Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:02, курсовая работа
В данной курсовой работе преследуются следующие цели:
1. Показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности учителя информатики.
2. Разработать метод проектов по информатике и ИКТ на тему “Мультимедийные технологии ”
В связи с поставленными целями выделены следующие задачи:
1. Более подробно изучить метод проектов.
2. Разработать тематическое планирование курса и планы-конспекты уроков.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ 6
Сущность метода проектов. 6
Типологии проектов 7
Основные требования к использованию метода проектов 14
Этапы выполнения проекта. 16
Методический паспорт учебного проекта. 17
Результаты выполнения проекта 18
Обработка результатов 19
РАЗДЕЛ 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В КУРСЕ «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В 5 КЛАССЕ 21
Цели и задачи курса 21
Этапы работы над проектом 24
Оформление портфолио проекта 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 30
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Реализация проектного подхода в школьном курсе информатики и ИКТ на примере различных тем»
Работа выполнена студенткой
5 курса группы ТП
Яковлевой Екатерины Викторовны
Руководитель: к.п.н.,доцент
Королева Наталья Юрьевна
Мурманск 2012
Содержание
Процесс информатизации общества становится всё более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создавать условия для формирования такой личности. И это задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым относится и метод проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию.
Родившись из идеи свободного воспитания,
в настоящее время она
Метод проектов привлек внимание русских
педагогов еще в начале 20 века.
Идеи проектного обучения возникли в
России практически параллельно
с разработками американских педагогов.
Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого
в 1905 году была организована небольшая
группа сотрудников, пытавшаяся активно
использовать проектные методы в практике
преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти
идеи стали довольно широко внедряться
в школу, но недостаточно продуманно и
последовательно и постановлением ЦК
ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден
и с тех пор до недавнего времени в России
больше не предпринималось сколько-нибудь
серьезных попыток возродить этот метод
в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной
школе он активно и весьма успешно развивался.
В США, Великобритании, Бельгии, Израиле,
Финляндии, Германии, Италии, Бразилии,
Нидерландах и многих других странах,
где идеи гуманистического подхода к образованию
Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое
распространение и приобрели большую
популярность в силу рационального сочетания
теоретических знаний и их практического
применения для решения конкретных проблем
окружающей действительности в совместной
деятельности школьников. “Все, что я
познаю, я знаю, для чего это мне надо и
где и как я могу эти знания применить”
- вот основной тезис современного понимания
метода проектов, который и привлекает
многие образовательные системы, стремящиеся
найти разумный баланс между академическими
знаниями и прагматическими умениями
[6].
В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. В новой образовательной парадигме ученик становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом человеке. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
Данная тема является актуальной, т.к происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин, а основная масса учителей -предметников относится к этому с некоторой опаской, поэтому при раскрытии данной темы мы постараемся показать возможности использования компьютерной техники в обучении.
В данной курсовой работе преследуются следующие цели:
В связи с поставленными целями выделены следующие задачи:
Слово «проект» происходит от латинского слова proicere и употребляется в современном русском языке в значении «планировать, разрабатывать». Тем самым, под этим термином подразумевается и практическое осуществление плана. В данном случае под проектным методом подразумевается форма проведения занятий, базирующихся на возрастающей равноправной роли обучающих и обучаемых, когда учебная (проектная) группа, имея совместную целеустановку, планирует и осуществляет учебные и рабочие шаги и подводит итоги работы.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но, если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагающих презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Цели и задачи проектной деятельности.
Работа над проектом развивает
творческую активность обучающихся, умения
выполнять исследовательские
Данная форма обучения способствует:
Рассмотрим обще дидактическую типологию проектов. Прежде всего определимся с типологическими признаками:
В соответствии с признаком доминирующего
в проекте метода (пункт 1) можно
обозначить следующие типы проектов:
исследовательские, творческие, ролево-игровые,
информационные, практико-ориентированные.
Рассмотрим каждый из них.
Исследовательские проекты.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей. обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.
Творческие проекты.
Творческие проекты
Оформление результатов
Ролево-игровые проекты.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Информационные проекты.
Этот тип проекта
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.