Сущность понятия орфографическое правило и его роль в формировании орфографической грамотности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить и систематизировать эффективные приёмы в работе над орфографическим правилом, которые влияют на орфографическую грамотность младших школьников. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач:
1. Проанализировать сущность понятия «орфографическое правило» и его роль в формировании орфографической грамотности.
2. Рассмотреть эффективные приёмы работы над орфографическим правилом на уроках русского как способ формирования орфографических умений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……….
1.1 Сущность понятия орфографическое правило и его роль в формировании орфографической грамотности…………….
1.2 Эффективные приёмы работы над правилом…………….
1.3 Использование алгоритмов при работе над орфографическим правилом…………………………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………...……
2.1 Результаты практико-ориентированного исследования…
2.2 Систематизация заданий при работе над орфографическим правилом в 3-ем классе…………………...
2.3 Анализ урока………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 3

6
6
12
18

23
23
28
33
36
38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. приёмы работы над орфографическим правилом.docx

— 100.56 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……….

1.1 Сущность понятия орфографическое правило и его роль в формировании орфографической грамотности…………….

1.2 Эффективные приёмы работы над правилом…………….

1.3 Использование алгоритмов при работе над орфографическим правилом…………………………………...

 

ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ  ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………...……

2.1 Результаты практико-ориентированного исследования…

2.2 Систематизация заданий при работе над орфографическим правилом в 3-ем классе…………………...

2.3 Анализ урока………………………………………………..

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

3

 

 

6

 

6

12

 

18

 

 

23

23

 

28

33

 

36

 

38


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Овладение  нормами письменной речи, в частности  орфографией, − одна из важнейших  задач изучения русского языка  в школе. Письмо, грамотное в орфографическом  отношении, выполняет социальную  функцию – служит удобным средством  письменного общения. В наш век  стремительного развития науки  и информационных технологий, когда  объём и скорость передачи  информации постоянно возрастают, вопросы соблюдения нормативности  речи, важнейшего средства общения, приобретают особое значение.

     Ещё в 1930 г. А. М. Пешковский принципом методики орфографии провозгласил принцип «рационально-волевого участия пишущего в выборе той или иной орфограммы» специально подчёркивая при этом, что «обучение по правилам» отнюдь не состоит из одного только внедрения правил в сознание и память учащихся, что «для важнейших языковых навыков языковые значения не просто полезны, а и прямо необходимы…» [Цит. по: 7, с. 13].

     Орфографическая  грамотность учащихся действительно  ощутимо возрастает, если ими  осознаются важнейшие теоретические  положения русской орфографии; имеется  представление об орфограмме  как специфично орфографическом  явлении в ряду других явлений  письма; осознаются основные принципы  правописания, на основе которых  многочисленные написания и правила  формируются в легко обозримые  немногие группы; становится очевидной  существующая зависимость между  правилами и их «грамматическими  обоснованиями» − одним словом  орфография предстаёт в виде  стройной научной системы.

     Цели обучения  русскому языку в начальной  школе: развитие и совершенствование  всех видов речевой деятельности, формирование элементарной лингвистической  компетенции. Школа должна учить  детей грамотному письму. По мнению В. К. Страпко, «ключевая задача обучения русскому языку должна решаться в аспекте языковой компетенции личности ребенка. Иными словами, нормы и правила важны не сами по себе, а как один из инструментов, с помощью которого ребенок может эффективно пользоваться естественным языком, успешно решая те или иные коммуникативные задачи и тем самым формируясь непосредственно как языковая личность» [19, с. 15]. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической грамотности учащихся, на прочном усвоении ими тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания.

     Орфографические  правила должны изучаться таким  образом, чтобы они были для  учащихся руководством к действию. Обучение их применению осуществляется  при выполнении упражнений в  том случае, если учащиеся производят  устный или письменный орфографический  разбор по схемам, соотнесённым  с формулировками орфографических  правил.

     Методической  основой данной работы являются  психологические теории усвоения  грамматических понятий, усвоения  орфографии младшими школьниками  Д. Н. Богоявленского и С. Ф. Жуйкова, методические работы Н. Н. Алгазиной, Г. М. Архиповой, А. В. Верниковской, П. С. Жедек М. Р. Львова, М. М. Разумовской, П. С. Тоцкого и других русских психологов и методистов.

     Несмотря на  то, что в методике орфографии  к настоящему времени более  или менее определился круг  вопросов, решение которых связывается  с необходимостью опоры на  теорию орфографии, проблема внедрения  этой теории в практику обучения  продолжает оставаться одной  из наиболее острых.

     Гипотеза исследования − использование алгоритмов при работе над орфографическим правилом способствует формированию орфографической грамотности младших школьников.

     Объект исследования  – процесс работы над орфографическим  правилом.

     Предмет исследования  – эффективные приёмы работы  над орфографическим правилом, способствующие  формированию орфографической грамотности.

     Цель курсовой  работы – изучить и систематизировать  эффективные приёмы в работе  над орфографическим правилом, которые  влияют на орфографическую грамотность  младших школьников. Для достижения  поставленной цели необходимо  решить ряд последовательных  задач:

     1. Проанализировать сущность понятия «орфографическое правило» и его роль в формировании орфографической грамотности.

     2. Рассмотреть эффективные приёмы работы над орфографическим правилом на уроках русского как способ формирования орфографических умений.

     3. Предложить приёмы работы над орфографическим правилом с учащимися 3 классов.

 

 

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

     1.1 Сущность понятия орфографическое правило и его роль в формировании орфографической грамотности

 

 

     Орфография определяет нормы расширенной речи, которые приняты в каждом конкретном языке на данном этапе его развития. В. П. Лукьянёнок справедливо замечает, что «правила письма необходимы каждому языку, потому что они обеспечивают точную передачу содержания речи и правильное понимание написанного всеми говорящими на данном языке» [14, c. 25].

     Практическая  работа учащихся над орфограммами  опирается на правила. Она эффективна  лишь в том случае, когда правило  применяется быстро и точно: малейшая  неточность, всякое промедление  приводят к ошибкам. Орфографические  правила могут успешно применяться  лишь на основе определенного  уровня владения фонетикой, грамматикой, словарем, ибо орфографический навык  − составная часть языковых  умений, речевой деятельности. Орфографический  материал в учебниках переплетается, срастается с грамматическим.

     Орфографические правила унифицируют написания слов, объединенных на основе грамматической общности. Это облегчает письменное общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил.

     «Под правилом, − пишет Д.Н. Богоявленский, − понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов. Основное назначение правил − обобщать однородные орфограммы».

      М. М. Разумовская предлагает понимать под орфографическим правилом «описание последовательности операций, которые выполняет пишущий для того, чтобы перевести звучание в положение, по которому устанавливается письменный знак, т. е. для того, чтобы найти сильную позицию звука (фонемы), гласного или согласного» [18, c. 105]. По мнению этого педагога понимание правила как своеобразной инструкции по нахождению сильной позиции позволяет вскрыть связи между отдельными правилами, выявить их системность, открыть детям, что орфография — «не свалка разнохарактерных правил, а исторически сложившееся единство» [18, c. 106]. Кроме того, такой взгляд на правило правописания создает предпосылки для совершенствования методики работы с ним.

     Орфографическое правило – это предписание, устанавливающее порядок выполнения орфографического действия, решения задачи. В формулировке правила обычно содержатся следующие элементы:

     а) указания на орфограмму, которая проверяется;

     б) определение грамматической, фонетической, словообразовательной природы явления;

     в) указание способа проверки и получения результата.

     Формулировки орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание. Одно из простейших правил – «В сочетаниях жи, ши пишется буква и», это правило-указание, не требующее грамматического анализа. Действие по этому правилу имеет три ступени: обнаружение в слове сочетания; фонетический анализ; написание слова и самопроверка. Большинство орфографических правил констатирующие.

     В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний. Например: правило проверки безударных гласных в корне слова опирается на фонетику (обнаружение безударного гласного звука), на словообразование и грамматику – на состав слова, подбор однокоренных слов или на изменение грамматической формы слова. Действие по этому правилу содержит 7-8 ступеней:

     а) найти гласный звук, который надо проверить (безударный);

     б) убедиться, что безударный гласный – в корне;

     в) подобрать проверочное слово или форму того же слова;

     д) определить, под ударением ли стоит проверяемый гласный в проверочном слове;

     г) в случае необходимости подобрать второе, третье проверочное слово;

     е) сравнить проверочные слова с проверяемым;

     ж) написать в соответствии с принятым решением;

     з) осуществить самопроверку.

      По мнению  М. Р. Львова, орфографические правила «регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим, прежде всего на основе грамматической общности. Под правилом понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов. Основное назначение правила — обобщать однородные орфограммы» [15, c. 310].

      По самой своей сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообразовательным материалом. Грамматическая теория − это фундамент орфографического правила.

     Поэтому в начальных классах принят такой порядок изучения орфографических правил, согласно которому правило входит в грамматическую или словообразовательную тему как ее составная часть. Так, правила, регулирующие написание корня, приставки и суффикса, изучаются в разделе «Состав слова» в связи с усвоением той или иной морфемы. Правила, определяющие написание окончаний частей речи, соответственно включаются в темы «Имя прилагательное», «Глагол».

      Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. Вопрос о классификации орфографических правил не имеет в настоящее время единообразного решения. Как отмечал Н. С. Рождественский, «впервые вопрос о типологии правил поставлен Е. С. Истриной, которая в основу их группировки кладет признак большей или меньшей определенности инструкций, заключенных в правиле: 1) точное указание на написание, 2) указание на вспомогательный прием, 3) намек на необходимость анализа».

     Психолог Д. Н. Богоявленский выделял три группы правил: одновариантные, двухвариантные, правила-рекомендации.

     Одновариантные правила предполагают для одной и той же фонетической или грамматической ситуации один определенный вариант написания. Например, таково правописание гласных после шипящих. Такие правила носят универсальный характер, и их усвоение основывается на прямой ассоциации между данной грамматической категорией или фонетической ситуацией и ее письменным обозначением.

     Двухвариантные орфографические правила также содержат указания на правописание орфограмм. Однако в отличие от первой группы в правиле дается несколько вариантов написания (обычно два). Выбор того или иного написания обуславливается некоторыми дополнительными (фонетическими или морфологическими) признаками орфограмм, например правописание приставок раз-, воз-, низ- и др.

     Третья группа правил отличается от двух первых тем, что не содержит информации об образце письма. Правило сводится к рекомендации некоторого приема, применение которого может привести ученика к правильному решению орфографической задачи.

     Примером правил третьей группы являются правила проверки безударных гласных, глухих, звонких, непроизносимых согласных и некоторые другие.

      Д. Н. Богоявленский  подчеркивает, что самыми простыми  для усвоения учащимися являются  правила первой группы, правила  второй и третьей групп более  сложны. Поскольку их применение  связано с овладением определенными  учебными умениями [3, c. 101].

    При разработке  методики изучения того или  иного орфографического правила  учитель ориентируется на тип  правила.

Информация о работе Сущность понятия орфографическое правило и его роль в формировании орфографической грамотности