……………………..…………….………….………14
Процесс социализации потенциальных правонарушителей…………23
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…………………………..………………………………...
2.1Профилактические действия как педагогическая проблема……………
2.2 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике……………...……………………………………………...……...
2.3 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения в начальных классах……..………...……………………………………………………….…..
Заключение……………………..……..…………..……………………………...
Список литературы………………....…………...…………………….…………
Приложения…………………..………………..………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Педагогический институт
Кафедра начального образования
ТЕМА: «Профилактические действия в основе социализации потенциальных правонарушителей»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА:
студента группы НК-62
специальности 050708
Рисковой Натальи Владимировны
РЕЦЕНЗЕНТ:
старший преподаватель
кафедры СиСП к.п.и.
Гуманитарный институт
ВлГУ
Смирнова Ольга Ивановна
Дата защиты ____________ Оценка ________________
Владимир 2012
Содержание
Введение………………….……………………...………
Глава I. Психолого-педагогические основы
профилактики противоправного поведения
несовершеннолетних…..………..…………
Глава II. Опытно-экспериментальное
исследование ранней профилактики противоправного
поведения несовершеннолетних…………………………..
2.1Профилактические действия как педагогическая проблема……………
2.2 Причины развития
трудновоспитуемости младших школьников
и принципы работы по ее профилактике……………...…………………………
2.3 Опытно-экспериментальная
работа по ранней профилактике противоправного
поведения в начальных классах……..………...…………………………………
Заключение……………………..……..…………..
Список литературы………………....………
Приложения…………………..………………..………
Введение
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Главная
роль в решении этой острейшей
проблемы отводится социальной
педагогике, хотя, конечно, решить
ее можно только комплексно, с
привлечением всех сил
Необходимо
изучить причины, источники,
Наиболее
существенной причиной
Изучением проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних занимались: Алексеев С.А., Башкатов И.П., Беличева С.А., Игошев К.Е., Курбатова Т.Н., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С. и др.
Проблема нашего исследования: Какова роль деятельности педагога с трудновоспитуемыми младшими школьниками в профилактике противоправного поведения несовершеннолетних?
Цель исследования: сформировать педагогические подходы по организации деятельности педагога по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в начальных классах.
Предмет: ранняя профилактика противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах.
Задачи:
Выявить причины и условия
Изучить психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей;
Проанализировать сущность процесса социализации потенциальных правонарушителей
Определить причины развития трудновоспитуемости младших школьников и указать принципы работы по её профилактике
Обобщение опыта работы школы
по профилактике
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, в частности, социального педагога и классного руководителя на формирование высоконравственных и этических ценностей у трудновоспитуемых учащихся начальных классов.
Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данному вопросу, проведение диагностических исследований и коррекционных занятий.
Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
1.1 Причины и условия
противоправного поведения
Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.
Практика борьбы с преступностью показывает, что общая закономерность последовательного сокращения преступности, в том числе и среди несовершеннолетних, реализуется в современных условиях весьма неравномерно. Это сказывается на динамике и структуре преступности, которая может отражать существенные изменения темпов снижения преступности в различные периоды, временную стабилизацию ее уровня и даже отдельные "вспышки” локального характера в некоторых зонах и территориальных регионах. На указанную тенденцию обращали внимание и другие исследователи. По мнению группы московских криминологов, текущие цели системы предупреждения преступности в разрезе региональных и других характеристик могут дифференцироваться в сравнительно широком диапазоне: от стабилизации уровня преступлений отдельных видов и некоторого их снижения до существенного снижения.
Общими
объектами воздействия
В процессе
осуществления
Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой. Российские криминологи справедливо акцентируют своё внимание на решающей роли социальной среды в формировании противоправного и преступного поведения. При этом, характер причинно-следственных связей определяется многозначной причинностью, состоящей в диалектическом взаимодействии многих факторов (обстоятельств), которые обусловили преступление, способствовали, сопутствовали, облегчали или препятствовали его наступлению. Находясь в различных формах взаимосвязи, указанные факторы, по характеру воздействия, направленности и значимости играют не одинаковую роль. Применительно к теме исследования, важно отметить, что по мере удаления от ближайших причин, детерминирующих преступное деяние, сила причинной связи последовательно ослабевает и при наличии многих промежуточных звеньев может практически не оказывать криминогенного воздействия. Это свойство лежит в основе выбора оптимального решения по вычленению из множества причин и условий совершения учащимися преступлений наиболее существенных и значимых, имеющих чётко выраженную направленность и выступающих объектом профилактического воздействия.
Результаты проведенных конкретно-социологических исследований дают основание утверждать, что преступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, выступающих основной причиной возникновения антиобщественных взглядов; с недостатками в нравственном и трудовом воспитании учащихся и плохой организации их досуга; ошибками и упущениями в деятельности государственных органов, учебных коллективов и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.
Весьма
четко прослеживается в
Информация о работе Профилактические действия в основе социализации потенциальных правонарушителей