Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2014 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность. Наличие познавательных интересов способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач. Об этом и должны позаботиться учителя. Поэтому проблема использования дидактических игр является актуальной в данное время. В соответствии с этим была поставлена

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические основы использования
дидактических игр в процессе обучения…………………………………5
1.1. Природа игры………………………………………………………………………..5
1.2. Роль игры в организации жизнедеятельности детей и процессе обучения..7
1.3. Проблема игры в отечественной литературе……………………………………14
1.4. Опыт использования дидактических игр в зарубежной литературе………...19
Глава II. Использование дидактических игр на уроках русского языка………….23
2.1. Дидактические игры на уроках русского языка……………………………….23
2.2. Конспект модели урока-игры……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………………….33
Литература………………………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

Игровые формы уроков русского языка 2.DOC

— 194.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………….3                                                                                                                                                                                            

Глава I. Психолого-педагогические основы использования          

                дидактических игр в процессе  обучения…………………………………5                                                

1.1. Природа игры………………………………………………………………………..5                                                                                                     

1.2. Роль игры в организации  жизнедеятельности детей и процессе  обучения..7 

1.3. Проблема игры в  отечественной литературе……………………………………14                                                  

1.4. Опыт использования  дидактических игр в зарубежной  литературе………...19

Глава II. Использование дидактических игр на уроках русского языка………….23

  2.1. Дидактические игры на уроках русского языка……………………………….23

  2.2. Конспект модели урока-игры……………………………………………………..24          

Заключение………………………………………………………………………………….33

Литература………………………………………………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 «Игра – это жизненная  лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

                                     С.Т.Шацкий.

 

              Говорят, что заставить учиться  нельзя, учёбой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребёнка, в течение всего урока поддерживать его внимание. Недаром говорят: «Шутка – минутка, а заряжает на час.»

          Высоко оценивая роль игры, В.А.Сухомлинский  писал: «Без игры нет и не  может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»            

       Хороший  урок должен отличаться многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Её развитие не может происходить без эмоционального проявления познавательной потребности. Ещё К.Д.Ушинский, подчеркивая важность занимательных упражнений, писал: «Чем далее вы будете оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения».

              В справедливости этих слов  сегодня убеждаются педагоги, психологи, методисты, учителя.

              Дети приходят в школу из  детских садов, где основным видом  деятельности была игра. Теперь главным трудом становится учение, на которое первоклассникам трудно переключиться. Оно требует от детей гораздо большей ответственности, усидчивости и трудолюбия. Быстрому и безболезненному преодолению психического барьера, возникающего при поступлении ребенка в школу, является использование игры как методического приема в учебном процессе.

              Проблема игры ещё с давних времен привлекала внимание зарубежных и русских педагогов и психологов: К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, У.М.Гелассера, К.Гросса, К.Бюллера. Каждый из них смотрел на игру по-разному, видя в ней большую значимость для ребенка.

              Для успешного обучения и воспитания  детей необходимо на первых  же годах школьного обучения  пробудить их интерес к учебным  занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность. Наличие познавательных интересов способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач. Об этом и должны позаботиться учителя. Поэтому проблема использования дидактических игр является актуальной в данное время. В соответствии с этим была поставлена

цель данной работы: показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психолого-педагогические основы использования дидактических            игр в процессе обучения.

1.1. Природа игры.

              Игра сопровождала человека на  протяжении всей истории его  существования, развивая его способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни. «Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая». Игра – это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра индивида теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. У животных она связана с основными формами инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека «игра – дитя труда». Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена производственно-техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим операциям. Существенным в труде как источнике игры является его общественная сущность, специфический характер трудовой деятельности, которая вместо того, чтобы, как жизнедеятельность животных, просто приспособляться к природе, изменяет её. Игра связана с практикой, с воздействием на мир. «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность».

              Впервые появляясь в игре, эта  самая всеобщая человеческая  способность в игре впервые и формируется. В игре впервые проявляется потребность ребенка воздействовать на мир -  в этом основное, центральное и самое общее значение игры.

              Будучи связана с трудом, игра  и отлична от него. Основное  различие заключается не в каких-либо частных проявлениях, а в общем отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чем испытывает непосредственную потребность или непосредственный интерес; он делает то, что нужно сделать. Играющие в своей игровой деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость. В игре выражается  более непосредственное отношение к жизни. Мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещественном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к её результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка. В игре совершенствуются  лишь действия, значимые для индивида по их внутреннему содержанию. В этом  основная особенность игровой деятельности.

