Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 11:47, контрольная работа
Недостаточное речевое развитие является одной из причин, препятствующих включению в социум учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарь. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует самореализации ребёнка, его личностному росту, процессам адаптации и социализации. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Характеристика особенностей речевого развития детей с нарушением интеллекта……………………………………………………………………..…..4
2.Система обучения русскому языку в коррекционной школе 8 вида…………7
3. Педагогические методы и приемы развития речи и мышления на уроках чтения у детей с нарушением интеллекта……………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В,П,
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«Методика преподавания русского языка»
ТЕМА: «Развитие мышления и речи на уроках чтения
в коррекционной школе VIII вида»
Работу выполнила: студентка 4 курса ИСП КГПУ имени В.П.Астафьева
заочного отделения
Белова Ю. А.
Специальность: «Олигофренопедагогика»
Работу проверил:
Петроченко В.П.
Красноярск 2012
Оглавление
Введение ………………………………………………………
1. Характеристика особенностей
речевого развития детей с нарушением
интеллекта……………………………………………………
2.Система обучения
русскому языку в
3. Педагогические методы и приемы развития речи и мышления на уроках чтения у детей с нарушением интеллекта……………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. Общение непременно требует известной системы средств, прототипом которой была, есть и всегда останется человеческая речь, возникшая из потребности общаться в процессе труда. (Л.С. Выготский)
Нарушение речевого развития школьников с нарушением интеллекта отрицательно сказывается на общении, как между собой, так и с окружающими людьми. Они в меньшей степени, чем их нормальные сверстники, чувствуют необходимость в речевом общении с окружающими и меньше общаются с ними. Общение со взрослыми формируется у этой категории детей с запозданием и со значительными отклонениями от нормы (А.А. Аксенова, М.Ф. Гнездилов, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова и др.).
Недостаточное речевое развитие является одной из причин, препятствующих включению в социум учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарь. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует самореализации ребёнка, его личностному росту, процессам адаптации и социализации. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими.
Однако, благодаря работам
известных педагогов и психолог
Формирование речи у детей с нарушением интеллекта осуществляется замедленно и своеобразно. По данным М.Зеемана, М.С.Певзнер более 40% детей с нарушением интеллекта начинают говорить позднее трёх лет. У данной группы детей задерживается не только развитие активной речи, но и страдает речь пассивная. Наблюдения показывают, что ко времени поступления в школу, практика речевого общения у детей с умственной отсталостью составляет всего три – четыре года, причём темп развития речи резко замедлен, а речевая активность не достаточна.
Нарушение речи умственно отсталых детей носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы, контроля речи, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.
Ученики затрудняются в подборе слов для выражения мысли. Даже в школьном возрасте они нередко пользуются ситуативной речью, понятной лишь тем, кто знает обстоятельства, о которых пытаются сообщить. Часто лица и место событий заменяются местоимениями, которые не только обедняют речь, но и делают ее непонятной. Иногда дети, начиная говорить, не успевают придумать завершение фразы и заканчивают словами, не согласованными с началом, но уложенными в начальную грамматическую форму. Кроме того, затруднения вступления в диалог связаны и с тем, что ребенок не может перейти от одного вида деятельности к другому: от «говорения» к «слушанию», и наоборот.
По данным Р.И. Лалаевой среди учащихся коррекционной школы 8 вида значительный процент составляют дети с нарушением фонематической стороны речи. В исследовании Д.И.Орловой, говорится, что недостатки произношения встречаются у учеников 1 класса вспомогательной школы в 66% случаев, у учащихся 2 класса – в 55% .Нарушение звукопроизношения может проявляться по-разному: отсутствием в речи ребенка тех или иных звуков, их искажением или заменой в пределах одной или разных групп (свистящие, шипящие, аффрикаты, звуки [р] и [л], смешением звонких и глухих, мягких и твердых согласных), нарушением слоговой структуры слов.
Вследствие бедности
активного словаря и
Наблюдаются затруднения с пересказом прочитанного, и с самостоятельным составлением рассказа по картинкам, описанием увиденного, и с вербальной передачей своей предметной деятельности. Дети не понимают необходимости словесного воссоздания ясной картины происходившего, последовательного, логического и достаточно полного описания событий. В тех случаях, когда школьники пытаются рассказать о чем-либо, от них удается получить лишь крайне бедные деталями, мало развернутые, фрагментарные высказывания, состоящие из логически не связанных частей. Положение не меняется и в тех случаях, когда у детей заведомо имеется достаточный словарь, запас знаний и представлений, необходимых для раскрытия темы.
Серьезные недостатки наблюдаются у детей с нарушением интеллекта и в лексике. Нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря. Словарный запас беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой. В словаре детей преобладают существительные с конкретным значением. Часто дети допускают такие ошибки, как чрезмерное расширение значения слова, смешивание слов, использование слова для названия только одного предмета из группы однородных.
Сложно протекает и процесс овладения детьми с нарушением интеллекта синтаксической стороны речи. Отличается малая распространенность предложений. Дети пользуются простыми, короткими конструкциями, употребляя чаще всего в качестве второстепенных членов названия конкретного объекта, на который переходит действие, лица, на которые направлено действие, места действия. Редко второстепенные члены могут выражаться наречиями, качественными прилагательными («заводской»), сочетанием существительного с предлогом для выражения причины и цели действия («по болезни»). У данной категории детей отмечаются пропуски слов, словосочетаний необходимых для построения фразы, что приводит к искажению смысла высказывания. В речи очень редко используются сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Часто встречается нарушение связи слов в предложении. Эти ошибки проявляются при согласовании подлежащего и сказуемого, существительного и прилагательного, в предложном управлении в связи с опусканием или неверным употреблением предлога. В предложениях, часто отмечается нарушение порядка слов.
В отличие от детей с нормальным развитием, у которых эта форма речи появляется еще в дошкольном возрасте, а дети с нарушением интеллекта без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связанного высказывания.
2.Система обучения
русскому языку в
Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20—50% учебного времени. Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы: «Обучение грамоте», «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи».
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Важнейшая цель уроков русского языка — формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.
Работая над исправлением речи
3. Педагогические методы и приемы развития речи и мышления на уроках чтения у детей с нарушением интеллекта
Формирование речи как средства общения осу
Словарная работа как
1. Обогащение словарного запаса учащихся, уточнение лексического значения, синонимического ряда.
2. Словарно- орфографическая работа, целью которой является усвоение слова, т.е. его значения и написания.
3. Знакомство
со словом как средством
Приемы обогащения
словарного запаса учащихся
Обогащение словарного
запаса учащихся
Значение слова
можно раскрыть путем
При расширении
словарного запаса учащихся
1. Систематическим наблюдением над употреблением фразеологизмов в контексте;
2. Синонимическими сопоставлениями слова и фразеологического оборота либо фразеологизмов.
3. Усвоение
синтаксической роли, структуры,
лексической и грамматической
сочетаемости с другими
К приемам, с
пощью которых учащиеся
Овладеть связанной речью означает прежде всего научиться самостоятельно отбирать из готового текста нужную конструкцию, обоснованно заменять одну конструкцию другой. Поэтому в основе работы над словосочетанием и предложением лежит знание грамматики, в частности синтаксиса как учения о словосочетании и предложении, а также знание слов стилистики.
Работа над словосочетанием и предложением тесно связана и с работой над словом, так как «грамматические и лексические формы и значения органически связаны, постоянно влияют друг на друга».
Работа
над словосочетанием и
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
– это лексико-грамматическая
единица, не выражающая
Информация о работе Развитие мышления и речи на уроках чтения в коррекционной школе VIII вида