Глава
1. Теоретические
основы педагогического
общения с подростками.
Педагогу
мало иметь профессиональные знания
и умения. Помимо этого он должен
быть личностью - широко образованной
и эрудированной, иметь свою «изюминку»,
какое-то хобби, быть интересным для окружающих.
В
общении педагога с воспитанником
незримо присутствуют ещё образ
педагога, каким он себя представляет;
образ педагога, каким представляет
воспитанник; образ воспитанника в
его собственных глазах; образ
воспитанника в глазах педагога.
Современная
педагогика считает необходимым для педагога:
-
актёрское мастерство (педагог с
деревянным лицом, на котором всегда одно
и то же выражение, вряд ли будет пользоваться
успехом у детей);
-
хорошо поставленный
голос (совсем необязательно громкий,
но способный выражать оттенки чувств);
-
чувство юмора;
-
умение одеваться (не ярко и богато,
а со вкусом и аккуратно, имея свой стиль).
Наличие
педагогических способностей к общению
с детьми предполагает:
- Способность
правильно понимать ребёнка, видеть происходящее
его глазами.
- Способность
видеть в нём равноправную личность.
- Готовность
критически отнестись к самому себе и
открыто признать критику в свой адрес
со стороны воспитанников.
- Умение не
обманывать, не хитрить, всегда и везде
говорить правду.
- Умение оказывать
влияние на детей.
- Умение владеть
словом.
Педагог-профессионал
обязательно должен выбрать свою,
так называемую, человеко-роль, чтобы
не казаться детям скучным и серым.
Одни выбирают роль «энергичного», другие-
«хладнокровного», третьи- «волевого»,
четвертые-«добродушного» и т.д.
Здесь
важны два момента:
- нужно выбрать
себе роль «к лицу», т.е. такую, которая
вам подходит, а не станет «пиджаком с
чужого плеча»;
- раз выбрав
одну определенную роль, нужно придерживаться
её постоянно.
Если
воспитанники придумали вам прозвище
- значит, вы им интересны: про «серых»
педагогов они вообще не говорят!
Не
скупитесь на улыбку! Не смущайтесь
отрабатывать мимику и жесты перед
зеркалом!
В
книге казанского психолога И.М.Юсупова
«Психология взаимопонимания» приводятся
различные модели общения педагога с группой.
Вот
они:
-
«Монблан» (педагог «парит» над
воспитанниками, никакого личностного
взаимодействия, отсутствие контакта,
одна инфорационность и , как
следствие, пассивность ребят);
-
«Китайская стена» (произвольный
барьер общения, подчёркивание педагогом
своего статуса, снисходительность к ребятам);
-
«Тетерев» (педагог «замкнут на
себя», не реагирует на ребят,
речь монологичная, эмоциональная
глухота);
-
«Гамлет» или гиперрефлексивная
модель (противоположная предыдущей
модели: педагог озабочен только тем, как
его воспринимают воспитанники, постоянно
сомневается в себе, чрезмерно болезненно
реагирует на реплики ребят);
-
«Локатор» или модель дифференцированного
внимания (педагог ориентируется
лишь на талантливых и лидеров,
не сочетает индивидуальный подход с фронтальным);
-
«Робот» или модель негибкого
реагирования (взаимоотношения с
ребятами строятся по жёсткой
программе с чёткими целями
и задачами, но без учёта действительности,
состава и психического состояния
учащихся);
-
«Я - сам» или авторитарная модель (педагог
– главное и единственное действующее
лицо, воспитанники – только безынициативные
исполнители);
«Союз»
или модель активного взаимодействия
(постоянный диалог педагога и воспитанника,
поощрение и инициативы ребят, гибкая
реакция в общении с ними, творческое совместное
решение проблемы).
