Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:53, реферат
Проблема формирования творческой личности всегда была одной из актуальных проблем педагогической науки. Современное общество выдвигает перед образованием новые цели. Их приоритетным направлением является ориентация на личность, развитие ее творческого потенциала, формирование личности, способной к саморазвитию и самореализации. Центрация на человеке, попытки найти способы оптимального использования неисчерпаемых возможностей личности - все это свидетельствует о смене приоритетов в сфере социально-педагогических ценностей
Глава I. ФИЛОСОФСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСТВО» 5
Понятие «творчество» в научной литературе 5
«Творчество» как один из видов человеческой деятельности 7
Глава II. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ», «САМОРАЗВИТИЕ», «САМОВОСПИТАНИЕ» 10
Развитие и саморазвитие 10
Самовоспитание и саморазвитие 14
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 17
Сущность и содержание творческого саморазвития личности 17
Структурные компоненты и механизм творческого саморазвития 23
ГЛАВА IV. КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 27
ЛИТЕРАТУРА 33
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
на тему:
Обучение творческому саморазвитию
Выполнил:
аспирант заочного отделения
1-ого года обучения
Илаева Алина Анатольевна
Рецензент:
Д.пед.н., профессор В.Г.Каташев
подпись___________________
Казань, 2013г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ФИЛОСОФСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСТВО» 5
Понятие «творчество» в научной литературе 5
«Творчество» как один из видов человеческой деятельности 7
Глава II. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ», «САМОРАЗВИТИЕ», «САМОВОСПИТАНИЕ» 10
Развитие и саморазвитие 10
Самовоспитание и саморазвитие 14
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 17
Сущность и содержание творческого саморазвития личности 17
Структурные компоненты и механизм творческого саморазвития 23
ГЛАВА IV. КОММУНИКАТИВНЫЙ
КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОГО
ЛИТЕРАТУРА 33
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования творческой личности всегда была одной из актуальных проблем педагогической науки. Современное общество выдвигает перед образованием новые цели. Их приоритетным направлением является ориентация на личность, развитие ее творческого потенциала, формирование личности, способной к саморазвитию и самореализации. Центрация на человеке, попытки найти способы оптимального использования неисчерпаемых возможностей личности - все это свидетельствует о смене приоритетов в сфере социально-педагогических ценностей
Благодаря саморазвитию, личность
реализует свои способности, самосовершенствуется,
в результате чего становится инициатором
саморазвития сообщества, в котором
находится, тем самым, в известной
мере, внося свой вклад в культурно-историческое
развитие общества. Поэтому значение
саморазвития личности молодого специалиста
в решении современных
В данном реферате раскрываются теоретические положения, определяющие основы творческого саморазвития личности студентов, обоснована приоритетная роль коммуникативного компонента в творческом саморазвитии будущих педагогов. Делается попытка рассмотреть механизм творческого саморазвития студента, дать характеристику его компонентам, определить специфику и уровни творческого саморазвития студента в вузе.
Цель исследования – помочь осознать студентам ответственность за свое становление как личности и как специалиста, максимально реализовать свои возможности в период обучения в вузе; показать преподавателям педагогических вузов значимость целенаправленного самосовершенствования личности, осуществляемого ею как восхождение к такому уровню сформированности своих духовно-нравственных, интеллектуальных и социально-деятельностных качеств, которые обеспечат более высокие возможности ее самореализации в интересах собственных и общества.
Глава I. ФИЛОСОФСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСТВО»
Понятие «творчество» в научной литературе
Правильное понимание категорий «саморазвитие», «творческое саморазвитие», «творческая деятельность» невозможно без уяснения понятия «творчество», его философской, социальной и психолого-педагогической сущности.
В научной литературе творчество истолковывается по-разному. Я.А. Пономарев считает, что «творчество - это необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и формы творчества. Творчество человека - лишь одна из таких форм». Не подвергая сомнению этот философский тезис, важно отметить, что наиболее распространенной дефиницией творчества является его определение как деятельности по созданию нечто нового. В частности, творчество определяется как «процесс создания существенно нового» (П.К. Энгельмейер); как «деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» (С.С. Гольдентрихт); как «процесс человеческой деятельности, создающий новые материальные и духовные ценности» (В.П. Полонский). «Своеобразным творчеством является, - по утверждению Н.Н. Нечаева, - каждый шаг субъекта, что бы ни делал человек, объективно - это творчество, ибо в результате появляется то, чего раньше не было». Однако данная позиция не может быть признана нами бесспорной. Творческий процесс подразумевает своей целью создание не только того, чего раньше не было. В конечном итоге это новое должно нести в себе зерно рациональности. При этом условии творчество будет направлено на актуальное развитие личности.
В.В. Загвязинский, В.А Кан-Калик, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров и другие ученые рассматривают личность педагога с позиции включения ее в творческий педагогический процесс и констатируют необходимость проявления в нем тех качеств личности, которые присущи творческому человеку вообще. В других исследованиях в качестве ведущих характеристик творческой личности педагога называются мотивационная сфера (Б.В. Бокуть, С.И. Сокорева, Л.А. Шеметкова), педагогическая креативность (В. А.Лисовская), творческая активность (Л.Л. Лузина, О.Г. Сущенко), особенности интеллектуальной деятельности (В.П. Подвойский, Л.Г. Варепо).
