Теоретические сенсорного воспиная ребенка в процессе игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что младший дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка. Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу», но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Р 13111606(и) кур.р. методика обучения.docx

— 93.74 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

                                 Введение

 Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в это мир, раскрыть его неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребёнка по земле. Именно с этого должна начинаться система непрерывного экологического образования – со сферы дошкольного образования.

Актуальность исследования обусловлена тем, что младший дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка. Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу», но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение.

Целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым, этот возраст наиболее восприимчив.

Для умственного развития детей дошкольного возраста амплификация значит, прежде всего, развитие:

1) образного мышления, которое  выражается в овладении способностями  к замещению и использовании  схем, а именно - умение использовать  при решении разнообразных умственных  задач условные заместители реальных предметов или явлений;

2) воображения, а именно - развитие направленности воображения, в результате которого, создаются  новые образы.

Объект исследования сенсорное воспитание детей в игре.

Предметом исследования выступает процесс становления теории сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством игры.

Процесс: сенсорное воспитание ребенка с использованием игр из природного материала.

Цель данной работы теоретически обосновать и эеспериментально проверить особенности сеносрного воспитания ребенка в тграх с использованием природного материалов, предложить рекомендации для педагогов и родителей.

В основу исследования была выдвинута гипотеза: Сенсорное воспитание ребенка будет оптимальным, если ребенок будет локализовать игру с природным материалом, педагог выберет правильные метод и приемы, если будет придерживаться психолого – педагогических рекомендаций.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого – педагогическую и методическую литературу.

2. Выявить особенности сенсорного воспитания детей в играх с природным материалом.

3. Разработать психолого – педагогические рекомендации для педагтгов и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические сенсорного воспиная ребенка в процессе игры

1.1. Философский подход в понимании сенсорного воспитания в развитии ребенка и понимание природы в нем

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его ощущений и восприятий, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форму, цвет, размер, положение в пространстве и т.д. Он составляет фундамент ее умственного развития. Чувственное познание имеет очень важное значение в дошкольном детстве, которое является наиболее благоприятным периодом формирования и совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.1

Актуальность данной темы заключается в том, что сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Со восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание , мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без сопротивления на полноценное восприятие.

 В детском саду ребенок  учится рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает усваивать основы математики  и грамоты. Овладение знаниями  и умениями из всех областей  требует постоянного внимания к внешних качеств предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить сходство рисунка с изображенным предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит качестве образца с качествами имеющегося материала. Без постоянной ориентации во внешних качествах предметов невозможно получить четкое представление о явлениях живой и неживой природы, а именно об их сезонные изменения. Формирование элементарных математических представлений включает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты очень большую роль играет фонематический слух - точное дифференцирования речевых звуков - и зрительное восприятие очертания букв. Таких примеров очень много.2

Трудно переоценить значение развития сенсорно - перцептивной сферы дошкольника. Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития ребенка .Вивченням проблемы сенсорного развития и сенсорного воспитания занимались много выдающихся отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

Сенсорное воспитание - это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание имеет очень важное значение для всестороннего развития ребенка. О. Усова отмечала, что 9/10 всего умственного багажа детей дошкольного возраста составляют результаты деятельности органов чувств. Выдающиеся педагоги - Ф. Фребель , Г. Монтессори , О. Декроли, К. Ушинский, Есть. Тихеєва, С. Русова отмечали его как одну с основных сторон дошкольного воспитания.

Выдающийся чешский педагог, рассматривал умственное воспитание как важнейшее средство формирования личности ребенка. Необходимым условием умственного развития, на его взгляд, является развитие чувственных основ мышления: познание начинается с ощущения, ощущения передает памяти образы действительности, которая хранит их в течение всей жизни. Начинать обучение он рекомендовал не из словесного объяснения о вещи, а из реального наблюдения за ними. В процессе умственного воспитания важную роль играют ощущения и представления, мысли и слова, речь и действия.

Основатель детского сада Ф. Фребель исходил из необходимости использовать разнообразные игры для развития органов чувств детей, ознакомление с природой, жизнью людей, подготовки к школе. Этой цели он подчинял дидактический материал, предназначенный для формирования представлений о форме, величине, пространственные отношения, числа, - так называемые дары, а также систему занятий и игр, направленную на развитие сенсорики. Ребенок, по его мнению, обладает, помимо основных инстинктов, инстинктом познавательным, исследовательским, который является основой учебной деятельности. В дошкольном возрасте развитие стремления к познанию должен реализовываться через непосредственное созерцание предметов окружающего мира.3

Отстаивая принцип наглядности в умственном воспитании, К. Ушинский (1824 - 1871) подчеркивал необходимость того, чтобы предмет непосредственно отражался в душе ребенка, его чувства в этом процессе превращались в понятия, а из понятий состояла воплощенная в слове мысль.

Есть. Водовозова (1844 - 1923) считала, что процесс сесорного воспитание должно происходить одновременно с развитием высших психических функций, познавательных процессов, с которыми связано развитие мышления, речи, памяти. Ребенка следует учить осознанно воспринимать окружающий мир, развивать наблюдательность. «Если воспитатель не сумел сделать этого в ту пору, когда у ребенка только начинает пробуждаться наблюдательность к окружающему, которая имеет такое огромное значение для психологической жизни человека, то умственные способности ребенка постепенно притупляются, и, став школьником, она будет равнодушно смотреть на мир».

М. Монтессори (1870 - 1952) рассматривала сенсорное развитие как важную составную часть и основу формирования личности: без развитых органов чувств не может быть интеллекта и воспитанного человека. Чувственное восприятие является основой умственного и нравственного жизни. Метод М. Монтессори не просто указывает ребенку на качества предметов и явлений окружающего мира, а дает возможность самостоятельно приобретать знания и открывать свой внутренний мир, что значительно важнее, чем сообщение со стороны взрослых. Система сенсорного воспитания М. Монтессори включала понятия “сенсорная культура ребенка”. Материал, разработанный М. Монтессори, построен так, чтобы развивать отдельные сферы ощущений, учить слушать тишину и звуки, различать цвета, форму, вес и прочее. Ценность упомянутой системы воспитания заключается в том, что дидактический материал в ней - не самоцель, а средство.4

Система сенсорного воспитания М. Монтессори была высоко оценена С. Русовою, которая сама рассматривала развитие органов чувств как первый шаг к самостоятельной сознания ребенка.

Л. Венгер разделил процесс сенсорного воспитания в дошкольном возрасте на подготовительный этап (первые три года жизни) и систематическое усвоение ребенком сенсорной культуры.

Советский психолог и дефектолог детский Е. А. Венгер (1923 - 2004) в 1977 году защитила докторскую диссертацию на степень доктора психологических наук на тему «Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых)».5

О. В. Запорожец, О. П. Усова указывали на то, что основным в формировании сенсорных способностей детей является обучение их обобщенным способам обследования предметов, перенос усвоенных способов действий в новые условия, новые предметы. Это дает возможность детям самостоятельно ориентироваться в разнообразных свойствах новых предметов.

Современная система сенсорного воспитания создана на основе научных данных о психологическое и физиологическое развитие ребенка. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы чувств. Особенно благоприятный ранний возраст ребенка, когда ознакомления с качествами предметов является решающим в умственном развитии. Этот период называют золотым временем сенсорного воспитания. А ограничения внешних впечатлений порождает у ребенка ощущение сенсорного голода, замедляет ее умственное развитие.6

Современная педагогическая наука на основе данных психологии и педагогики определяет содержание сенсорного воспитания, которое должно осуществляться по принципу формирования, обогащения и углубления ориентирования детей (начиная с раннего возраста) в окружающем мире. Ознакомление с цветом, формой, размером предметов должно происходить одновременно с усовершенствованием звукового анализа языка, формированием музыкального слуха, развитием мышечной-суставной чувствительности и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Психолого – педагогические основы сенсорного воспитания ребенка в процессе игры

В развитии и воспитании детей особая роль принадлежит игре. Как отмечают Д. Б. Эльконин, Л.С. Выготский, развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности, такие как предметную, игровую, трудовую.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтесори. По определению места игры в образовательном процессе М. Монтессори была близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это « пустая игра», не оказывающая влияния на развития ребенка. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е. И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно – образовательной работы наряду с чтением, беседой, рисованием и т. д. Обучающие задачи в предлагаемых Е. И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций ( сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи ( обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве.7

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М. Богусловская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Сминого и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов. Переносом сформированных умственных действий на основе содержания. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задач. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно — воспитанники овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

Информация о работе Теоретические сенсорного воспиная ребенка в процессе игры