Становление дошкольной педагогики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

1. Дошкольная педагогика как наука, предмет её изучения. Задачи дошкольной педагогики как науки.
2. Основные понятия дошкольной педагогики: «воспитание», «обучение», «развитие», «гуманизация», «развивающая среда», «личностно-ориентированное взаимодействие», «педагогическая любовь», «самоценность периода дошкольного детства»
3. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки:
А) в трудах зарубежных педагогов-классиков;
Б) в трудах и опыте русских педагогов;
В) направления и достижения научных исследований в области дошкольной педагогики в советский период.
4. Современные научные исследования в области дошкольного воспитания (исследователи Республики Беларусь)
5. Источники развития дошкольной педагогики, её связь с другими науками.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ по педагогике.docx

— 56.79 Кб (Скачать файл)

 

План:

  1. Дошкольная  педагогика как наука, предмет её изучения. Задачи дошкольной педагогики как науки.
  2. Основные понятия дошкольной педагогики:  «воспитание», «обучение», «развитие», «гуманизация», «развивающая среда», «личностно-ориентированное взаимодействие», «педагогическая любовь», «самоценность периода дошкольного детства»
  3. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки:

А) в трудах зарубежных педагогов-классиков;

Б) в трудах и опыте русских  педагогов;

В) направления и достижения научных  исследований в области дошкольной педагогики в советский период.

  1. Современные научные исследования в области дошкольного воспитания (исследователи  Республики Беларусь)
  2. Источники  развития дошкольной педагогики, её связь с другими науками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Дошкольная педагогика как наука, предмет ее изучения. Задачи дошкольной педагогики как науки.

 Дошкольная  педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей  первых лет жизни (от рождения  до поступления в школу). Родоначальником  дошкольной педагогики как важнейшей  отрасли педагогической науки  является Я.А. Коменский. В его  книге «Материнская школа» впервые  была представлена система дошкольного  воспитания. Многие положения теории  Коменского актуальны и для  современной педагогики.

Современная дошкольная педагогика изучает: во-первых, процесс воспитания и обучения, его  цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления. Во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его  личности. Дошкольная педагогика несет  на себе и прикладную функцию - занимается разработкой новых, более совершенных  программ и методов воспитания и  обучения. Будучи наукой социальной, она  теснейшим образом связана с  требованиями современного общества в  области образования подрастающего  поколения. Несомненна прогностическая  роль дошкольной педагогики, поскольку  она изучает тенденции и перспективы  развития системы образования, организации  воспитания. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования; изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей в  условиях семьи и дошкольного  учреждения, исследуются особенности  образовательного процесса в дошкольных учреждениях разных видов, в том  числе и альтернативных.[4; с.35].

Дошкольная  педагогика правомерно использует разнообразные  методы — способы воспитания и  обучения детей и организации  в этих целях их самостоятельной  деятельности. Выбор методов зависит  от стоящих перед воспитателем педагогических задач, содержания воспитательно-образовательной  работы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Воспитание не односторонний процесс воздействия педагога на ребенка. Воспитание и обучение неосуществимы без активности самого воспитанника, которую вызывает, организует и направляет педагог. Только при этом условии возможны эффективное усвоение ребенком новых знаний и умений, развитие его способностей, формирование нравственно-волевых качеств. Иначе говоря, воспитание происходит в процессе совместного общения педагога и ребенка.

  На первых порах, когда ребенок только начинает знакомиться с неизвестной ему областью действительности и овладевает совершенно новыми для него знаниями и умениями, воспитатель вынужден (с помощью слова, наглядного показа, привлечения дошкольника к практическому действию) шаг за шагом руководить активностью, систематически организовывать его ориентировку па существенные признаки изучаемого предмета, последовательно, поэтапно формировать у пего новые способы действия и новые представления.

Педагогика  – наука развивающаяся, быстро реагирующая на те изменения в обществе, которые влияют на образовательный процесс.

Перед педагогикой  стоят неизменные задачи, которые она решала, решает и будет решать, пока существует, и задачи конкретного временного периода. Рассмотрим задачи, которые имеют постоянный вневременный характер. Среди таких задач одна из основных – разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования с учетом особенностей каждой возрастной «категории» населения. Реализация этой задачи связана с изучением закономерностей процессов воспитания, обучения, образования, а также с разработкой новых моделей образовательного  процесса. Принципиальное значение для педагогики имеют ее взаимоотношения с практикой воспитания, которая является для науки и источником знаний, и сферой для реализации новых идей, концепций , программ, методик образовательной работы. Поэтому постоянной задачей педагогической науки являются изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности и внедрение результатов исследований в практику.

Педагогика, как  и любая наука, призвана работать на будущее, заниматься прогностикой. Однако в  силу богатства и динамичности педагогической действительности не представляется возможным предвидеть все проблемы образовательной системы, которые  решает педагогика. В связи с этим возникают задачи временного характера, требующие от науки быстрого реагирования.

