Реализация проектного подхода в школьном курсе информатики и ИКТ на примере различных тем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе преследуются следующие цели:
1. Показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности учителя информатики.
2. Разработать метод проектов по информатике и ИКТ на тему “Мультимедийные технологии ”
В связи с поставленными целями выделены следующие задачи:
1. Более подробно изучить метод проектов.
2. Разработать тематическое планирование курса и планы-конспекты уроков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ 6
Сущность метода проектов. 6
Типологии проектов 7
Основные требования к использованию метода проектов 14
Этапы выполнения проекта. 16
Методический паспорт учебного проекта. 17
Результаты выполнения проекта 18
Обработка результатов 19
РАЗДЕЛ 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В КУРСЕ «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В 5 КЛАССЕ 21
Цели и задачи курса 21
Этапы работы над проектом 24
Оформление портфолио проекта 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТИМОИ c нумерацией.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Реализация проектного подхода в школьном курсе информатики  и ИКТ на примере различных  тем»

 

 

Работа выполнена студенткой

5 курса группы ТП

Яковлевой Екатерины Викторовны

 

 

Руководитель: к.п.н.,доцент

Королева Наталья Юрьевна

 

 

 

 

 

Мурманск 2012

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Процесс информатизации общества становится всё более динамичным и выдвигает  новые требования к воспитанию и  обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его  граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создавать условия для формирования такой личности. И это задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым относится и метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым  в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом  проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в  философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Учитель может подсказать источники  информации, а может просто направить  мысль учеников в нужном направлении  для самостоятельного поиска. Но в  результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию.

Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной  системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления”. 

Метод проектов привлек внимание русских  педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в  России практически параллельно  с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. 
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями [6].

В настоящее время в связи  с модернизацией российского  образования встала проблема возрождения  метода проектов в отечественной  школьной практике. В новой образовательной  парадигме ученик становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом человеке. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Данная тема является актуальной, т.к происходит постепенная компьютеризация  преподавания конкретных дисциплин, а  основная масса учителей -предметников относится к этому с некоторой опаской, поэтому при раскрытии данной темы мы постараемся показать возможности использования компьютерной техники в обучении.

В данной курсовой работе  преследуются следующие цели:

  1. Показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности учителя информатики.
  2. Разработать метод проектов по информатике и ИКТ на тему “Мультимедийные технологии ”

В связи с поставленными целями выделены следующие задачи:

  1. Более подробно изучить метод проектов.
  2. Разработать тематическое планирование курса и планы-конспекты уроков.

РАЗДЕЛ 1. МЕТОД  ПРОЕКТОВ

  • Сущность метода проектов.

Слово «проект» происходит от латинского слова proicere и употребляется в современном русском языке в значении «планировать, разрабатывать». Тем самым, под этим термином подразумевается и практическое осуществление плана. В данном случае под проектным методом подразумевается форма проведения занятий, базирующихся на возрастающей равноправной роли обучающих и обучаемых, когда учебная (проектная) группа, имея совместную целеустановку, планирует и осуществляет учебные и рабочие шаги и подводит итоги работы. 

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую  учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но, если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагающих презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Цели и задачи проектной деятельности.

  1. контроль знаний и умений по пройденному материалу;
  2. формирование в сознании обучающихся информационной картины мира;
  3. возможность работать с компьютером;
  4. развитие умений поиска и обработки информации;
  5. работа по новым технологиям;
  6. развитие самостоятельности;
  7. умение слушать и уважать мнения товарищей;
  8. способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
  9. развитие исследовательских умений.

Работа над проектом развивает  творческую активность обучающихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

Данная форма обучения способствует:

  • развитию коллективной учебной деятельности обучающихся, при которой цель осознается как единая, требующая объединения всего коллектива;
  • образованию в процессе деятельности между членами коллектива отношения взаимной ответственности;
  • умению понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;
  • умению наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию.
  • осуществлению контроля за выполнением проекта членами самого коллектива [2].

  • Типологии проектов

Рассмотрим обще дидактическую типологию проектов. Прежде всего определимся с типологическими признаками:

    1. доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой5 информационный, практико-ориентированный и т.п.;
    2. предметно-содержательная область: моно проект (в рамках о дно Л области знания) и межпредметный проект;
    3. характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);
    4. характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира); внутренний, или региональный, и международный;
    5. количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
    6. продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

В соответствии с признаком доминирующего  в проекте метода (пункт 1) можно  обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные. 
Рассмотрим каждый из них.

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной  структуры, обозначенных целей. обоснования  актуальности предмета исследования для  всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.

Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается., подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т. д.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика.

Оформление результатов проекта  требует четко продуманной структуры  в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и  т.д.

Ролево-игровые проекты.

В таких проектах структура также  только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники  принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием  проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Информационные проекты.

Этот тип проекта первоначально  направлен па сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией» ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных., в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т. п.); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение в телеконференции и т. п.).

Такие проекты часто интегрируются  в исследовательские проекты  и становятся их органичной частью, модулем.

Информация о работе Реализация проектного подхода в школьном курсе информатики и ИКТ на примере различных тем