Согласно Б.М. Теплову, «Творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности». В словаре С.И.Ожегова «Творчество - создание новых по замыслу материальных и культурных ценностей». В педагогической энциклопедии значится: «Творчество - высшая форма активности и самостоятельности в деятельности человека. Это потребность человека изменить, усовершенствовать, ввести новое, оригинальное».
«Под творчеством обычно понимают такую деятельность, в результате которой создается оригинальный и социально-значимый продукт» (С.Л. Рубинштейн). «Творчество - специфично для человека, то есть предполагает творца-субъекта творческой деятельности: в природе происходит процесс развития, но не творчества» (Г.Г. Гиргинов). Если по данному определению творчество не отождествляется с понятием: «развитие», то по утверждению Я.А. Пономарева, всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития. «В мире творчества все интереснее, значительнее, оригинальнее», - считает И.А. Бердяев.
Наиболее развернутое понятие творчества дает А.К. Спиркин. «Творчество - это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является созидание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира иди духовной культуры». Важно, что автор, наряду с признаками новизны, оригинальности, также выделяет субъективную и объективную значимость творчества.
Рассматривая особенность процесса творчества Г.Г. Гиргинов отмечает, что «творчество первого уровня имманентно присуще человеческому мышлению и человеческой практике, представляет собой деятельность, в которой, во-первых, формируются вещи и явления, в объективной реальности не существующие ... . Во-вторых, развиваются и совершенствуются далее уже созданные человеком материальные и духовные произведения, изобретения; в-третьих, вырабатываются методы, формы, средства субъективного переустройства наличного».
Л.Т. Громкова, говоря о педагогическом творчестве, подчеркивает, что оно характеризуется «новым, более совершенным, более эффективным». Выделяя гуманную сущность творчества, С.С. Гольдентрихт утверждает, что природа творческого деяния - созидание, рождение нового, прогрессивного, способствующего развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку.
Таким образом, определение творчества на основе выделения новизны, оригинальности, а также и по иным характерным признакам, но без учета цели деятельности, приводит нас к исчезновению вышеназванного гуманистического начала творчества. Поэтому мы считаем, что, наряду с признаками "новизны", для творчества характерным критерием является развитие человека как личности и общества в целом. Здесь особенно важно выделить значимость нравственного начала, которое побуждает человека к творчеству.
«Творчество» как один из видов человеческой деятельности
Выделяя ряд существенных признаков творчества, В.И. Андреев отмечает, что «Творчество - это вид человеческой деятельности, для которой характерно:
а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
б) социальная и личностная значимость и прогрессивность, то есть она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме – это не творчество, а варварство);
в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
г) наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок личности;
д) новизна и оригинальность процессов и результатов».
В.И. Андреев обращает внимание на то, что, если хоть один из компонентов, характеризующих творчество, исключить, то творчество и творческая деятельность «либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой». «Творчество - один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решения творческой задачи, для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью и прогрессивностью».
Таким образом, можно рассматривать в работах В.И. Андреева подтверждение тому, что новизна и оригинальность не исчерпывает определение творчества, и присутствие личностного компонента обязательно при характеристике данного процесса.
Что является движущей силой
творчества? На наш взгляд, движущей
силой творчества является противоречие.
С выявления противоречия и
определения творческой задачи начинается
процесс творчества и, условно - это
первый, начальный шаг творческой
деятельности. Интересно заметить,
что на этом начальном этапе творчества
проявляются аналитические
Что можно выделить в основе
содержательного аспекта
Активное включение всех
качеств личности является базисом
данного процесса, что и обусловливает
развитие и творческое саморазвитие
личности. Наряду с активностью деятельности,
творчество имеет и такие проявления,
как самостоятельность –
Что составляет центральное звено творчества, вокруг которого группируются все другие звенья?
Важнейшая способность творчества – гениальность, необыкновенная концентрация, напряженность внимания и огромная восприимчивость, впечатлительность, умение видеть вещи в их сущности, дар предчувствия предугадывания, считает А.А. Потебня. Для всякого творчества, по мнению В.М. Бехтерева, необходима та или иная степень одаренности. Творческую проблему В.М. Бехтерев трактует как раздражитель и придерживается рефлексологической точки зрения, утверждая, что собственно творчество - есть реакция на раздражение. В.П. Полонский считает, что центральное звено творчества в творческое сознании. Я.А. Пономарев и В.П. Зинченко выделяют роль неосознаваемых компонентов в творчестве.
В.В. Савич делает попытку применить физиологические закономерности к проблеме психологии творчества.
Таким образом, ход исследований
психологии творчества отчетливо подтверждает,
что творчество, как конкретное явление,
есть область знания, исследующая
одну из сторон его, причем движение, которой
подчинено психологическим
Итак, творчество, как созидательная
деятельность, характеризуется