Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 22:09, реферат
Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактичсекими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности. Рассмотрим подробнее каждый.
I раздел: Технология модульного обучения.
Понятие «обучающий модуль».
Принципы модульного обучения.
Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении.
Особенности организации педагогического контроля в модульном обучении.
Преимущества модульного обучения.
II раздел: Воспитательное мероприятие.
III раздел: Педагогическая задача.
Понятие «педагогическая задача».
Педагогическая ситуация.
Варианты решения.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
кафедра педагогики и яковлевоведения
Реферат на тему:
Технология модульного обучения
Выполнила: студентка ФМФ группы ФиИ-2 Ильина Лилия Вениаминовна
Проверила: кандидат пед. наук Егорова Зоя Владимировна
Чебоксары 2014
Содержание:
I раздел: Технология модульного обучения.
II раздел: Воспитательное мероприятие.
III раздел: Педагогическая задача.
Список литературы.
Технологии модульного обучения
1. Понятие «обучающий модуль»
Термин «модуль» пришел
в педагогику из информатики,
где им обозначают конструкцию,
применяемую к различным
Модульный подход
обычно трактуется как
Модуль — это относительно
самостоятельная часть какой-
Обучающий модуль
— это логически завершенная
форма части содержания
Модуль содержит
2. Принципы модульного обучения
Теория модульного
обучения базируется на
Принцип модульности
определяет подход к обучению,
отраженный в содержании, организационных
формах и методах. В соответствии
с этим принципом обучение
строится по отдельным
• Учебный материал нужно конструировать таким образом, чтобы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей;
• Он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;
• В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.
Принцип выделения
из содержания обучения
При модульном обучении
наименьшей единицей
Руководствуясь принципом
выделения из содержания
В интегрированной дидактической цели надо выделять структуру частных целей;
• достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;
• совокупность отдельных частных целей, одной интегрированной дидактической цели должна составлять один модуль.
Принцип динамичности
обеспечивает свободное
Сформулируем его педагогические правила:
• Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться;
• Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;
• Модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.
Принцип действенности и оперативности знаний и их системы. Деятельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения.
Оперативные знания
приобретаются успешнее при
Педагогические правила,
которыми следует
• Цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности (умственной или практической) и способов действий.
• Для достижения поставленных целей возможно и дисциплинарное и междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности.
• Обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению.
• Необходимо ясно показать возможности переноса знаний из одного вида деятельности в другой.
Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.
Реализация принципа гибкости требует соблюдения следующих педагогических правил:
• При индивидуализации содержания обучения необходима исходная диагностика знаний.
• Она должна быть организована таким образом, чтобы по ее результатам можно было легко построить индивидуализированную структуру конкретного модуля.
• Для индивидуализации содержания обучения необходим анализ потребности обучения со стороны обучаемого.
• С этой же целью можно пользоваться комплексным критерием его построения, включающим базовую подготовленность и индивидуализированные цели обучения.
• Важно соблюдать индивидуальный темп усвоения.
• Методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуализация технологии обучения.
• Требуется индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определенной цели обучения.
Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдаленны стимулов учения. Необходимо найти оптимальную меру соотношения связей управления со стороны педагога и самостоятельности (самоуправления) обучаемых. Слишком жесткое управление деятельностью лишает обучаемых инициативы, принижает роль самостоятельного учения.
При реализации принципа
осознанной перспективы в
• Каждому учащемуся вначале надо представлять всю модульную программу, разработанную на продолжительный этап обучения (курс, год или весь период).
• В ней точно указывается комплексная дидактическая цель, которую обучающий должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат.
• В нес входит программа учебных действий для достижения намеченной цеди, а обучающийся обеспечивается путеводителем для достижения близких, средних и отдаленных перспектив.
• В начале каждого модуля обязательно нужно конкретно описать интегрированные цели учения в качестве результатов деятельности.
• В начале каждого элемента следует точно указать частные цели учения в качестве результатов деятельности.
Принцип разносторонности
методического
Пути решения этих
проблем раскрывают
• Учебный материал следует представлять в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих усвоение информации.
• Должны быть предложены различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые обучающийся может выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, создавать собственный оригинальный метод учения.
• Необходимо осуществлять методическое консультирование педагога по организации процесса обучения. В качестве альтернативных решений могут выступить различные методы и организационные схемы обучения, которые, по мнению педагогов-экспертов, наиболее подходят для усвоения пропорции конкретного содержания.
• Педагог может свободно выбирать предложенные методы и организационные цели обучения или работать по своим, оригинальным методам и организационным схемам.
• В тех случаях, когда преподаватель сам строит модуль, желательно в его содержание включить используемые им методы обучения, гак как это создает условия для обмена опытом между педагогами, преподающими эквивалентные курсы или предметы.
Важно соблюдать принцип
паритетности. В последние годы
уделяется особое внимание
Принцип паритетности
в модульном обучении требует соблюдения следующих педагогич
• Модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня.
• Она призвана освобождать педагога от выполнения чисто информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции.
• Модули должны создавать условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения.
• В процессе модульного обучения преподаватель передает на которые функции управления модульной программе, в которой он трансформируются в самоуправление.
Вышеизложенные принципы модульного обучения взаимосвязаны. Они (кроме принципа паритетности) отражают особенное тип построения содержания обучения, а принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации модульного подхода процессе обучения. Все названные принципы опираются на общие дидактические и взаимосвязаны с ними.
3. Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении
Цель разработки модулей — расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе. С этой точки зрения обучающих модуль представляет co6oй интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных об щей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме.
Модуль — самостоятельная
структурная единица и в
Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих товарищей.