Формирование исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и практическая проверка возможностей внеклассной деятельности для формирования исследовательских умений у младших школьников. Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников. Предмет исследования: формирование исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности. Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования исследовательских умений у младших школьников; выявить возрастные особенности формирования исследовательских умений у младших школьников;
изучить уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников; разработать и апробировать серию внеклассных занятий, направленных на формирование исследовательских умений у младших школьников;
составить рекомендации для учеников, учителей, родителей по формированию исследовательских умений;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава I Теоретическое обоснование проблемы формирования исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности…………………………………………………………………....6
Сущность понятий «исследовательская деятельность», «умение», «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………….….6
Возрастные особенности формирования исследовательских умений у младших школьников………………………………………………….10
Возможности внеклассной деятельности для формирования исследовательских умений у младших школьников………………...14
Выводы по главе I……………………………………………………………..20
Глава II. Методическая работа по формированию исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности……………21
Описание методик, направленных на исследование уровня развития исследовательских умений у младших школьников………………...21
Описание серии внеклассных занятий, направленных на формирование исследовательских умений у младших школьников…………………………………………………………….25
Сравнительный анализ диагностических данных на констатирующем и контрольном этапах исследования…………………………………..
Выводы по главе II……………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Иркутской области

Областное государственное учреждение

среднего профессионального образования

«Киренский профессионально-педагогический колледж»

Купрякова Ксения Алексеевна

        Формирование исследовательских умений у младших школьников

      во внеклассной деятельности

      Курсовая работа

Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Курс 3, группа «Б», форма обучения очная

Руководитель: Полоскова Е.А.,

         преподаватель психологии

 

 

 

 

 

 

Киренск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...…3

Глава I  Теоретическое обоснование проблемы формирования исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности…………………………………………………………………....6

    1. Сущность понятий «исследовательская деятельность», «умение», «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………….….6
    2. Возрастные особенности формирования исследовательских умений у младших школьников………………………………………………….10
    3. Возможности внеклассной деятельности для формирования исследовательских умений у младших школьников………………...14

Выводы по главе I……………………………………………………………..20

Глава II. Методическая работа по формированию исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности……………21

    1. Описание методик, направленных на исследование уровня развития                                 исследовательских умений у младших школьников………………...21
    2. Описание серии внеклассных занятий, направленных на формирование исследовательских умений у младших школьников…………………………………………………………….25
    3. Сравнительный анализ диагностических данных на констатирующем и контрольном этапах исследования…………………………………..

Выводы по главе II……………………………………………………………28

Заключение…………………………………………………………………….30

Список литературы……………………………………………………………31

Приложения…………………………………………………………………...34

Введение

Ускоренные темпы развития в наши дни диктуют необходимость изменений в социальных требованиях, предъявляемых к сегодняшним школьникам. Это в свою очередь определяет необходимость в модернизации российского образования, в поиске новых методов работы с учениками. Учителям необходимо предвидеть, какие способности, характеристики в личностях учащихся нужно развивать сейчас для того, чтобы обеспечить успешность своих учеников в будущем.

С точки зрения новых образовательных стандартов, современный ученик, стремящийся быть успешным в обществе, должен характеризоваться такими свойствами, как мобильность, динамичность, коммуникабельность, профессионализм, конструктивность, готовность к перегрузкам и стрессовым ситуациям, способность находить выход из проблемных ситуаций, умение решать нестандартные задачи и т.д. [21].

Выработать все вышеизложенные качества и умения помогает выполнение исследовательской работы учащимися в процессе учебной или внеклассной деятельности.

В настоящее время вопросом формирования исследовательских умений у младших школьников занимаются Савенков А.И., Дубова М.В., Леонтович А.В., Прокофьев Ю.В., Калачев Е.Ю. и др.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить ряд противоречий.

Во-первых, в литературе часто встречаются статьи, посвященные исследовательской работе школьников, но недостаточно глубоко раскрывается сам процесс формирования исследовательских умений у детей. А ведь именно это должно интересовать каждого учителя.

Во-вторых, авторы часто отмечают то, что школьники немало знают, но почти ничего не способны сделать на практике. Не могут сделать не потому, что не знают, а потому, что не способны самостоятельно объединяться на основе совместного предмета деятельности, не владеют приёмами проектирования, программирования, исследования   и   планирования,   не   способны   занимать   и   удерживать определённые позиции, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. [7;11]

Сейчас мысль о том, что в основе подготовки будущих специалистов должен лежать самостоятельный труд, ни у кого не вызывает сомнений. Любая научно-исследовательская работа по своей сути предполагает активность и определённую долю самостоятельности каждого обучающегося. Зачастую научно-исследовательские работы, как отмечает Макарова Л.А., являются первой ступенью в самоопределении личности. Поэтому чрезвычайно важно начинать формировать исследовательские умения уже в начальной школе, ведь, по словам Л.Н. Толстого, «знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью...» [11;28].

Тема исследования: «Формирование исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности».

Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и практическая проверка возможностей внеклассной деятельности для формирования исследовательских умений у младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников.

Предмет исследования: формирование исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности.

Задачи исследования:

  1. изучить     психолого-педагогическую     литературу     по     проблеме формирования исследовательских умений у младших школьников;
  2. выявить   возрастные  особенности   формирования исследовательских 
    умений у младших школьников;
  3. изучить уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников;
  4. разработать и апробировать серию внеклассных занятий, направленных на формирование исследовательских умений у младших школьников;
  5. составить рекомендации для учеников, учителей, родителей по формированию исследовательских умений;  

         Методы исследования:

- анкетирование учащихся

- тестирование учащихся и родителей

- анализ понятийно-терминологической системы

- изучение и анализ  психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме

- беседа

   База исследования: МКОУ СОШ «Средняя школа №1» г. Киренска, класс: 4 «А», учитель: Антипина Елена Николаевна. В эксперименте приняло участие 26 учащихся 10-11лет, 1 педагог, работающий с данными детьми, и 26 родителей учащихся.

 

 

            Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности

1.1.Сущность понятий  «исследовательская деятельность  », «умение», «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе Приобщение детей к учебно-исследовательской деятельности является одной    из    важнейших    задач    обучения    в    современной    школе. Исследовательская деятельность позволяет наиболее полно определять и развивать   как   интеллектуальные,   так   и   потенциальные   творческие способности, причём индивидуально у каждого ребёнка. Такова общая стратегия    инновационной    деятельности  в    рамках    современной образовательной политики.

Важно подчеркнуть различие понятий научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности. В научно-исследовательской деятельности главной целью является получение объективно новых знаний. При реализации учебно-исследовательской деятельности главное - достичь образовательного результата. Это означает, что целью является развитие личности. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее известным результатом. Для того чтобы решить ту или иную исследовательскую задачу, ученик должен обладать рядом исследовательских умений [6].

При анализе психолого-педагогической литературы мы выделили несколько определений понятия «умение».

По мнению М.В. Гамезо, умение - это сформированная в личном опыте на основе знаний способность человека выполнять определенную деятельность. Автор считает, что формирование умений связано с развитием пластичных навыков и творческого мышления и опирается на них. М.В. Гамезо  подчеркивает,   что   психологической   основой  умения  является понимание взаимоотношения между целью данной деятельности, условиями и способами её выполнения [31].

Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров рассматривают умение как подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. В данном определении, в отличие от предыдущего, авторы обращает внимание на то, что умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях [9].

Определение И.В. Дубровиной отличается сжатостью, краткостью. Умение, с точки зрения автора - это освоенный субъектом способ выполнения действия.

Б.М. Бим-Бад также считает, что умение — это способ выполнения определенной деятельности, но в отличие от Г.М. Коджаспировой, автор пишет, что умения формируются и без специальных упражнений в выполнении какого-либо действия [17].

Таким образом, можно увидеть, что умение рассматривается как способ, способность или готовность выполнять какие-либо действия. Мы в свою очередь придерживаемся определения Г.М. Коджаспировой.

Под исследовательскими умениями понимаются: умение выделять проблемы, умение выдвигать гипотезы, строить умозаключения, задавать вопросы, давать определения понятиям, умение работать с литературой и другими источниками информации [6].

Чтобы формировать те или иные умения, необходимо последовательно выполнять какие-либо действия. Но, как известно, деятельность состоит из этих самых действий. Поэтому, можно с уверенностью сделать вывод, что любая деятельность человека должна иметь упорядоченный характер, определённую структуру.

Исследовательские умения появляются постепенно. Сначала младшие школьники учатся находить нужную им информацию, читают её, анализируют, «пропускают через себя», а затем воспроизводят её уже в нужной им форме: устной или письменной.

Конечно, важным условием для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы. В процессе исследования вопрос играет ключевую роль и обычно рассматривается как форма выражения проблемы. Познание начинается с возникновения вопроса. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, поисковую активность, приобщая его к умственному труду. Затем ребёнок учится самостоятельно выдвигать гипотезы, которые в будущем помогут ему найти правильный путь к решению возникшего вопроса.

Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Это предвидение событий. Чем больше число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, если её опровергнуть, она также прекращает своё существование, превращаясь в ложное предположение. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», и нам годятся любые самые фантастические предположения и даже провокационные идеи. Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребёнка. Построение гипотез - основа исследовательского мышления [7].

Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, необходимо подыскать нужную для этого информацию. Поэтому необходимо выработать у ребёнка умение работать с книгами, журналами и другой литературой.

Умение делать выводы и умозаключения, а затем оформлять их в устной или письменной форме - не менее важный этап в структуре исследовательской деятельности младших школьников. Умозаключения могут строиться по аналогии. Сопоставляются два объекта, в результате выясняется, чем они схожи и что может дать знание о свойствах одного объекта для понимания другого объекта.

Все этапы исследовательской деятельности неразрывно связаны между собой, они составляют единую логическую цепочку.

Таким образом, структуру исследовательской деятельности младших школьников можно кратко представить в виде следующей схемы (рис.1.)

Рис.1. Структура исследовательской деятельности

Следует отметить, что исследовательская деятельность в идеале имеет непрерывный характер. Человек познает и исследует мир каждый день на протяжении всей своей жизни, но на каждом возрастном этапе развития он имеет свои особенности. Далее более подробно рассмотрим возрастные особенности развития младших школьников.

1.2. Возрастные  особенности формирования исследовательских  умений у младших школьников

Ребёнок, приходя в этот мир, активно начинает его познавать. Сначала через предметно-манипулятивное действие, затем посредством обобщённого образа действия с помощью наглядно-образного мышления. После этого ребенок познает мир уже в результате присвоения культурных знаковых систем, и благодаря абстрактно-логическому мышлению [1].

Учителя часто задумываются над тем, как создать условия, которые бы максимально эффективно содействовали поддержке и стимулированию природной потребности ребёнка осознанно искать и находить новое. Размышляют они и о том, как научить видеть проблемы, выдвигать версии их разрешения, целенаправленно задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, систематизировать и классифицировать, давать определения понятиям. Не менее важен вопрос о том, как научить ребёнка правильно излагать, аргументировано защищать свои идеи. Данные вопросы значимы не только в средней и старшей школе. Пожалуй, даже более актуальны они в дошкольном детстве и младшей школе: именно в этот период закладываются базовые основы познавательной активности личности, формируется исследовательская позиция.

Информация о работе Формирование исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности