Развитие коммуникативных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:25, реферат

Краткое описание

Мало внимания уделяется работе по формированию коммуникативных способностей младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития...
В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 56.52 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

«Развитие коммуникативных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности».

       Современный этап развития общества характеризуется глубокими и экономическими преобразованиями. По этому, необходимость ориентировать процесс обучена на формирования готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума. К сотрудничеству с другими людьми на данный момент уже не вызывает сомнений. Однако, не смотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникативных обладающих разносторонними знаниями. Современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений у младших школьников.

       Коммуникативные  умения формируются у младших  школьников  в обществе с окружающими  в процессе жизнедеятельности. Успешность  и интенсивность их формирование  зависит от того на сколько  осознаются коммуникативные способности, на сколько школьник сознательно способствует их развитию, присутствует ли в процессе формирования этих способностей момент целенаправленного их развития со стороны педагогов.

       Проблема  формирования коммуникативных способностей у младших школьников разрабатывалась М.В.Григорьевой, Т.А.Кривченко и другими педагогами, учеными и психологами.

       Они  высказывали свои предложения  по формированию коммуникативных способностей у младших школьников на разных возрастных этапах.

        М.В.Григорьева  считает, что успех в общении в свою очередь зависит от уровня коммуникативных способностей самого школьника. Популярны тренинги коммуникативных способностей в процессе, которого участники группы осмысливают затруднения характерные для различных ситуации  межличностного общения и приводят к пониманию фактов оптимизирующих общение. И основным механизмом развития коммуникативных способностей в тренинге является рефлексия: процесс самосознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

        Т.А.Кривченко утверждал, что проблема воспитания человека вообще и воспитание культуры общения в частности является одной из значимых проблем на этапе развития системы образования России. Воспитание может и должно быть понятно не как однонаправленная передача опыта от старшего взрослых в сфере их совместного бытия. Именно в таком взаимодействии формируется общая культура общения.

        Все  выше перечисленные факты и  определился выбор нашей темы курсовой работы «Развитие коммуникативных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности».

Проблема: Каковы психолого-педагогические условия формирования коммуникативных способностей у младших школьников.

Цель: Организация поведения описание первого этапа опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных способностей у младших школьников.

Объект исследования: Организация внеурочной деятельности.

Предмет исследования: Развитие коммуникативных способностей у младших школьников.

         В нашем исследовании мы выдвигаем следующую гипотезу:

«Развитие коммуникативных способностей у младших школьников будет идти успешно, если учитель умеет выслушивать школьника  и дает ему возможность выразить свое мнение и если для развития коммуникативных умений он использует специальные упражнения».

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть содержание понятий: «навык, развитие и общение».
  3. Раскрыть особенности развития навыков коммуникативного умения у младших школьников.
  4. Подобрать и описать содержание упражнений для развития коммуникативных способностей у младших школьников.
  5. Составить методические рекомендации по формированию коммуникативных способностей.
  6. Описать педагогические условия по формированию коммуникативных способностей.

Метод педагогического исследования: Анализ психолого-педагогической и методической литературы.

         Наша работа состоит из введения, нескольких глав, заключения, библиографии и приложений.

Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных способностей во внеурочной деятельности у младших школьников.

    1. Психолого-педагогические особенности младших школьников.

Задачи параграфа:

  1. Описать психолого-педагогические особенности младших школьников.

Младший школьный возраст от 6-7 до 10-11 лет.

       Поступивший  в школу ребенок автоматически  занимает совершенно новое место  в системе отношений людей, у  него проявляются постоянные  обязанности с учебной деятельности.

        К  концу дошкольного  возраста ребенка. Он представляет собой в известном  смысле личность. Он умеет строить  отношения со взрослыми и сверстниками имеет навыки самообладания умеет подчинять себя обстоятельствам, быть не прикосновенным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не только его собственным отношением к самому себе, но прежде всего тем как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности.

       В этом  возрасте существенным достижением  в развитии личности ребенка  выступает преобладание мотива  «Я должен» над мотивом «Я  хочу».

       У ребенка  к моменту поступления в школу, складываются психологические свойства  присуще собственно школьнику. Окончательно  эти свойства могут сложиться  только в  ходе школьного обучения  под влиянием присущих ему  условий жизнедеятельности.

       У каждого  ребенка к моменту поступления  в школу повышается психологическая  напряженность. Это отражается не  только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

       Ребенок  под руководством учителя начинает  овладевать содержанием основных  форм человеческого сознании, (науки искусства, морали и другие) и учится действовать в соответствии с традициями новыми социальными ожиданиями людей.

       В новых  отношениях с взрослыми и со  сверстниками ребенок продолжает  развивать рефлексию на себя  и других.

       Характер  адаптации к условиям жизни  в младшем школьном возрасте  и отношению к ребенку со  стороны семьи определяет состояние  и развитие его чувства личности.

       Ребенок, обладающий возможностями речевой  культуры может вызвать у сверстником, чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала выражаемого в экспрессии проявляемой уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

       Именно  в условиях самостоятельного  общения ребенок открывает для  себя разнообразные стили возможного  построения отношений. В младшем  школьном возрасте ребенку придётся  пройти все перипетии отношении, прежде всего со сверстниками. В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Как указал Л.С.Выготский история культурного развития ребенка, к результату которой может быть определен, «как социогенез высших форм поведения». Только в недрах коллективно жизни возникает индивидуальное поведение.

       Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод-потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый во многом определяет поведение ребенка.

       К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается на столько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов.

       Развитие мышления. Особенность здоровой психики ребенка-познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направленная на познание окружающего мира  и построение своей картины этого мира. Ребенок играя, экспериментируя, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости.

       Образное мышление-основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но не следует помнить, что этот возраст сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

       Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций.

       Ребёнку трудно представить, что его видение мира не совпадает с тем, как воспринимают его мир другие люди.

       Рассмотри личность ребенка младшего школьного возраста.

В возрасте от 7 до 11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и другие) коллективные понятия знания и идеи которые существуют в обществе систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентиров. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность свою «самость» стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

       Самосознание  ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными  ориентирами.

      Ребенок  в младшем школьном возрасте  имеет совесть. Он знает что значит должен и обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка.

      Младший  школьник уже знает о своей  принадлежности к тому или  иному полу. Он уже понимает, что  это не обратимо, и стремится утвердить себя как мальчик или девочка.

      Младший  школьник реально еще не знает  своих прав, тем более не может  их отстаивать. Развитый младший  школьник знает уже доступные  его разумению нормы поведении.

      Ребенок способен понимать нравственный смысл ответственности.

У ребенка к младшему школьному возрасту развиваются такие чувства как чувство ответственности и сопереживания другому.

       Новый значительный шаг в развитии общения и в усложнении системы взаимоотношений происходит в связи с поступлением ребенка в школу.

       С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.

       Младший школьник-человек активно овладевающий коммуникативными навыками. В этот период происходит интенсивное установление других контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастом этапе.

       В начальный период обучения в школе в возрасте от 6 до 8 лет впервые образовываются неформальные группы детей с определенными правилами поведения в них. Однако эти группы существуют не долго, и обычно не достаточно стабильны по своему составу.

      Дети младшего школьного возраста  по-прежнему много времени проводят в различных играх, но их партнёрами по игре все чаще становятся не взрослые люди, а сверстники. В детских группах во время игры устанавливаются свои специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами межличностных предпочтений.

      Первоклассники оценивают свои сверстников, прежде всего по тем качества, которые легко проявляются внешне, а так же по тем на которые чаще всего обращает внимание учитель.

      К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются.

      В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются, функции больших полушарий головного мозга усиливается, аналитическая и синтетическая функции коры мозга. Вес мозга младшего школьника достигает веса взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы.

         Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо формировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

         Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

         Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому- «дитя мыслит формами, красками, ощущениями вообще»- напоминал учителям К.Д.Ушинский.  мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 тысячи слов.

          Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания.

          В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общения, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, проявляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности