Социализация детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Особенности социализации детей в современном обществе ориентированы на теоретическую и практическую подготовку детей, которая должна стать основой их будущей социально-педагогической деятельности. Акцент в изложении курса делается на осмыслении теоретических основ процесса социализации молодежи, вооружении будущих социальных работников знаниями, необходимыми для эффективной организации процесса социализации.
Задачей является формирование у школьников социальных установок относительно их будущей деятельности, вооружение студентов знаниями сущности и специфики процесса социализации, создание у них установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессиональными умениями педагогической поддержки процесса социализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социализация личности и ее этапы ………………………………………….6
2. Формирование знаний ребенка о самом себе и обществе………………….23
3. Роль семьи, как социального института, в младшем школьном возрасте..27
4. Роль школы, как важнейшего института социализации, в младшем школьном возрасте………………………………………………………………40
5. Социальное воспитание в процессе становления личности………………..44
6. Выводы………………………………………………………………………...48
7. Заключение…………………………………………………………………….50
8. Список используемой литературы…………………………………………...51

Вложенные файлы: 1 файл

Социализация.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Социализация личности и ее этапы ………………………………………….6

2. Формирование знаний ребенка о самом себе и обществе………………….23

3.  Роль семьи, как социального института, в младшем школьном возрасте..27

4. Роль школы, как важнейшего института социализации, в младшем    школьном возрасте………………………………………………………………40

5. Социальное воспитание в процессе становления личности………………..44

6. Выводы………………………………………………………………………...48

7. Заключение…………………………………………………………………….50

8. Список используемой литературы…………………………………………...51

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  темы. Тему своей работы я выбрала потому, что школьники несут на своих плечах немалую долю общественных проблем, от решения которых в настоящее время во многом зависит будущее нашей страны.  Они пытаются адаптироваться и выжить в этих условиях. В условиях нестабильности, сложности и противоречивости, сложившейся в России ситуации, проблема формирования личности школьников, приобщения их к обществу особенно актуальна и нуждается в теоретическом обосновании и определении оптимально возможных путей её практической реализации.

Сегодня проблема социализации детей как никогда значима  и актуальна. Актуальность проблемы состоит в том, что семья, особенно на раннем этапе развития ребенка, является существенным фактором его социализации. Актуальность обусловлена тем, что семья и школа, будучи социальными институтами, должны вступать как активно взаимодействующие партнеры с единой позицией в отношении ребенка.

Современное общество проявляет сегодня повышенное внимание к индивидуальным возможностям и творческим способностям человека. Особую актуальность также приобретает вопрос о том, при каких условиях ребенок становится яркой неповторимой личностью.

Особенности социализации детей в современном обществе ориентированы на теоретическую и практическую подготовку детей, которая должна стать основой их будущей социально-педагогической деятельности. Акцент в изложении курса делается на осмыслении теоретических основ процесса социализации молодежи, вооружении будущих социальных работников знаниями, необходимыми для эффективной организации процесса социализации.  
Задачей является формирование у школьников социальных установок относительно их будущей деятельности, вооружение студентов знаниями сущности и специфики процесса социализации, создание у них установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессиональными умениями педагогической поддержки процесса социализации. 

В сегодняшней ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Включение индивида в общество, формирование его определенных личностных качеств, социальное созревание  личности под воздействием социальной среды, происходит постоянно, пока развивается общество.

Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

На пороге XXI века процесс  социализации оказался в центре внимания и исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги рассматривают и изучают различные аспекты этого процесса, исследуют его механизмы, этапы и стадии.

Актуальность исследования связана с тем, что в сегодняшнем  кризисном обществе, по свидетельству  социологов, "для многих детей  понижается качество процесса социализации со многими вытекающими последствиями для индивида". Подобное заключение основано на общем анализе положения детей в кризисных социально-экономических обстоятельствах. Оно учитывает также значительное ослабление внеурочной воспитательной работы в массовой практике общеобразовательных школ, проходившее в течение завершающего XX век десятилетия.

 

 

 

Цель: определение путей формирования личности, своего собственного «Я» в условиях процесса социализации.

Задачи:

  • раскрыть сущность понятия и содержания процесса социализации;

 

  • определить состояние основных социализирующих институтов и их социализирующую роль на современном этапе развития России;

 

  • определить роль  социального воспитания в процессе становления личности;

 

  •  выявить этапы и формы социализации личности;

 

  • рассмотреть  младших школьников в качестве  целостной социальной  группы,  их место и значимость в процессе социализации;

 

  • определить особенности социализации младших школьников и факторы.

 

Объект – личность младшего школьника в процессе социализации.

 

Предмет – процесс социализации и условия формирования личности.

 

 

 

 

 

1. Социализация личности и ее этапы.

Изучение  понятия «личность»  в социологии.

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания  сущности социальных явлений, системы  взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.      В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.

Личность  и основные факторы ее развития

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В.  Ядовым: “Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения” . В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Основные факторы, оказывающие  влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.

На формирование личности определенное влияние оказывают  биологические факторы, а также  факторы физического окружения  и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Социализация  личности

Этапы социализации

Известно, что младенец вступает в большой мир как  биологический организм и его  основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через  некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру , необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

  1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
  2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
  3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил  элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго” , или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже , сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет) , операциональная (от 2 до 7) , стадия конкретных операций (с 7 до 11) , стадия формальных операций (с 12 до 15) .

Многие психологи и  социологи подчеркивают, что процесс  социализации продолжается в течение  всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими  моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих) .

 

Групповой опыт

В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного “Я” . Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки.

Обособление личности сначала  от физического мира, а затем от социального – довольно сложный  процесс, который продолжается всю  жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина – это папа, женщина – это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины) , к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие “Я” , осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного “Я” . Все дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного “Я” на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.

Информация о работе Социализация детей младшего школьного возраста