Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:00, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что обществу остро требуются люди, обладающие развитой познавательной активностью, имеющие высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, действующие рационально и способные принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях.
Недостаточная сформированность познавательной активности учащихся в традиционных условиях обучения современной школы отрицательно сказывается на становлении личности, ее социальной значимости.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Использование творческих заданий, как условие активизации учебно – познавательной деятельности на уроке математики в младших классах……………………………………………………………………...5
1.1. Сущность и критерии познавательной активности, её уровни и признаки………………………………………………………………...5
1.2. Активизация учебно – познавательной деятельности ученика на уроке математики в младших классах: пути, способы, условия интереса…………………………………………………………………8
1.3. Сущность, критерии уровня познавательного интереса и его значение в обучении и развитии……………………………………..14
1.4. Условия формирования познавательного интереса………………...22
2. Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при работе с понятиями………………………………………………………25
2.1. Общая характеристика термина «понятия»…………………………25
2.2. Анализ различных методик формирования понятий у младших школьников……………………………………………………………31
2.3. Методика формирования познавательных интересов младших школьников через использование творческих заданий при работе над понятиями «Объёмные тела»……………………………………34
2.4. Составление геометрических словариков как один из видов творческих заданий при формировании геометрических понятий у младших школьников………………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………...46
Список использованной литературы……………………………………….48
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….48
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что обществу остро требуются люди, обладающие развитой познавательной активностью, имеющие высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, действующие рационально и способные принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях.
Недостаточная сформированность познавательной активности учащихся в традиционных условиях обучения современной школы отрицательно сказывается на становлении личности, ее социальной значимости.
Формирование познавательной активности в силу ряда особенностей более интенсивно протекает в подростковом возрасте. Для данной возрастной группы характерно расширение сферы деятельности, формирование отношения к себе как к члену общества, рост склонности к самооценке, и на ее основе - к самопознанию себя как личности, стремление к самоутверждению, самовыражению (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, Т.В. Драгунова и др.).
Проблема формирования познавательной активности чрезвычайно широка и многогранна и включает в себя целый ряд разнообразных вопросов. Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, З.Ф. Чехлова, А.А. Люблинская, М.И. Махмутов, Ю.Н. Кулюткин, Э.А. Красновский и другие рассматривали процесс формирования и активизации учебно-познавательной деятельности. Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, А.П. Архиповым, В.Ф. Башариным, В.Б. Бондаревским, А.К. Дусавицким, Б.С. Заир-Бек, А.Г. Здравосмысловым и другими показаны пути и средства развития познавательных интересов учащихся. В.И. Аксюченко, Д.П. Барам, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина рассматривали проблему формирования общих умений. Д.Б. Богоявленская, М.Р. Гинзбург, В.Н. Пушкин, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, И.А. Петухова, Б.Р. Кадыров изучали влияние различных видов активности на продуктивность учебной деятельности. В работах В.А. Крутецкого, В.Н. Гриневой, Г.Г. Петренко, Н.В. Гродской, Л.П. Лемберг, Л.П. Пименовой рассматриваются вопросы взаимосвязи познавательной активности и самостоятельности. Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, М.И. Махмутов, Г.Д. Кириллова рассматривали активизацию учебной деятельности учащихся в рамках проблемного и развивающего обучения.
Однако необходимо отметить, что перечисленные выше авторы, достаточно полно осветив вопросы стимулирования активности учащихся среднего и старшего школьного возраста в рамках учебной деятельности, уделяли недостаточное внимание возможностям формирования познавательной активности учащихся младших классов.
Тема курсовой работы: «Использование творческих заданий, как условие активизации учебно – познавательной деятельности на уроке математики в младших классах».
Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования – активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования – теоретически обосновать активизацию учебно - познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования – процесс развития учебно - познавательного интереса будет эффективным, если:
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, методических документов, наблюдение, моделирование. Также при написании данной курсовой работы использовались методы логики, синтеза и анализа.
По своей структуре курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы.
В развитии теории и практики активного учения сыграли большую роль исследования Есипова Б.П., Левиной М.М., Огородникова И.Т., Русакова Б.А., Шаталовой Т.И. и других. Вклад в разработку проблемы активизации учения внесли исследовательский интерес и его связь с активизацией познавательной деятельности.
Значительным вкладом в педагогическую и психологическую науки являются исследования Р.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б. Эльконина, выявившие возможности значительного повышения активности младших школьников в познавательной деятельности. Непосредственно вопросом познавательной деятельности посвящены работы Л.П.Аристовой, Т.Г.Рамзаевой, Н.Ф. Талызиной, И.Ф.Харламова [6],[7],[8],[12].
Раскрытие сущности познавательной активности обусловливает потребность в рассмотрении самого явления «активность личности».
Активность – это волевое действие, психологическое состояние личности, характеризующее ее усиленную деятельность.
В психолого-педагогической литературе обосновываются различные подходы к пониманию явления «активность личности».
Активность личности рассматривается, как:
- важнейшая ее черта;
- способность личности изменять реальность, в том числе и саму себя;
- проявление усилия в
- напряжение умственных сил в ходе деятельности, в том числе и познавательной;
- способность и стремление к
энергичному выполнению познава
Активность личности может быть как внутренней, так и внешней.
Внутренняя активность познавательной деятельности обучающегося связана с активностью его мышления. Внешняя же деятельность служит при этом средством, способствующим стимулированию внутренней активности и обеспечивающим контроль за ее протеканием.
Истоками активности личности в ходе деятельности являются:
- сам человек;
- природная и социальная среда;
- взаимодействие человека с другими людьми.
Человек, природная и социальная среда – это потенциальные мотивы активизации личности, в том числе и познавательной.
Актуальными являются мотивы, характеризующие взаимодействие человека с другими людьми, взаимное информирование друг друга, регулирующее воздействие, эмоциональную, интеллектуальную и волевую реакцию, систему потребностей, ответные и встречные действия участников познавательной и преобразовательной деятельности.
Гносеологический анализ познавательной активности позволяет выделить исходные положения для рассмотрения процесса учения как отражательно-преобразующей деятельности.
В числе этих положений выделим физиологию и психологию активизации познавательной деятельности.
С физиологической точки зрения, учение представляет собой выработку условных рефлексов.
С позиции современной физиологии, учение представляет собой процесс самоуправляемой познавательной деятельности человека, в основе которой, с учетом рефлекторной закономерности, лежит сличение полученного результата с целью.
Гносеология позволяет установить общую логику учебного познания, в том числе и активного, последовательность его этапов. Физиология при этом дает естественно-научное объяснение учению.
Психическую активность личности, в том числе и в образовательной деятельности, составляют следующие характеристики. Предварительно подчеркнем, что психическая активность человека многофункциональна и многообразна.
Основными функциями психики являются:
- отражение;
- побуждение;
- регуляция;
- творчество.
Отражение – это функция психической активности личности, находящей свое выражение в отображении в сознании явлений окружающей реальности, в том числе и самой себя.
Побуждение – это функция психической активности личности, характеризующая ее стремление заниматься познавательной и преобразовательной деятельностью.
Регуляция – это функция психической активности личности, предполагающая приведение познавательной и преобразовательной деятельности в состояние, соответствующее поставленным целям.
Творчество – это функция психической активности личности, ориентированная на создание оригинальных продуктов в ходе деятельности.
Обозначенные функции психической активности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они приобретают качественное своеобразие в зависимости от целей, ценностей и способов их достижения.
Доминантная цель самоорганизует и мобилизует активность обучающегося; интегрирует, упорядочивает функции его психики.
Цель подразумевает соответствующую ценность, которая ведет к образованию потребностей активно мыслить и действовать.
Доминантная цель объективируется следующим образом:
- посредством ориентации в
- в выборе методов и средств воздействия на объект;
- в способах поведения, соответствующего
предпочитаемым ориентирам-
Цели и ценности определяют способы и средства их достижения, что, в свою очередь, оказывает воздействие на стиль деятельности познающей личности.
Стиль активной познавательной деятельности, поведения человека есть результат образования устойчивых, привычных связей между его доминантными целями, ценностями и способами поведения, познания и воздействия его на окружающий мир.
Гармоничность личности, ее социально приемлемая активность детерминированы (причинно-обусловлены) гуманностью системы ценностей и целей, творческим характером деятельности, "соразмерностью и сообразностью" ее поведения.
Содержание, направленность и степень развития доминантной активности человека создают условия соактивности с другими людьми – субъектами образовательной деятельности.
По выбору способов решения проблем, в том числе и познавательных, и предпочтительной ориентации на ценности-объекты можно судить о склонности к определенному стилю взаимодействия обучающегося с другими людьми.
Познавательная активность формируется и развивается в образовательном процессе.