              Игра является деятельностью, в  которой разрешается противоречие  между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Способность перейти в воображаемый план и в нем строить действие, будучи предпосылкой игры, является вместе с тем и её результатом.

              П.П.Блонский полагает, что «игра  есть только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка.» Он склонен думать, что «игры вообще» не существует. Блонский считает, что, когда нужно было поручить кому-либо из психологов написать энциклопедию статью «Игра», он заявил, что «игра» - есть слово, за которым ничего не скрывается и которое должно  быть изгнано из психологии.

              Д.Б.Эльконин  считает, что «игру  нужно рассматривать как совершенно  своеобразную деятельность, а не  как сборное понятие, объединяющее  все виды детских деятельностей». 

              Л.С.Выготский считал, что «игра  – это своеобразное отношение  к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие». 

              П.И.Пидкасистый считал природу игры тайной  всех тайн, и ещё никто не отыскал «золотой ключик» к открытию истоков игры. «Игра -  есть закономерное явление филогенеза  биомашинных систем  на Земле, одна из совместных форм их активной жизнедеятельности в безопасной и благополучной обстановке, направленная на адаптацию к внешней среде и её изменениям, а также к внутренним изменениям в онтогенезе».

              Философы утверждают, что «игра  – это особая форма детской  жизни, выработанная или созданная  обществом для управления развитием детей; в этом плане она есть особое педагогическое творение, хотя творцом её были не отдельные люди, а общество в целом; а сам процесс возникновения и развития игры был «массовым»…процессом, в котором естественно-историческая закономерность «пробивалась» через разнообразную сознательную деятельность отдельных людей».

              В теоретической литературе сущность  игры рассматривалась как:

  1. Особое отношение личности к окружающему миру.
  2. Особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность.
  3. Социально-заданный ребенку и  усвоенный им вид деятельности.
  4. Особое содержание усвоения.
  5. Деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка.
  6. Социально-педагогическая форма организации детской жизни, «детского общества».

              Сущность игры заключается в  том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определенные роли, педагог может тем самым программировать определенные положительные чувства играющих детей. Во-первых, важен сам опыт переживания положительных чувств для человека; во-вторых, через переживания только и можно воспитать положительное отношение к деятельности. «В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом её основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть,» - писал С.Л.Рубинштейн.

              Таким образом, мы показали, что  нет единого определения сущности игры.

 

1.2. Роль игры  в организации жизнедеятельности  детей и процессе обучения.

              Игра является одним из ведущих  средств, адекватных и природе  детства и культуре. Она существует  как бы в двух измерениях: в  настоящем и будущем. С одной  стороны, предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей. С другой стороны, игра всегда направлена в будущее, т.к. в ней либо прогнозируется или моделируется жизненная ситуация. Именно поэтому игра остается непременным атрибутом гуманистического воспитания: в ней заключена реальная возможность воспитывать и обучать ребенка в радости.

              Воспитательная система школы, класса, с точки зрения представленности в ней игры, может быть рассмотрена многогранно:

  1. Игра, как один из ведущих типов развивающей деятельности детей в учебное и внеучебное время.
  2. Игра, как метод организации других видов деятельности.
  3. Игра, как  форма организации комплексного педагогического действия.
  4. Игра, как средство эмоционального сплочения детей.
  5. Игра, как особый способ межличностного, детского и педагогического общения.
  6. Игра, как стиль организации предметной среды.

Однако, в принципиальном плане, все это многообразие можно свести к 2 направлениям педагогической работы:

  1. К использованию игры в качестве самостоятельной деятельности с присущим ей воспитательным потенциалом.
  2. К использованию её специфических свойств, элементов, форм, в качестве метода организации воспитательного процесса.

              Природа создала игры для всесторонней подготовки детей к жизни, поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности ребенка и выступают как специфическая детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и название игр: познавательные, дидактические, интеллектуальные, спортивные, ролевые и другие.

              Игра – важнейшее средство  саморазвития ребенка, путь тренировки  психических свойств и качеств: внимания, наблюдения, абстрагирования, терпения. Игра является первоначальной школой формирования нравственных качеств личности, способности понимания другого, партнерству, сотрудничеству, самоорганизации.

              Воспитывающий потенциал игры  всегда зависит:

  1. От содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр.
  2. От того, каким героям подражают дети.
  3. Он обеспечивается самим процессом игры, как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами.
  4. Воспитательная атмосфера игры обеспечивается стилем общения её участников.

              Отличительные особенности игровой  деятельности заключены в её  добровольности, высокой активности, в контактной зависимости участников. Вместе с тем игра – это едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способностей к творчеству в целом.

Информация о работе Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения