Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

"Человек – это узел связи", – писал Экзюпери. Великолепие общения одухотворяет жизнедеятельность человека, гарантирует его вступление в социум. В социальном общении происходят психическое формирование и самореализация индивидуума. Все психические свойства человека и создаются и появляются в его общении с иными людьми.
Межличностное общение постоянно и ежедневно присутствует в жизни человека, а иной раз и ежеминутно, поэтому играет большую роль во всех сферах его жизнедеятельности. От понятия людьми друг друга и зависят их межличностные отношения
У понятия "общение" много формулировок. Одна из них: "Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности" Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2011. - С. 74.. Из сказанного следует, общение людей это такой обмен имеющейся информацией между ее участниками, который можно охарактеризовать в качестве коммуникативной стороны общения или взаимодействие общающихся - это некий обмен в процессе речи между ними не только общения при помощи слов, но и действиями, поступками, другими словами, восприятие общающимися друг друга.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Роль интуиции в общении
2. Эмпатия как феномен общения
3. Понимание в общении
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Основная часть

1. Роль интуиции в общении

2. Эмпатия как феномен общения

3. Понимание в общении

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

 

Введение

"Человек – это узел  связи", – писал Экзюпери. Великолепие  общения одухотворяет жизнедеятельность  человека, гарантирует его вступление  в социум. В социальном общении  происходят психическое формирование  и самореализация индивидуума. Все  психические свойства человека  и создаются и появляются в  его общении с иными людьми.

Межличностное общение постоянно и ежедневно присутствует в жизни человека, а иной раз и ежеминутно, поэтому играет большую роль во всех сферах его жизнедеятельности. От понятия людьми друг друга и зависят их межличностные отношения

У понятия "общение" много формулировок. Одна из них: "Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности" Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2011. - С. 74.. Из сказанного следует, общение людей это такой обмен имеющейся информацией между ее участниками, который можно охарактеризовать в качестве коммуникативной стороны общения или взаимодействие общающихся - это некий обмен в процессе речи между ними не только общения при помощи слов, но и действиями, поступками, другими словами, восприятие общающимися друг друга.

Таким образом, процесс общения состоит из трех важных составляющих:

1. коммуникативная (то есть  передача информации);

2. интерактивная (то есть  взаимодействие)

3. перцептивная (взаимовосприятие) Бодалев, А. А. Общение как предмет междисциплинарного изучения / А. А. Бодалев // Психологический журнал. - 2009. - № 2. - С. 129..

Важную роль в понимании людьми друг друга играют такие понятия, как интуиция и эмпатия.

Интуиция - чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте Мозг на 100 %. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция: интенсив-тренинг по развитию суперспособностей / О.Н. Кинякина и др. - М.: ЭКСМО, 2008. - С. 8..

Эмпатия - способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние Юсупов, И. М. Психология эмпатии: теоретические и прикладные аспекты / И. М. Юсупов. - СПб., 1995. - С. 24..

Целью исследования в данной курсовой работе является выявление роли интуиции и эмпатии в понимании других людей.

Раскрыта данная цель при помощи ниже перечисленных задач:

- выявление роли интуиции  в общении;

- характеристика понятия "эмпатия" как феномена общения;

- анализ значения понимания  в общении.

Объект исследования в данной курсовой работе - процесс понимания другиx людeй.

Предметом исследования здесь является наличие проявления интуиции и эмпатии в понимании других людей.

 

Основная часть

1. Роль интуиции в общении

В психологии понятие  интуиция изучается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности.  На житейском уровне интуицией можно назвать некую проницательность, как чутьё или тонкое понимание, а так же проникновение в самую суть чего-либо. Явление самой интуиции можно объяснить с нескольких разных позиций.

Явление самой интуиции можно объяснить с нескольких разных позиций.

Первое, интуиция - это способность прямого, непосредственного восприятия истинного без предшествующих логических умозаключений и без всяких доказательств.

Так же интуицию можно охарактеризовать, как некоторое непреложное постижение разумом истинного, которое не выведено логическим анализом из прочих истин и не воспринимаемо через органы чувств.

Но, при различных трактовоках понимания интуиции общим остаётся наличие связи интуиции с теми формами психической деятельности, которые человек не осознает. При этом специфика интуиции лежит не в самом факте неосознанности, а в познавательных, творческих и оценочных функциях неосознаваемой деятельности. При интуитивном понимании задействуются все формы чувственности (ощущения, восприятия, память, воображение, эмоции, воля ("чувственная интуиция")) и интеллекта, логического мышления ("интеллектуальная интуиция") Налчаджян, А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания / А. А. Налчаджян. - М., 1972. - С. 33..

А вот внутренне логика интуиции схожа по составу с алгоритмическим сознательным мышлением. Поэтому все формы интуитивной чувственности сохраняют структурное сходство (но в сокращенном виде) с формами сознания. Из сказанного получается, что интуиция - это специфическая человеческая способность, производная от человеческого же сознания. В этом коренное отличие интуиции от неосознаваемой психической деятельности животных, от присущего им "звериного чутья", имеющего природу на уровне инстинкта.

Таким образом заслуживает внимание и то обстоятельство, что интуитивное понимание среди людей зачастую присуще от природы одаренным, но недостаточно эрудированным людям. Доказательством этого служит  то, что процесс интуиции проходит при совершенной неполноте предварительного сознательного анализа.

Выделяют как минимум 3 уровня развития интуиции.

Первый - когда на заданный вопрос человек может получить ответ в виде определенного образа, звука, чувства, ощущения - и впоследствии он его должен интерпретировать логически. Другими словами человек делает все по своему, используя свой ум. Этот метод не всегда безопасен, потому что границы между интуицией и иллюзией весьма тонки. На этом уровне подходить к использованию интуиции надо крайне осторожно. Сначала необходимо отделить правду ото лжы.

Второй - это спонтанно правильные действия. Когда человек не думая совершает, то или иное действие. На данный момент он не знает правильно это или нет. Хотя через определенное время он понимает, что это было единственно правильным. На этом уровне развития интуиции при получении человеком наказания за каждую ошибку у него будет очень быстро формироваться рефлекс мгновенно ухода от неверного решения.

Третий - это когда личность получает информацию и при этом каждой клеточкой своего организма знает, что она верна Тутов, Л. А. Интуиция как фактор принятия организационных решений: методологические проблемы / Л. А. Тутов, К. А. Манасенко // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6, Экономика. - 2008. - № 4. - С. 12.. Человек точно знает правильный ответ. Информация конечна, и не требует интерпретации. На этом уровне информация и уверенность в её достоверности приходят одновременно.

Так же природа интуиции личности отчетливо просматривается в следующем ее проявлении, таком как эмпатия, иными словами "вчувствование", вживание, перевоплощение. При этих актах интуиции "Я" человеческой личности неосознанно приравнивает (идентифицирует) себя к другой личности, к "Я" другого человека. Именно в этом и заключается основное положение, которое занимает интуиция для понимания иного человека.

Однако, поскольку личность индивидуума предполагает не только напряжение мозга (что есть физиология) и души (что есть психология), но и напряженную работу духа, то можно со всей серьезностью говорить о том, что одновременно с чувственной и интеллектуальной интуицией, существует и духовная интуиция. И именно не поддающееся сознанию постижение, переживание, понимание духовного (мировоззренческого) родства одной личностью другой, как раз и будет составлять основное положение в актах эмпатии.

Так же еще одно значение понятия интуиции в общении и понимании других людей представляет собой возможность принятия интуитивного поведенческого решения, которое необходимо человеку в той или иной конкретной ситуации общения.

В психологической концепции К. Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений.

Тут можно говорить о том, что интуиция несет положительную динамику в преодоление субъективной неопределенности когда личности следует принять решение, что позволяет приходить к наиболее точным и эффективным выводам и суждениям как например о будущих событиях, которые заведомо выступают в качестве информационной основы выбора субъекта.

Общепсихологический анализ проблемы принятия решения приводит к необходимости рассматривать порождение интуитивных предвосхищений, опора на которые опосредствует выбор, с одной стороны, в аспекте процессуальной регуляции выбора, а с другой - в аспекте когнитивных и мотивационно-личностных особенностей субъекта, которые включаются в регуляцию прогнозирования, определяя его течение, свойства и результаты.

Обращение к понятию образа мира при принятии верного интуитивного решения позволяет раскрыть встречное движение от самого субъекта к нужному объекту, с которого, собственно говоря, и начинается построение образа ситуации принятия решения, что позволяет понять, как объективная неопределенность ситуации выбора может превратиться в субъективную неопределенность для того человека, который принимает решение Немов, Р. С. Социальная психология / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - С. 128..

Объективная, заданная неопределенность ситуации выбора, связанная с неизвестностью его критериев, благодаря непрерывному активному генерированию человеком познавательных гипотез превращается в субъективную неопределенность, принятую субъектом и преодолеваемую его усилием. Процесс порождения предвосхищений можно рассматривать как процесс, который разворачивается человеком как бы навстречу ситуации и фокусирует интеллектуальные и личностные компоненты регуляции выбора Степаносова, О. В. Интуитивные компоненты в процессе принятия решения: автореф. дисс. … канд. психол. наук / О. В. Степаносова. - М., 2004. - С. 12..

В ситуации, когда общение имеет неопределённый характер, интуиция может трактоваться как некое знание: то есть она возникает в неопределенной ситуации, субъективно воспринимается как догадка, предчувствие, внутреннее чутье. Наличие этого знания может и осознается, однако процесс его возникновения не воспринимается как нечто новое, зарождающееся в человеке, а причины получения или доказательства правильности интуитивного знания выражают оценочное суждение путем логического рассуждения.

Если анализировать модель принятия решения в ситуации неопределенности, то на сегодняшний день она включает в себя пять составляющих Степаносова, О. В. Интуитивные компоненты в процессе принятия решения: автореф. дисс. … канд. психол. наук / О. В. Степаносова. - М., 2004. - С. 18..

1. Образ мира. Это первая  из выделяемых составляющих процессуального  уровня модели. Благодаря тому, что  субъект непрерывно и активно  воспроизводит разумом и интуицией  познавательные гипотезы, он преобразует  объективную неопределенность ситуации  в субъективную неопределенность  человека, принимающего решение.

2. В качестве второго  блока процессуального уровня  модели рассматривается субъективная  неопределенность, то есть неопределенность, зависящая от самого субъекта.

3. Третьим блоком является  прогностический процесс. Данная  составляющая возникает в качестве  реакции в ответ на возникновение  субъективной неопределенности  человека и направлена она  на снижение первоначального  уровня субъективной неопределенности. В ходе прогностического процесса  порождаются интуитивные предвосхищения  индивида, которые в конечном  итоге и аккумулируются в вербальный  прогноз.

4. Прогноз, как суждение  о вероятных будущих событиях, рассматривается в качестве четвертого  блока процессуального уровня  модели.

5. Пятым заключительным  блоком выступает предрешение, служащее  информационной основой для дальнейшего  выбора из альтернатив.

Предполагается, что каждый из компонентов интуитивного прогностического процесса протекает быстро, неосознанно, без усилий и не поддается сознательному контролю, приводя человека к принципиальному отсутствию возможности объяснить основания осознаваемого интуитивного предвосхищения, логически обосновать, верифицировать правильность сформулированных прогнозов.

Выделяются следующие механизмы процесса принятия интуитивного решения:

а) неосознанное выделение значимых для субъекта элементов, как в контексте прошлого опыта, так и в контексте уникальной ситуации;

б) неосознанное выделение значимых для субъекта связей и отношений между элементами ситуации, без выделения этих элементов;

интуиция эмпатия общение

 

в) неосознанный вывод о скрытых элементах ситуации (осуществляется на основе выделенных значимых элементов и существенных взаимосвязей);

 

г) неосознанный синтез элементов ситуации и взаимосвязей между ними Налчаджян, А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания / А. А. Налчаджян. - М., 1972. - С. 190..

 

 

 

 

 

 

2. Эмпатия как феномен общения

С точки зрения науки "Психология" понятие "эмпатия" обычно объясняют в основном как способность воспринимать мир переживаний постороннего человека, или как возможность индивида примерить на себя эмоциональную жизнь другого человека, разделить гамму его чувств и переживаний.

Первоначально понятие "эмпатия" было введено в психологию Э. Титченером для обозначения внутренней активности, итогом которой является интуитивное понимание ситуации другого человека.

Современная трактовка определения эмпатии, выделяет следующие:

знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2011. - С. 144.;

Информация о работе Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей