Экологическая культура личности и пути ее формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

В современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты формирования экологической культуры личности ………………6
Сущность понятия «Экологическая культура»……………………….….6
Пути формирования экологической культуры личности…...………….19
Выводы по перовой главе……………………………………………………….25
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры старшеклассников……….26
Констатирующий этап эксперимента………………………………………......26
Формирующий этап эксперимента…………………………...………………...27
Контрольный этап эксперимента…………………….…………………………28
Выводы по второй главе……………………………………………………..….29
Заключение ………………………………………………………………………30
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Итоговая Курсовая работа.docx

— 60.35 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 Челябинский государственный  педагогический университет

Профессионально-педагогический институт

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

 

 

 

 

 

 

Экологическая культура личности и пути ее формирования

Курсовая работа

 

 

 

 

                                                                Выполнила:

                                                                студентка 3 курса группы ЗФ №328-5-1

                                                                 Гайнетдинова Гульшат Ринатовна    

                                                                 Научный руководитель

                                                                 кандидат  педагогических наук, доцент

                                                                 Корнеева  Наталья Юрьевна                    

                 

 

 

Челябинск – 2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I.  Теоретические аспекты формирования экологической культуры личности ………………………………………………………………….....….…6

    1. Сущность понятия «Экологическая культура»……………………….….6
    2. Пути формирования экологической культуры личности…...………….19

Выводы по перовой главе……………………………………………………….25

Глава II.  Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры старшеклассников……….…………………………26

Констатирующий этап эксперимента………………………………………......26

Формирующий этап эксперимента…………………………...………………...27

Контрольный этап эксперимента…………………….…………………………28

Выводы по второй главе……………………………………………………..….29

Заключение ………………………………………………………………………30

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические  проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации  и во многом предопределяют возможности  выживания человечества. Осознание  школьниками экологических проблем  составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия  на человека по формированию чувства  гражданского долга и моральной  ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к  природе и ее ресурсам - важнейшая  мера преодоления экологической  опасности.

Формирование экологической  культуры подрастающего поколения  осуществляется в различных социокультурных  институтах - дошкольных образовательных  учреждениях, школах, колледжах, вузах и других.

Сложившаяся в настоящее  время система школьного и  внешкольного образования и воспитания включает недостаточно большой объем  экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении  роста и развития экологической  культуры. В условиях современной  экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним  из важнейших принципов экологического образования считается принцип  непрерывности – взаимосвязанный  процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями  и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный  процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель  будут иметь ясную картину  основных линий развития экологической  культуры. Перспективным направлением экологического образования и воспитания учащихся считают интеграцию естественнонаучных знаний и нормативно-целостных ориентаций школьников, наиболее полно отвечающих им природным наклонностям и потребностям. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.

Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н.Вересов, Л.И.Грехова, Н.С.Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т.Суравегина и другие исследователи. Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен, Е.Е.Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического образования средней школы. Н.Н.Вересов С.А.Дерябо, В.А.Ясвин в своих исследованиях рассматривают психологические аспекты формирования экологической культуры. В психолого-педагогических исследованиях Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна показано, что только человек, который осознал себя частью Вселенной, психологически готов к экологически целесообразной антропогенной деятельности.

Методологические аспекты  формирования экологической культуры анализировались в исследованиях  А.И. Борисенко, С.Н.Глазачева, Л.В.Романенко, Н.М.Романенко, В.В.Серикова, А.П.Сидельковского и др., где внимание направлялось на изучение внутренних механизмов этого  процесса, делались попытки рассматривать  экологическое образование в  системе факторов развития личности.

Актуальность проблемы исследования, исходя из вышеуказанного,  обусловили выбор темы моей курсовой работы: «Экологическая культура личности и пути ее формирования».

Цель исследования: выявить эффективные пути формирования экологической культуры личности.

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры личности.

Предмет исследования: пути формирования экологической культуры личности.

Задачи по I  главе:

  1. Определить сущность понятия «Экологическая культура».
  2. Изучить пути формирования экологической культуры.

Задачи по II главе:

  1. Провести практическую работу по формированию экологической культуры личности учащихся экспериментального класса.

Для достижения цели и решения  поставленных задач использовался  комплекс методов:

-     теоретические методы: теоретический анализ литературы;

- эмпирические методы:  наблюдение, тестирование, эксперимент, беседа.

Опытно-экспериментальной  базой исследования являлся десятый класс МОБУ СОШ №1 с.Малояз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Теоретические аспекты формирования экологической культуры личности

    1. Сущность понятия «Экологическая культура»

 

В философии культура определяется как специфический способ организации  и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального  и духовного труда, в системе  социальных норм и учреждений, в  духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между  собой и к самим себе.

Как отмечает Э. В. Гирусов, культуру принято  определять через противопоставление ее природным явлениям, поскольку  одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознательной деятельности субъекта в отличие от естественного  бытия природных тел. Однако в  действительности в процессе эволюции общества возникает нарастающее  их взаимопроникновение и взаимообусловленность. Культура - это проявление сознательной деятельности, она характеризует  степень свободы субъекта по отношению  к природной и социальной необходимости. [10]

Культура в качестве социального  явления может быть определена в  самом общем виде как «образ жизни» человека и общества. И в этом своем статусе культура представляет собой важнейший компонент и  показатель уровня развития человеческой цивилизации.

В настоящее время современное  общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо  может привести к экологической  катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого  необходимо изменить сложившийся тип  деятельности. Последнее возможно при  условии коренной перестройки мировоззрения  людей, ломки ценностей в области  как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической  культуры.

Отсюда следует: экологическая  культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с  природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько  потому, что преобразовывал природу  и создавал свою «искусственную среду». На протяжении всей истории цивилизации  он, всегда находясь в той или  иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится  и к современности, когда пришло время синтеза социального и  природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости  формирования у человека уважительного  отношения к природе как непременного условия его выживания.

Поэтому важнейшим показателем  уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного  развития, но и то, сколь нравственно  население, насколько внедрены экологические  принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных  богатств.

С позиций культурологии экологическая  культура представляет собой компонент  культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие  человека на природную среду, а также  средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и  т.д.). [1]

 Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т.Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая - позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая - удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая - создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая - ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная - одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».[12]

Экологический подход привел к вычленению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются  пути сохранения и восстановления различных  элементов культурной среды, созданной  человечеством на протяжении его  истории.

Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень  отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством  достигается стабильность и природы  и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы - средством  сохранения общества и человека как  вида. [3]

Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу  жизнедеятельности человека, характеризующую  своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое  отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают  экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую  культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

В условиях усугубляющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: и он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей

деятельности, придать им экологическую  направленность. Только преодоление  в общественном плане антропоцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это  у нас осталось не так много  времени: по оценке такого специалиста, как председатель комитета по охране окружающей среды В. И. Данилов-Данильян, к концу 70-х годов наступающего века будет поздно даже обсуждать  экологическую проблему. При этом нельзя забывать: культура консервативна  и мы уже сейчас нуждаемся в  революционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных  ресурсов будут осознаны человеком  и станут законами его практической деятельности. К сожалению, материальное производство и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и нам необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудности на пути преодоления - и в сознании и на практике - этого  гибельного противоречия. Скажем, на сколько  еще велик для нас соблазн  принять к реализации технически совершенное производственное новшество, не учитывая содержащегося в нем  экологического риска. [13]

Информация о работе Экологическая культура личности и пути ее формирования