Итак, предметом  дошкольной педагогики является изучение закономерностей воспитания детей  от рождения до перехода их в школу. Она разрабатывает задачи, принципы, содержание, методы, формы и организацию  воспитательно-образовательной работы в условиях общественного дошкольного  воспитания, обеспечивая единство воспитательного  воздействия дошкольных учреждений и семьи, преемственность в работе детского сада и школы, подготовку детей  к обучению в школе. Дошкольная педагогика разрабатывает общетеоретические и методические проблемы воспитания детей, на которые опираются остальные педагогические науки о ребенке.             [2; с.21].

2. Основные понятия дошкольной  педагогики.

Воспитание – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта. Оно включает: образование, обучение и воспитание в узком смысле слова, т.е развитие всех сторон личности человека, которое осуществляется через различные системы учебно-воспитательных, культурных, общественных учреждений и семью. В воспитательном процессе каждый воспитанник выступает не только как объект, но и как субъект воспитания. Воспитание осуществляется в процессе деятельности педагога и самих воспитанников, их воздействия друг на друга, воздействия учителей и учащихся. Большое значение имеет самовоспитание.

Обучение  – двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений воздействие на сознание и поведение, развитие познавательной активности людей. Это основное средство воспитания, подготовки человека к жизни и труду. В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания. Обучение включает: 1) преподавание – деятельность педагога, которая представляет передачу знаний, умений и навыков учащихся и руководство познавательной и практической деятельностью. 2) учение – деятельность учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками. Оно обеспечивает всестороннее развитие обучающихся.

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Гуманизация – человеческий, свойственный человеку (человеколюбивый) принцип. Основан на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей.

Развивающая среда. Под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную позновательно-творческую деятельность всех детей группы.

Личностно-ориентированное  взаимодействие предполагает не прямое воздействие на личность, субъект-субъектное взаимодействие, которое выражается в диалоге или сотрудничестве на равных.. Особое значение приобретает для развития познавательной активности, так как активность не может быть названа извне. Однако, нередко внутреннее ядро образовательного процесса составляют субъект-объектные отношения, когда педагог является носителем знания и субъектом своей деятельности, дошкольник – пассивным исполнителем его действий.

Педагогическая  любовь -  отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе. Она достигается великим трудом и напряжением всех человеческих сил. Это сочетание справедливости, требовательности, высокой квалификации в знании предмета, культура общения, педагогический такт.

Неоспорима  уникальность и самоценность периода дошкольного детства, важнейшего периода развития ребенка, в ходе которого закладываются основы качества личности, познавательных процессов и деятельности. В этот период педагог, принимая в развитии ребенка дошкольного возраста самое  деятельное участие, наиболее близок к нему. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка-это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей. Начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире.

3. Становление и развитие дошкольной  педагогики как науки:

А) в трудах зарубежных педагогов

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. История науки - это история людей и история идей. Становление научной педагогики связано с именем замечательного чешского мыслителя-гуманиста, педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Заслуга Я.А. Коменского перед человечеством заключается в том, что он привнес в педагогическую мысль кардинально новые идеи, оплодотворившие ее дальнейшее развитие.

Фундаментальной идеей педагогики Яна Амоса Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

 Я.А. Коменскому, великому гуманисту, принадлежит  оптимистическое утверждение, что  каждый ребенок при соответствующей  организации учебно-воспитательного  процесса может взойти на «самую  высокую» ступень «лестницы»  образования. Он считал, что знания  должны приносить практическую  пользу в жизни.

  В трудах Я.А. Коменского представлен проект стройной системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, о классно-урочной системе.

 Опираясь  на то, что было добыто предшествующими  поколениями, проанализирован практику  подготовки детей к жизни, Я.А.  Коменский пришел к выводу  о наличии объективных закономерностей  учебно-воспитательного процесса, сформулировал  законы, правила воспитания и  обучения, имеющие не сиюминутное,  а долгосрочное перспективное  значение. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654)Я.А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении.(4;с.35] 

ИОГАН ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746—1827) родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Отец его умер рано, и мальчика воспитывали мать и преданная служанка, простая крестьянка. Во время каникул в деревне у деда Песталоцци близко знакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу. Образование Песталоцци получил сначала в начальной, а затем в латинской средней школе. Окончив школу, Песталоцци поступил в высшее учебное заведение гуманитарного направления — коллегиум,- где учился на филологическом и философском отделениях. Среди лучших профессоров и студентов коллегиума, в условиях швейцарской действительности и под влиянием французских просветителей, получили развитие передовые, демократические идеи. Мировоззрение Песталоцци носило демократический характер, но было исторически ограниченным. Песталоцци мечтал о возрождении своего народа, верил в возможность изменить жизнь тружеников путем их просвещения и воспитания. Он не понимал, что социальное и правовое неравенство людей в современном ему обществе является результатом существующих общественных отношений, видел источник народных бедствий не в экономических условиях, а в отсутствии просвещения. Утверждая, что воспитание, и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно добиться только в процессе воспитания.

 Важнейшим  средством воспитания и развития  человека, по Песталоцци, является  труд, который развивает не только  физические силы, но и ум, а  также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается  убеждение об огромном значении  труда в жизни общества, оно  является важнейшей силой, связывающей  людей в крепкий общественный  союз. Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци — это согласие с природой.

Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки