Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 00:15, курсовая работа
Цель курсовой работы найти пути развития творческой деятельности учеников на уроке «Технологии».
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить ряд задач :
-дать определение понятию «творческая деятельность» учащихся на уроке технологии
-рассмотреть творческое развитее школьников как педагогическую проблему
-изучить методы диагностики уровня творческого развития школьников
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы разви-
тия творческой деятельности учащихся ………………………..….....................5
1.1. Определение понятия «творческая деятельность учащихся»……………. 5
1.2. Творческая деятельность школьников как педагогическая проблема…………………………………………………………………….......................9
Глава 2. Методика и принципы развития творческой деятельности
учащихся на уроке «Технология»………………………………………………13
2.1. Диагностика уровня творческого развития…………………………...…...13
2.2. Психолого - педагогические методы и принципы развития творческой деятельности учащихся на уроке «Технология»………………………………15
Заключение…………………………………………………………….................22
Список используемых источников……………………………………...……...24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Кафедра технологии
Курсовая работа
По методике обучения и воспитания (по профилю Технология)
Развитие творческой деятельности учащихся на уроках технологии
Стерлитамак 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы разви-
тия творческой деятельности
учащихся ………………………..…..................
1.1. Определение понятия
«творческая деятельность
1.2. Творческая деятельность
школьников как педагогическая
проблема…………………………………………………………
Глава 2. Методика и принципы развития творческой деятельности
учащихся на уроке «Технология»………………………………………………
2.1. Диагностика уровня
творческого развития…………………………
2.2. Психолого - педагогические методы и принципы развития творческой деятельности учащихся на уроке «Технология»………………………………15
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………...…….
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников.
Изучение эвристических приемов и методов активизации творческого мышления приближают момент «озарения», а также развивают способности личности в творчестве [12, с.67].
Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе (Д.Б.Богоявленская, А.А.Кирсанов, А.А.Малахов, Р.А.Петросова, О.Г.Сущенко, А.Энгельбрехт и др.); в процессе эстетического воспитания (Н.Е.Воробьев, В.Г.Кухаронак, Г.П.Новикова, Е.Ю.Романова, Н.М.Сокольникова, Е.А.Солнцева, Л.Н.Шульпина и др.); в ходе развития познавательной самостоятельности (Л.Г.Вяткина, Е.И.Еремина, Г.И.Щукина и др.); через использование средств изобразительного искусства (Р.А.Гильман, В.Плюхин и др.); через применение разнообразных методов воспитания и обучения (Г.В.Безюлева, С.Н.Дорофеев, В.Д.Путилин, В.П.Ушачев и др.) [35, с. 23].
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Так же конкурентоспособность выпускников школ на рынке труда и их потенциальные возможности получения современного профессионального образования во многом определяются уровнем творческого развития, проявляющемся в умениях создавать инновации в различных сферах человеческой деятельности.
Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа по технологии.
Цель курсовой работы найти пути развития творческой деятельности учеников на уроке «Технологии».
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить ряд задач :
-дать определение понятию
«творческая деятельность»
-рассмотреть творческое развитее школьников как педагогическую проблему
-изучить методы диагностики уровня творческого развития школьников
-рассмотреть методики развития творческой деятельности на уроках «Технологии».
Исходя вышеперечисленного считаем тему курсовой работы актуальной в современном обществе, так как проблема развития творческой деятельности , творческого мышления , нестандартного решения задач в нынешнее время стоит в первых рядах . И это касается не только области технического труда , но и всех сфер деятельности , ведь развитое творческое мышление поможет в поиски новых путей , алгоритмов , способов решения различных задач .
Структура курсовой работы содержит введение , две главы , заключение, список используемых источников , приложения .
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Одной из актуальных
проблем сегодня является
«Я не знаю такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И когда говорят, что учащихся-выпускников общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию, я думаю, забывают о главном: о том, что с первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир. А вот если будет работать по ремесленному, не творчески, то и в самой «творческой» профессии ничего путного не создаст» [20, с. 341].
Исследователи М. Карне и С. Линнемайер к творческим способностям относят такие способности, как способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность высказывать оригинальные идеи, восприятие неоднозначных вещей, высокие эстетические ценности, развитая интуиция, богатое воображение [13, c.56].
«Основой формирования творческих деятельности учащихся является правильное понимание педагогом проблемы творчества, как способа бытия человека, как формы его жизнедеятельности».
Существуют разные толкования творчества. Доктор Едвард Ленд (изобретатель камеры «Поляроид») описывает его как «внезапное отступление глупости», а доктор Маргарет Мид считает, что когда человек работает, конструирует или выдумывает кое-что новое для себя, можно говорить, что она осуществляет акт творчества. Слово «новое»: присутствует или допускается в большинстве определений творчества [12, с. 173].
Многими психологами и педагогами рассматривалось творчество по-разному. К примеру Б.М. Теплов творчеством называет деятельность, дающую «новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности» [30, с. 176].
С точки зрения философии творчество рассматривается как «деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца» [24, с. 473].
Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т. Рибо [1, с. 34].
Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать. Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему, так же как и Я.А. Понамареву, удалось выделить четыре стадии процесса творчества:
1) сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи;
2) бессознательная работа.
Созревание, инкубация направляющей
идеи (работа на уровне подсознания)
3) переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла;
4) сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи [27, с. 201].
Под педагогическими творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.
Психологи относят к творчеству: зоркость в поисках проблем, способность к «свертыванию», способность к « сцеплению» (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца, и т. д.
Подчеркивая различие между развитием природы и продуктивной деятельностью человека, К.А. Тимирязев отмечал главный отличительный признак творчества человека - его целенаправленность. В природе происходит процесс развития, но не творчества. Некоторые авторы (Я.А. Пономарев и др.) трактуют творчество довольно широко и даже отождествляют его с понятием «развитие». Всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития. Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным.
Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти. Творчество есть момент взаимосвязи, диалектического единства продуктивного и репродуктивного. Исходя из общеметодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования.
Творческая деятельность - как правило многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека - результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание нового. Залогом творческой деятельности человека является отбор необходимой (ценной) информации. Причем под ее ценностью понимают степень вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) на основе полученного сообщения [29, с. 210].
В.И. Андреев рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности:
а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме - это не творчество, а варварство);
в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
д) новизна и оригинальность процесса или результата [11].
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. В.И. Андреев справедливо утверждает, что «неотъемлемым атрибутом творчества следует считать критерий развития человека, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры». Ряд исследователей (В.Г. Рындак. ЮЛ . Кулюткин. А.Л. Шнирман и др.) человеческое творчество рассматривает в аспекте самореализации человека творца, проявлении его высших потенций, высшей формы деятельности человека; как процесса достижения результата, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности и в котором она сама реализуется.
Современные отечественные исследователи творчества (П.А.Бескова, Б.С. Мейлах и др.) исходят из понимания творческого процесса как сложного психического акта, обусловленного объективными факторами и соединяющего в себе элементы образного и логического познания, синтезирующего аналитический и непосредственно чувственный моменты восприятия и воспроизведения действительности.
Ряд ученых (А.О. Гройсман, И.И. Ильясов, З.А. Решетова, И.Я. Лернер, Н.Н. Матюшкин и др.) под творческой деятельностью понимают «отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность работой, стремление к самостоятельности ее выполнении; положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новой ситуации, видение проблемы, видение новой функции известного объекта» [26, с. 77 ]. Л.Г. Устинова в своем исследовании определяет творческую деятельность как «самостоятельную, высокоорганизованную, мотивированную деятельность, направленную на развитие творческих качеств личности будущего специалиста. Проявляется она в достижении высокого уровня реализации новых оригинальных подходов, путей и способов решения задач» [31, с. 11].
Информация о работе Развитие творческой деятельности учащихся на уроках технологии