Там
же И.М.Юсупов определяет наиболее распространенные
стили общения педагогов с
учениками
-
«Совместное творчество» (общие
цели и совместные усилия педагога
и ребят);
-
«Дружеское расположение» (искренний
интерес педагога к детям, уважительное
отношение к каждому школьнику);
-
«Заигрывание» (крайняя форма
предыдущего стиля, желание завоевать
дешёвый авторитет у детей,
понравиться при отсутствии минимальных
достоинств);
-
«Устрашение» (отчуждение, формально-официальные
рамки общения, неумение воспитывать на
основе совместной продуктивной деятельности,
зависимое положение подростка, вызывающее
у него ответное негативное отношение
к педагогу);
«Дистанция»
(подчёркивание различий между педагогом
и ребятами: возрастных, социальных и прочих
во избежание панибратских отношений,
что часто провоцирует авторитарность
и приводит к неудачам в педагогическом
общении);
«Менторский»
стиль (разновидность «дистанции»,
назидательно покровительственный тон,
нотации, полная утрата контакта с ребятами);
Перечисленные
варианты не исчерпывают всего разнообразия
имеющихся в практике стилей общения.
Конечно,
искусству душевного контакта нельзя
научиться по учебнику, «методичке»,
нельзя свести его к какой-то сумме
правил. Предпосылка душевного контакта
- чуткость и открытость воспитателя.
Глава 1.1 Психолого-педагогическая характеристика
детей подросткового возраста.
Подростковый возраст
связан с перестройкой организма
ребёнка половым созреванием.
Одни дети вступают в подростковый возраст
раньше, другие - позже, пубертатный кризис
может возникнуть и в 11 , и в 13 лет. Начиная
с кризиса, весь период обычно протекает
трудно и для ребёнка, и для близких
ему взрослых. Поэтому подростковый возраст
иногда называют затянувшимся кризисом.
Поведение подростков зачастую становится
непредсказуемым, за короткий период они
могут продемонстрировать абсолютно противоположные
реакции:
- неуемная
жажда деятельности может смениться апатией,
отсутствием стремлений и желаний что-либо
делать;
- повышенная
самоуверенность, безаппеляционность
в суждениях быстро сменяются ранимостью
и неуверенностью в себе;
- развязность
в поведении порой сочетается с застенчивостью;
- романтические
настроения нередко граничат с цинизмом,
расчетливостью;
- нежность,
ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
- потребность
в общении сменяется желанием уединиться.
- устремленность
и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
Кризис
подросткового возраста связан с
изменением социальной ситуации развития
и ведущей деятельности.
Социальная
ситуация развития - это особое положение
ребенка в системе принятых в данном обществе
отношений. В подростковом возрасте она
представляет собой переход от зависимого
детства к самостоятельной и ответственной
взрослости. Подросток занимает промежуточное
положение между детством и взрослостью.
Когда
говорят, что ребенок взрослеет,
имеют ввиду становление его
готовности к жизни в обществе
взрослых людей, причем - как равноправного
участника этой жизни. Конечно, подростку
еще далеко до истиной взрослости - и физически,
и психологически, и социально. Он объективно
не может включиться во взрослую жизнь,
но стремится к ней и претендует на равные
со взрослыми правами. Новая позиция проявляется
в разных сферах, чаще всего - во внешнем
облике, в манерах. Отметим, что внешний
вид подростка часто становится источником
постоянных недоразумений и даже конфликтов
в семье. Родителей не устраивают ни молодежные
мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку.
А подросток, считая себя уникальной личностью,
в то же время стремится внешне ничем не
отличаться от сверстников. Желание слиться
с группой, ни чем не выделятся, желание
отвечающее потребности в безопасности,
психологи рассматривают как механизм
психологической защиты и называют социальной
мимикрией.
Одновременно
с внешними, объективными проявлениями
взрослости возникают и чувство
взрослости - отношение подростка
к себе, как взрослому, представление,
ощущений себя в какой-то мере взрослым
человеком. Эта субъективная сторона
взрослости считается центральным новообразованием
младшего подросткового возраста. Чувство
взрослости - особая форма самосознания;
оно не жестко связано с процессом полового
созревания. Как проявляется чувство взрослости
подростка? Прежде всего он претендует
равноправие в отношениях со взрослыми
и идет на конфликты, отстаивая свою позицию.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении
к самостоятельности, желание оградить
какие-то стороны своей жизни от вмешательства
родителей. Кроме того проявляются собственные
вкусы, взгляды, оценки, собственная линия
поведения. Подросток с жаром отстаивает
их, даже не смотря на неодобрение окружающих.
Поскольку в подростковом возрасте все
не стабильно, взгляды могут измениться
через пару неделей, но защищать противоположную
точку зрения ребенок будет столь же эмоциональным.
Чувство взрослости связано с этическими
нормами поведения, которые усваиваются
детьми в это время. Появляется моральный
“кодекс”, предписывающий подросткам
четкий стиль поведения в дружеских отношениях
со сверстниками.
Чувство взрослости
становится центральным новообразованием
младшего подросткового возраста, а
к концу периода, примерно в 15 лет,
ребенок делает еще один шаг в
своем личностном развитии. После
поисков себя, личностные нестабильности
у него формируется “Я - концепция”
- система внутренне согласованных представлений
о себе, образов “Я”.
Примерно
в 11-12 лет возникает интерес к
своему внутреннему миру, а затем
происходит постепенное усложнение
и углубление самопознания. Подросток
открывает для себя свой внутренний
мир. Сложные переживания, связанные с
новыми отношениями, свои личностные черты,
поступки анализируются им пристрастно.
Подросток хочет понять, каков он есть
на самом деле, и представляет себе каким
бы он хотел быть. Познать себя ему помогают
друзья, в которых он смотрится как в зеркало,
в поисках сходства и отчасти близкие
взрослые. Подростковая рефлексия, потребность
разобраться в себе самом порождают и
исповедальность в общении с ровесником,
и дневники, которые начинают вести именно
в этот период, стихи и фантазии.
Образы
“Я”, которые создает в своем
сознании подросток, разнообразны - они
отражают все богатство его жизни.
Физическая “Я”, то есть представления
о собственной внешней привлекательности,
представления о своем уме, способностях
в разных областях, о силе характера,
общительности, доброте и других качествах,
соединяясь, образуют большой пласт “Я-концепции”
- так называемое реальное “Я”.
Познание
себя, своих различных качеств
приводит к формированию когнитивного
(познавательного) компонента “Я-концепции”.
С ним связаны еще два - оценочный и поведенческий.
Для ребенка важно не только знать, какой
он есть на самом деле, но и насколько значимы
его индивидуальные особенности. Оценка
своих качеств зависит от системы ценностей,
сложившейся, главным образом, благодаря
влиянию семьи и сверстников.
Подросток
- еще не цельная, зрелая личность. Отдельные
его черты обычно диссонируют, сочетание
разных образов “Я” негармоничны.
Когда же образ “Я” достаточно
стабилизировался, а оценка значимого
человека или поступок самого ребенка
ему противоречит, часто включаются механизмы
психологической защиты. Допустим, мальчик,
считающий себя смелым, струсил. Рассогласование
его представлений о себе и реального
поведения может вызвать такие болезненные
переживания, что избавляясь от них, он
начинает убеждать всех, и прежде всего
себя, что этот поступок был разумным,
его требовали обстоятельства, и поступить
иначе было бы глупо (механизм рационализации);
или признает, что он струсил, но ведь и
все его приятели - трусы, каждый поступил
так же на его месте (механизм проекции)
и т.д.
Помимо
реального “Я”, “Я-концепция” включает
в себя “Я-идеальное”. При высоком
уровне притязания и недостаточном
осознании своих возможностей идеальное
“Я” может слишком сильно отличатся
от реального. Тогда переживаемый подростком
разрыв между идеальным образом и действительным
своим положением приводит к неуверенности
в себе, что внешне может выражаться в
обидчивости, упрямстве, агрессивности.
Когда идеальный образ представляется
достижимым, он побуждает к самовоспитанию.
Оно становится возможным в этот период,
благодаря тому, что у подростков развивается
саморегуляция. Разумеется, далеко не
все они способны проявить настойчивость,
силу воли и терпения, чтобы медленно продвигаться
к созданному ими самими идеалу. Кроме
того, у многих сохраняется детская надежда
на чудо. Вместо того, чтобы действовать,
подростки погружаются в мир фантазий.