Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 01:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Педагогика".
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании (Глава 3. Система образования).
Система образования - совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.
Цели образования–формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.
Компонентами системы образования:
1. участники образовательного процесса
2. образовательные программы;
3. учреждения образования;
4. организации,
реализующие образовательные пр
5. иные организации,
которым в соответствии с
6. индивидуальные предприниматели (репетиторы);
8. учебно-методические
объединения в сфере образовани
9. организации,
обеспечивающие проведение
10. организации - заказчики кадров; и др.
Система образования включает системы: 1.дошкольного образ., 2.общего средн. образ., 3.профессионально-технического образ., 4.среднего специального образ., 5.высшего образ., 6.послевузовского образ., 7.дополнительного образ. детей и молодежи, 8.дополнительного образования взрослых, 9.специального образ.
Образование подразделяется на основное (1. дошкольное образование; 2. общ. средн. образ. 3. профессионально-техническое образ.;4. средн. спец. образ.;5. высш. образ.;6. послевузовское образ.). Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней. , дополнительное (1. дополнительное образование детей и молодежи;2. дополнительное образование взрослых) и специальное (обучение и воспитание обучающихся с особенностями психофизического развития).
Образовательные программы: дел. на 1.образовательные программы основного образования, 2.образовательные программы дополнительного образования и 3.образовательные программы специального образования.
Формы получения образования: очная (дневная, вечерняя), заочная форма (м.б. дистанционной), в форме соискательства.
Целью воспитания в системе образования является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Задачи: формирование гражданственности; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;. овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;. формирование культуры семейных отношений;. создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.Требования к воспитанию: 1. соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;2. системность и единство педагогических требований;3. преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;4. создание условий для развития творческих способностей.Составляющие воспитания:. гражданское и патриотическое, идеологическое воспитание, нравственное; эстетическое воспитание; воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности; воспитание культуры здорового образа жизни; гендерное воспитание; семейное воспитание; трудовое и профессиональное; экологическое воспитание и др.
2. Предмет, объект, функции педагогики и ее основные категории Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Предметом педагогики являются условия и факторы, влияющие на развитие личности. Задачи педагогики:
1. Научное обоснование, развитие систем образования, содержания, обучения, воспитания.
2. Исследование сущности структур, функций педагогического процесса.
3. Выявление
закономерностей и
4.Разработка эффективных форм, организации педагогического процесса.
5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания.
6. Исследование деятельности педагога и формирование пути повышения квалификации.
7. Разработка методологических проблем педагогики.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Функции педагогики:
1.Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях: – описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса).
2.Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
Основные научные категории педагогики.
Педагогика – обучение и воспитание подрастающего поколения; наука о законах, принципах, формах и методах образования людей.
Образование – процесс поиска и усвоение человеком определенной системы знаний, навыков и умений; результат этого усвоения, выражен в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки человека.
Обучение – целенаправленный процесс овладения умениями, знаниями, навыками с учетом требований современной жизни и деятельности.
Развитие – организованный процесс функционального совершенства умственной и физической деятельности людей.
Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий
3. Связь педагогической науки с другими науками о человеке.
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками.
Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной. Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Первоначально отношение между педагогикой и психологией представлялось многим очень простым. Если психология раскрывает "механизмы души", то из нее можно напрямую вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью образования. Это объясняется тем, что педагогика до тех пор, пока не накопила в достаточной степени собственного научного содержания, использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию.
Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.
Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому неслучайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.
Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.
Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях.
Структура педагогики:
1. общая педагогика,
исследующая основные
2. возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;
3. коррекционная
педагогика - сурдопедагогика (обучение
и воспитание глухих и
4. частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;
история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;
отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).
4 Структура педагогической науки, ее основные отрасли.
Структура педагогики:
1. общая педагогика,
исследующая основные
2. возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;
3. коррекционная
педагогика - сурдопедагогика (обучение
и воспитание глухих и
4. частные методики
(предметные дидактики), исследующие
специфику применения общих
история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;
отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).
5.Цель воспитания, ее социальная обусловленность. Трактовка цели воспитания в важнейших директивных документах.
Цель воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придает его работе необходимую осмысленность и направленность.
Цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы.
Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.
Сейчас целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует определенной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер.
Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью современного воспитания.
Традиционными составными частями воспитания выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.
Целью воспитания в системе образования является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. (Кодекс Респ. Бел. Об образовании)
6.
Факторы и условия,
Личность- чел. способн. самостоят. принимать обдуман. решения, нести ответствен., независимо дей-ть. Индивидом рождаются, личн. становятся. Разв-ие- процесс, характеризующ-ся новообраз. в психике чел-ка. Развитие происходит по 3 направлениям: биолог., психологич., соц. Развитие человека детерминировано внутренними противоречими, психофизическими особенностями индивида, соц. ситуациями, мерой его собственной активности.
Чел. развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собств. практич. деятельности чел. В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие – как обстоятельство, от которого зависит развитие, обстановка, в кот. Происходит развитие ребенка. Условия – те составные части или характеристики среды, в кот. развивается учащийся. сист. всех усл. жизнедеятельности образует среду обитания чел. В ней можно выделить подсистемы биологих., психологич. и соц. усл. Усл. биологич. развития явл.: сбалансир. питание, режим дня, благоприят природные и соц. факторы.