Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 10:41, реферат
Предметом исследования является роль взрослого в организации произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста .
Целью работы является изучение путей развития произвольного поведения детей в процессе образовательной деятельности ребёнка.
Задачи работы:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Провести теоретический анализ понятий «воля» и «произвольность», показав их специфическое содержание.
Введение
Для педагогов и родителей является естественным желание видеть детей любознательными, сообразительными, умными. Однако нередки случаи, когда у ребёнка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, проблемы. Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников трудностями в обучении, недостаточность развития произвольного поведения, недоразвития волевых функций, сложность в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. Недоразвитие произвольности, импульсивность, неуправляемость поведения в настоящее время признаётся одной из основных причин школьной неуспеваемости.
Актуальность работы исследования связана с настоятельной общественной необходимостью обеспечения формирования личности ребёнка, особенно на ранних этапах её становления.
Важнейшими качествами личности человека являются воля и произвольность. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности ,позволяют ставить цели и добиваться своего. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка.
Вопросы о решающей роли воли и произвольности в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Философ Сократ (469 - 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование личности. Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) - считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, которому придается особое значение. Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.) ученик Платона выдвигал в в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков, приучение, частое повторение желательных действий и разум - таковы три источника нравственного воспитания.
Проблемой развития произвольного поведения детей занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи. Исследуя становление произвольного поведения, А.В. Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки в этом процессе. Е.О. Смирнова убедительно показана важную роль произвольного поведения в подготовке ребенка к школьному обучению. Так, согласно Л. С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д. Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков. А. Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л. И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования .
Изучив теоретический материал по вопросу о развитии произвольного поведения, можно сделать вывод о том, что ученые подошли к этому вопросу с разных сторон, изучили разные аспекты этой проблемы. Малоизученными остался вопрос о специфике проявления произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Исходя из данной темы, объектом исследования будет произвольное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является роль взрослого в организации произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста .
Целью работы является изучение путей развития произвольного поведения детей в процессе образовательной деятельности ребёнка.
Задачи работы:
Методами исследования являются анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и предложение конкретных методик их коррекции. Исходной точкой для работы стало положение о том, что уровни и этапы развития произвольного поведения должны определяться не наличием качеств в индивидуальных действиях ребёнка, а содержанием мотивов деятельности его и взрослого.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воля и произвольность являются разными по своему содержанию психологическими образованиями. Развитие воли связанно со становлением и оформлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности своего поведения. Произвольность-это умение подчинять своё поведение заданному правилу [7,с.31]. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [11,с.72-74]. Это-способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. Волевое действие - это произвольное действие. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение главный образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.
Главной чертой произвольного и волевого действия является его осознанность. Без осознания своих действий невозможно управлять ими и контролировать их. Импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников объясняется, как правило, его неосознанностью - дети не замечают, не знают и не осознают, что они делают. Поэтому первый и главный шаг в воспитании произвольного поведения дошкольников должен заключаться в формировании осознанности их действий [19,с.86]. Развитие произвольности - одна из важнейших характеристик дошкольного возраста, связанная с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания. - писал Л.С. Выготский [8,с.150-151].
Волевые, или произвольные, действия возникают у человека не сразу. Они развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные, как, например, сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание. К непроизвольному типу поведения относятся также импульсивные действия, неосознанные, не подчиненные общей цели, например, на шум за окном, на нужный предмет. Специфическая особенность волевого поведения заключается в том, что человек внутренне переживает состояние «я должен», а не «я хочу». Конечно, бывают случаи совпадения волевого и импульсивного поведения, например, «я хочу исполнить свой долг». Поэтому, образно выражаясь, жизнь человека представляет собой постоянную борьбу волевого и привычного, обыденного поведения. В противоположность непроизвольным, сознательные волевые действия, более характерные для поведения человека, всегда направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. Однако не всякой цели можно достичь сразу: в этом случае потребуется несколько этапов.
Некоторые волевые действия носят настолько сложный характер, что могут быть выполнены только в течение длительного времени. Так, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения.
Еще одним важнейшим признаком волевого поведения считается то, что оно проявляется при преодолении препятствий - внутренних или внешних. Однако не любое действие, направленное на преодоление препятствия, называют волевым. Так, подросток, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложный рельеф местности и даже залезть на высокое дерево, но никто не назовет его действия волевыми. Важнейшую роль в преодолении затруднений на пути к достижению цели играет осознание ее значения, а вместе с тем и осознание своего долга как личности. Чем более значима цель для человека, тем большее количество препятствий и лишений он готов преодолеть. Однако одного лишь понимания значимости выполняемого действия или его соответствия моральным принципам недостаточно, чтобы заставить человека бороться с трудностями. Чтобы понимание породило стремление, подавляющее и подчиняющее себе многие другие желания, оно должно подкрепляться острыми переживаниями, внутренней необходимостью так поступить. Это хорошо видно на примере чувства долга. Чувство долга является выражением того, что требования морали были усвоены, приняты и стали достоянием личности. После этого чувство долга становится внутренним побуждением, внутренним стремлением человека к нравственному поведению в любой ситуации, когда возникает борьба между эгоистическими устремлениями и общественными интересами [17,с.67-70].
Человеку часто путем волевых усилий приходится преодолевать, ослаблять и подавлять свои непроизвольные действия, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы.К. М. Гуревич указывает на совпадение воли и сознательности и определяет сознательное действие как свободное и целенаправленное. А целенаправленность и свобода являются характерными признаками волевого и произвольного действия. Е. О. Смирнова отмечает, что сознательному, волевому произвольному действию противостоит действие вынужденное, навязанное, независимое от самого субъекта [18,с.358]. К таким действиям можно отнести многочисленные органические реакции, условные и безусловные рефлексы, подсознательные влечения, то есть все действия, источник которых лежит вне сознания субъекта и не зависит от него. Во всех этих случаях эти действия являются вынужденными, независимыми от самого субъекта и не требующими участия сознания. Итак, понимание произвольности и воли как сознательной саморегуляции поведения выдвигает на первый план проблему опосредованности поведения и средств овладения собой. Пути формирования воли и произвольности различны и предполагают разное участие взрослого. Эти различия заключаются в следующем:
Волевое действие всегда является инициативным: его побуждение должно всегда исходить от самого ребенка. Цель и задача произвольного действия могут задаваться извне, взрослым, и лишь приниматься или не приниматься ребенком. Произвольное действие всегда является опосредованным, и его формирование требует введения определенных средств, которые впоследствии будут сознательно использоваться самим ребенком. Волевое действие может быть непосредственным, т.е. осуществляться по сильному непосредственному побуждению.
Произвольность поддается тренировке, обучению, которое заключается в усвоении средств овладения своим поведением. Воля такой тренировке не поддается. Ее формирование происходит в совместной жизнедеятельности со взрослым, направленной на воспитание устойчивых мотивов и действий. Произвольность как функция психики, всегда имеет элементарные формы и предпосылки своего развития на предыдущем этапе, а потому, провести жесткий водораздел между наличием и отсутствием произвольности и воли нельзя. Однако в раннем онтогенезе этот процесс осуществляется не в индивидуальной жизни ребенка. Поэтому в дошкольном возрасте рассматривать волю и произвольность изолированного ребенка нельзя. На каждом этапе возрастного развития взрослый открывает перед ребенком новые аспекты деятельности, которые становятся его мотивами, и новые средства овладения своим поведением. Уровни и этапы развития волевого и произвольного поведения определяются специфическим для каждого возраста содержанием мотивов деятельности ребенка и формами опосредования его поведения в совместной жизнедеятельности со взрослым [15,с.85].
Этапы становления произвольного поведения.
Решающую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т.е. обусловлены либо словесными указаниями, исходящими от других, либо словами, произносимыми самим человеком во внутренней речи, когда решение принимает он сам. Слово не только «пусковой сигнал» для волевого действия, оно направляет и регулирует протекание волевого акта. Обдумывание и формирование цели и способов её осуществления, оценка результатов – всё происходит в речевой форме.
Исследование развития той или иной функции нужно начинать с момента рождения ребёнка, и пытаться найти её исходные формы уже в первые месяцы жизни. Та или иная функция всегда имеет предпосылки своего развития на предыдущем этапе, а потому провести жёсткий раздел между наличием или отсутствием произвольности нельзя. Преодоление существующих стереотипов поведения осуществляется с первых недель жизни ребёнка. В раннем онтогенезе этот процесс осуществляется не в индивидуальной жизни ребёнка, а в совместной жизнедеятельности со взрослым. Поэтому в раннем и дошкольном возрасте рассматривать произвольность отдельно взятого ребёнка вне контекста его общения со взрослым неправомерно. Психическое развитие ребёнка во многом зависит от того, как складывается его общение с окружающими взрослыми[4,с.32-36]. Известно, что отсутствие или дефицит общения вызывает у здоровых от рождения детей тяжёлое нарушение как психического, так и физического развития -госпитализм. Комплекс оживления - основное новообразование критического периода. Это первый акт поведения, акт выделения взрослого и первый акт общения. Комплекс оживления - это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого. Появление социальной улыбки свидетельствует о появлении потребности в общении [16,с.90-95]. Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребёнком произвольными движениями, в манипуляции с игрушками и доступными предметами. Взрослый, являясь аффективным центром ситуации для маленького ребёнка, передаёт предмету аффективный заряд, благодаря чему ребёнок вычленяет этот предмет из окружающей среды и начинает активно и целенаправленно тянуться к нему. Это встречное активное движение ,от субъекта к объекту, представляет собой то единство сенсорного и моторного начала, которое было положено Пиаже в основу анализа психики младенца сенсомоторный интеллект [18,с.129]. Однако, как отмечал Выготский, своеобразие сенсомоторного единства заключается в том, что оно представляет собой не первичную рефлекторную связь, а связь через аффект, именно аффективный характер восприятия приводит к такому единству. Таким образом, в качестве первого этапа становления произвольного поведения можно рассматривать появление движений младенца, направленных на предмет.
Информация о работе Пути формирования произвольного поведения у дошкольников