Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач: - изучить теоретические аспекты понятия и становления социального интеллекта; - рассмотреть особенности проявления, средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - исследовать на примере уровень развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - разработать средства и метода по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;
Введение 3
1 глава. Теоретическое обоснование проблем развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Понятие социального интеллекта и его исследование в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Особенности проявления социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 17
2 глава. Экспериментальная работа по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.1. Изучение уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 30
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 39
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Содержание
Введение 3
1 глава. Теоретическое
обоснование проблем развития
социального интеллекта у
1.1. Понятие социального интеллекта и его исследование в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Особенности проявления социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 17
2 глава. Экспериментальная
работа по развитию
2.1. Изучение уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Развитие
социального интеллекта у
2.3. Сравнительный
анализ результатов
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложение 1 48
Приложение 2 49
Приложение 3 51
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время особое внимание уделяется такому свойству личности как умение эффективно общаться, объективно воспринимать информацию и реагировать на все изменения окружающего мира. В условиях модернизации российского образования одной из основных целей обучения детей является воспитание людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
В связи с этим, развитие социальной компетентности – это важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
На основании результатов исследования многих ученых основы социального развития закладываются на базовых уровнях онтогенеза (индивидуального развития человека). При этом считается, что дошкольное детство наиболее благоприятный период социального развития. Так, именно в дошкольном возрасте формируются основные социальные умения и навыки - гармонично взаимодействовать с собой, с людьми, с окружающим миром, которые влияют на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей.
Также, необходимо отметить, что актуальность и необходимость исследования развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте определяется недостаточной изученностью данной проблемы в психологической литературе и ее психологической значимостью.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.
Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов), позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия. Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- изучить теоретические аспекты понятия и становления социального интеллекта;
- рассмотреть особенности
проявления, средства и методы
развития социального
- исследовать на примере уровень развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать средства
и метода по развитию
- проанализировать результаты проведенного исследования.
Объект курсовой работы является социальный интеллект детей старшего дошкольного возраста.
Предметом выступает уровень социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, а также особенности и динамика его развития под влиянием развивающих факторов.
При написании работы использовались как методические пособия и статьи, так и публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященным психологии, социологии, воспитательной и коррекционной работе с детьми дошкольниками.
В последнее время проблема социального интеллекта привлекает внимание как психологов, так и педагогов, поскольку ускорение темпов социальной жизни, требует от человека большей адаптации к социуму, умения оптимизировать деятельность в новой ситуации. Так влияние социального интеллекта на успешность социального взаимодействия подчеркивается в работах Ушакова Д.В., Люсина Д.В., Масягиной О.Ю., Рублева Н.В. В исследованиях Дмитриевой С.В. показано, что недостаточное развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте затрудняет личностное развитие ребенка, приводит к появлению нежелательных черт поведения. Ребенок привыкает к агрессивности или замкнутости как к средству адаптации в обществе, что также наглядно показано в работах Выготского Л.С., Шиловой О.В., Михайловой Я.И.
Внимание к социальному интеллекту уделялось и многими зарубежными авторами и учеными. Так Д. Китинг, Дж. Гилфорд определяют социальный интеллект как самостоятельную группу основных ментальных способностей академического и формального интеллекта. Анализу психологических и социальных аспектов личности посвящены работы З. Фрейда, Г. Айзенка, Ж. Пиаже, К. Р Роджерса, Л. Хьелла, Д. Зиглера и др.
Методология работы включила
в себя исполнение методов структурно-
Практическая применяемость работы включила в себя как теоретическое применение данного материала при подготовке специалистов по педагогике и психологии (дошкольной), так и в области практической применяемости различными организациями дошкольной подготовки, детскими садами, а также родителями методов и способов развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 глава. Теоретическое
обоснование проблем развития
социального интеллекта у
Для успешного развития, становления и реализации личности необходима одна из важнейших способностей - способность эффективно взаимодействовать с окружающим миром. В современной психологии понятие «социальный интеллект» появилось относительно недавно (в начале XX века) и находится в процессе развития и изучения.
Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию данного понятия. В 1937 г. Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. По мнению Г. Олпорта социальный интеллект - это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания1.
В 1967 г. Дж. Гилфорд немного поменял определение социального интеллекта. Он сделал предложение, которое заключалось в том, что необходимо понимать социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, которые не зависят от общего интеллектуального фактора, но в первую очередь связаны с познанием информации о поведении. Следовательно, социальный интеллект объединяет процессы познания, отражающие социальные объекты. Составляющими социального интеллекта являются мышление, память, сензитивность (чувствительность, чуткость) и парцепция (представление, восприятие)2.
В отечественной психологии
понятие «социальный интеллект»
было рассмотрено рядом
Социально-психологическое развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность (на практике выделяют адекватное поведение человека в условиях макро - и микросоциальной среды). Такими важнейшими способностями выступают социальное воображение и социальный интеллект. Под первым понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения в соответствии с таким «воображением». Социальный интеллект - это способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Бобнева М.И. считает, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий.
Вместе с тем, некоторые
отечественные исследователи
По мнению Ушакова Д.В. социальный интеллект - это познавательная способность, один из видов интеллекта, который подчиняется его общим закономерностям.
Вместе с тем, в исследованиях нет однозначного подхода к вопросу о структуре социального интеллекта. В качестве основных структурных компонентов социального интеллекта выделяются:
- способность к решению практических задач, вербальную способность, социальную компетентность;
- способности к самопознанию, саморегуляции, мотивационный компонент;
- социально-психологическая наблюдательность, наглядно-образная память, рефлексивное осмысление действительности и поведения людей, способность к анализу и синтезу психологической информации, развитое воображение;
- социальную перцепцию, социальную сензитивность, социальную память и социальное мышление;
- сочетание вербальной и невербальной репрезентации.
Новый подход к проблеме социального интеллекта разработан в трудах В.Н.Куницыной. По ее мнению социальный интеллект - многомерная, сложная структура, имеющая следующие аспекты:
- коммуникативно-личностный потенциал;
- характеристики самосознания;
- социальная перцепция;
- энергетические характеристики3.
Таким образом, социальный интеллект обеспечивает понимание действий и поступков людей, мимики, поз, жестов, речи. Социальный интеллект выступает в роли важной составляющей структуры и является важным профессиональным качеством таких профессий, как юрист, психолог, врач, преподаватель, журналист и других, относящихся к типу «человек - человек».
В настоящее время выделяют следующие функции социального интеллекта:
- гносеологическая (познавательная), при которой социальный интеллект выступает в качестве инструмента познания реальности, как природной, так и социальной;
- аккумулятивная, реализуемая в механизмах социальной памяти;
- коммуникативная,
одна из важнейших функций
социального интеллекта, обеспечивающая
взаимопонимание как внутри
- управленческая, где социальный интеллект выступает в качестве важнейшего компонента механизма социального управления;
- регулятивно-координирующая, посредством которой осуществляется регуляция и координация усилий социальных групп и коллективов в процессе достижения целей (в том числе координация интегральных мыслительных процессов): экономических, политических, социальных и др.;
- нормативно-ценностная, посредством которой реализуется представление социальным группам (и индивидам) социально значимых норм и ценностей, с которыми соотносится их деятельность;
- прогностическая, целью которой является эффективное социальное прогнозирование и предвидение;
- эвристическая, которая обеспечивает внедрение инноваций в жизнь общества;
- проблемно-конструктивная, при помощи которой социальный интеллект представляется как средство анализа и выбора путей решения социальных проблем;
- социально-рефлексивная (идентификационная), посредством которой реализуется саморефлексия конкретной социальной общности, ее самоидентификация, рациональное понимание (интеллектуальное освоение) ее интересов;
- функция рационализации, задача которой - выявление (и отделение друг от друга) рационального и иррационального в сознании, деятельности, обществе, окружающей среде и др. на основе типа рациональности, характерного для данной социальной общности.
Информация о работе Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста