Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2014 в 23:03, курсовая работа
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность. Наличие познавательных интересов способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач. Об этом и должны позаботиться учителя. Поэтому проблема использования дидактических игр является актуальной в данное время. В соответствии с этим была поставлена
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические основы использования
дидактических игр в процессе обучения…………………………………5
1.1. Природа игры………………………………………………………………………..5
1.2. Роль игры в организации жизнедеятельности детей и процессе обучения..7
1.3. Проблема игры в отечественной литературе……………………………………14
1.4. Опыт использования дидактических игр в зарубежной литературе………...19
Глава II. Использование дидактических игр на уроках русского языка………….23
2.1. Дидактические игры на уроках русского языка……………………………….23
2.2. Конспект модели урока-игры……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………………….33
Литература………………………………………………………………………………….34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Психолого-педагогические основы использования
дидактических игр в процессе
обучения…………………………………5
1.1. Природа игры………………………………………………
1.2. Роль игры в организации
жизнедеятельности детей и
1.3. Проблема игры в
отечественной литературе………………
1.4. Опыт использования
дидактических игр в
Глава II. Использование дидактических игр на уроках русского языка………….23
2.1. Дидактические игры на уроках русского языка……………………………….23
2.2. Конспект модели урока-игры……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
Говорят, что заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребёнка, в течение всего урока поддерживать его внимание. Недаром говорят: «Шутка – минутка, а заряжает на час.»
Высоко оценивая роль игры, В.А.Сухомлинский
писал: «Без игры нет и не
может быть полноценного
Хороший урок должен отличаться многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Её развитие не может происходить без эмоционального проявления познавательной потребности. Ещё К.Д.Ушинский, подчеркивая важность занимательных упражнений, писал: «Чем далее вы будете оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения».
В справедливости этих слов сегодня убеждаются педагоги, психологи, методисты, учителя.
Дети приходят в школу из детских садов, где основным видом деятельности была игра. Теперь главным трудом становится учение, на которое первоклассникам трудно переключиться. Оно требует от детей гораздо большей ответственности, усидчивости и трудолюбия. Быстрому и безболезненному преодолению психического барьера, возникающего при поступлении ребенка в школу, является использование игры как методического приема в учебном процессе.
Проблема игры ещё с давних времен привлекала внимание зарубежных и русских педагогов и психологов: К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, У.М.Гелассера, К.Гросса, К.Бюллера. Каждый из них смотрел на игру по-разному, видя в ней большую значимость для ребенка.
Для успешного обучения и
цель данной работы: показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.
Глава I. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения.
1.1. Природа игры.
Игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни. «Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая». Игра – это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра индивида теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. У животных она связана с основными формами инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека «игра – дитя труда». Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена производственно-техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим операциям. Существенным в труде как источнике игры является его общественная сущность, специфический характер трудовой деятельности, которая вместо того, чтобы, как жизнедеятельность животных, просто приспособляться к природе, изменяет её. Игра связана с практикой, с воздействием на мир. «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность».
Впервые появляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры.
Будучи связана с трудом, игра и отлична от него. Основное различие заключается не в каких-либо частных проявлениях, а в общем отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чем испытывает непосредственную потребность или непосредственный интерес; он делает то, что нужно сделать. Играющие в своей игровой деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость. В игре выражается более непосредственное отношение к жизни. Мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещественном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к её результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка. В игре совершенствуются лишь действия, значимые для индивида по их внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности.
Игра является деятельностью, в
которой разрешается
П.П.Блонский полагает, что «игра есть только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка.» Он склонен думать, что «игры вообще» не существует. Блонский считает, что, когда нужно было поручить кому-либо из психологов написать энциклопедию статью «Игра», он заявил, что «игра» - есть слово, за которым ничего не скрывается и которое должно быть изгнано из психологии.
Д.Б.Эльконин считает, что «игру
нужно рассматривать как
Л.С.Выготский считал, что «игра – это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие».
П.И.Пидкасистый считал природу игры тайной всех тайн, и ещё никто не отыскал «золотой ключик» к открытию истоков игры. «Игра - есть закономерное явление филогенеза биомашинных систем на Земле, одна из совместных форм их активной жизнедеятельности в безопасной и благополучной обстановке, направленная на адаптацию к внешней среде и её изменениям, а также к внутренним изменениям в онтогенезе».
Философы утверждают, что «игра
– это особая форма детской
жизни, выработанная или созданная
обществом для управления
В теоретической литературе
Сущность игры заключается в
том, что в ней важен не результат,
а сам процесс, процесс переживаний,
связанных с игровыми
Таким образом, мы показали, что
нет единого определения
1.2. Роль игры
в организации
Игра является одним из
Воспитательная система школы, класса,
с точки зрения представленност
Однако, в принципиальном плане, все это многообразие можно свести к 2 направлениям педагогической работы:
Природа создала игры для
Игра – важнейшее средство саморазвития ребенка, путь тренировки психических свойств и качеств: внимания, наблюдения, абстрагирования, терпения. Игра является первоначальной школой формирования нравственных качеств личности, способности понимания другого, партнерству, сотрудничеству, самоорганизации.
Воспитывающий потенциал игры всегда зависит:
Отличительные особенности