Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и систематизировать эффективные приёмы в работе над орфографическим правилом, которые влияют на орфографическую грамотность младших школьников. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач:
1. Проанализировать сущность понятия «орфографическое правило» и его роль в формировании орфографической грамотности.
2. Рассмотреть эффективные приёмы работы над орфографическим правилом на уроках русского как способ формирования орфографических умений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……….
1.1 Сущность понятия орфографическое правило и его роль в формировании орфографической грамотности…………….
1.2 Эффективные приёмы работы над правилом…………….
1.3 Использование алгоритмов при работе над орфографическим правилом…………………………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………...……
2.1 Результаты практико-ориентированного исследования…
2.2 Систематизация заданий при работе над орфографическим правилом в 3-ем классе…………………...
2.3 Анализ урока………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 3
6
6
12
18
23
23
28
33
36
38
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………. 1.1 Сущность понятия орфографическое правило и его роль в формировании орфографической грамотности……………. 1.2 Эффективные приёмы работы над правилом……………. 1.3 Использование алгоритмов при работе над орфографическим правилом…………………………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКО- 2.1 Результаты практико-ориентированного исследования… 2.2 Систематизация заданий при работе над орфографическим правилом в 3-ем классе…………………... 2.3 Анализ урока………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. |
3
6
6 12
18
23 23
28 33
36
38 |
ВВЕДЕНИЕ
Овладение
нормами письменной речи, в частности
орфографией, − одна из важнейших
задач изучения русского языка
в школе. Письмо, грамотное в орфографическом
отношении, выполняет социальную
функцию – служит удобным
Ещё в 1930 г. А. М. Пешковский принципом методики орфографии провозгласил принцип «рационально-волевого участия пишущего в выборе той или иной орфограммы» специально подчёркивая при этом, что «обучение по правилам» отнюдь не состоит из одного только внедрения правил в сознание и память учащихся, что «для важнейших языковых навыков языковые значения не просто полезны, а и прямо необходимы…» [Цит. по: 7, с. 13].
Орфографическая
грамотность учащихся
Цели обучения
русскому языку в начальной
школе: развитие и совершенствование
всех видов речевой
Орфографические
правила должны изучаться
Методической
основой данной работы
Несмотря на
то, что в методике орфографии
к настоящему времени более
или менее определился круг
вопросов, решение которых связывается
с необходимостью опоры на
теорию орфографии, проблема внедрения
этой теории в практику
Гипотеза исследования − использование алгоритмов при работе над орфографическим правилом способствует формированию орфографической грамотности младших школьников.
Объект исследования
– процесс работы над
Предмет исследования
– эффективные приёмы работы
над орфографическим правилом, способствующие
формированию орфографической
Цель курсовой
работы – изучить и
1. Проанализировать сущность понятия «орфографическое правило» и его роль в формировании орфографической грамотности.
2. Рассмотреть эффективные приёмы работы над орфографическим правилом на уроках русского как способ формирования орфографических умений.
3. Предложить приёмы работы над орфографическим правилом с учащимися 3 классов.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность понятия орфографическое правило и его роль в формировании орфографической грамотности
Орфография определяет нормы расширенной речи, которые приняты в каждом конкретном языке на данном этапе его развития. В. П. Лукьянёнок справедливо замечает, что «правила письма необходимы каждому языку, потому что они обеспечивают точную передачу содержания речи и правильное понимание написанного всеми говорящими на данном языке» [14, c. 25].
Практическая
работа учащихся над
Орфографические правила унифицируют написания слов, объединенных на основе грамматической общности. Это облегчает письменное общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил.
«Под правилом, − пишет Д.Н. Богоявленский, − понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов. Основное назначение правил − обобщать однородные орфограммы».
М. М. Разумовская предлагает понимать под орфографическим правилом «описание последовательности операций, которые выполняет пишущий для того, чтобы перевести звучание в положение, по которому устанавливается письменный знак, т. е. для того, чтобы найти сильную позицию звука (фонемы), гласного или согласного» [18, c. 105]. По мнению этого педагога понимание правила как своеобразной инструкции по нахождению сильной позиции позволяет вскрыть связи между отдельными правилами, выявить их системность, открыть детям, что орфография — «не свалка разнохарактерных правил, а исторически сложившееся единство» [18, c. 106]. Кроме того, такой взгляд на правило правописания создает предпосылки для совершенствования методики работы с ним.
Орфографическое правило – это предписание, устанавливающее порядок выполнения орфографического действия, решения задачи. В формулировке правила обычно содержатся следующие элементы:
а) указания на орфограмму, которая проверяется;
б) определение грамматической, фонетической, словообразовательной природы явления;
в) указание способа проверки и получения результата.
Формулировки орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание. Одно из простейших правил – «В сочетаниях жи, ши пишется буква и», это правило-указание, не требующее грамматического анализа. Действие по этому правилу имеет три ступени: обнаружение в слове сочетания; фонетический анализ; написание слова и самопроверка. Большинство орфографических правил констатирующие.
В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний. Например: правило проверки безударных гласных в корне слова опирается на фонетику (обнаружение безударного гласного звука), на словообразование и грамматику – на состав слова, подбор однокоренных слов или на изменение грамматической формы слова. Действие по этому правилу содержит 7-8 ступеней:
а) найти гласный звук, который надо проверить (безударный);
б) убедиться, что безударный гласный – в корне;
в) подобрать проверочное слово или форму того же слова;
д) определить, под ударением ли стоит проверяемый гласный в проверочном слове;
г) в случае необходимости подобрать второе, третье проверочное слово;
е) сравнить проверочные слова с проверяемым;
ж) написать в соответствии с принятым решением;
з) осуществить самопроверку.
По мнению М. Р. Львова, орфографические правила «регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим, прежде всего на основе грамматической общности. Под правилом понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов. Основное назначение правила — обобщать однородные орфограммы» [15, c. 310].
По самой своей сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообразовательным материалом. Грамматическая теория − это фундамент орфографического правила.
Поэтому в начальных классах принят такой порядок изучения орфографических правил, согласно которому правило входит в грамматическую или словообразовательную тему как ее составная часть. Так, правила, регулирующие написание корня, приставки и суффикса, изучаются в разделе «Состав слова» в связи с усвоением той или иной морфемы. Правила, определяющие написание окончаний частей речи, соответственно включаются в темы «Имя прилагательное», «Глагол».
Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. Вопрос о классификации орфографических правил не имеет в настоящее время единообразного решения. Как отмечал Н. С. Рождественский, «впервые вопрос о типологии правил поставлен Е. С. Истриной, которая в основу их группировки кладет признак большей или меньшей определенности инструкций, заключенных в правиле: 1) точное указание на написание, 2) указание на вспомогательный прием, 3) намек на необходимость анализа».
Психолог Д. Н. Богоявленский выделял три группы правил: одновариантные, двухвариантные, правила-рекомендации.
Одновариантные правила предполагают для одной и той же фонетической или грамматической ситуации один определенный вариант написания. Например, таково правописание гласных после шипящих. Такие правила носят универсальный характер, и их усвоение основывается на прямой ассоциации между данной грамматической категорией или фонетической ситуацией и ее письменным обозначением.
Двухвариантные орфографические правила также содержат указания на правописание орфограмм. Однако в отличие от первой группы в правиле дается несколько вариантов написания (обычно два). Выбор того или иного написания обуславливается некоторыми дополнительными (фонетическими или морфологическими) признаками орфограмм, например правописание приставок раз-, воз-, низ- и др.
Третья группа правил отличается от двух первых тем, что не содержит информации об образце письма. Правило сводится к рекомендации некоторого приема, применение которого может привести ученика к правильному решению орфографической задачи.
Примером правил третьей группы являются правила проверки безударных гласных, глухих, звонких, непроизносимых согласных и некоторые другие.
Д. Н. Богоявленский
подчеркивает, что самыми простыми
для усвоения учащимися
При разработке
методики изучения того или
иного орфографического