Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников с помощью рисуночной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление возможностей рисуночной терапии при коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: страх у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция страха у детей дошкольного возраста с помощью рисуночной терапии.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
- подбор и изучение литературы по теме исследования;
- изучение природу страха в дошкольном возрасте и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- изучение рисование как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- подбор методик, определение группы – диагностика.

Содержание

Введение…………..……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения детских страхов…………………...6
Основные направления в изучении природы детского страха……….…6
Психологические особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….11
Рисуночная терапия в преодолении страхов детей……………………..15
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников с помощью рисуночной терапии………………………………19
Диагностика страхов старших дошкольников……………………….....19
Коррекция страхов старших дошкольников с помощью рисуночной терапии…………………………………………………….………………21
Итоговая диагностика страхов старших дошкольников после проведенных коррекционных занятий……………………………….….25
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коррекция 2.doc

— 430.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………..……………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения детских страхов…………………...6

    1. Основные направления в изучении природы детского страха……….…6
    2. Психологические особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….11
    3. Рисуночная терапия в преодолении страхов детей……………………..15

Глава 2. Экспериментальное  исследование коррекции страхов  у старших дошкольников с помощью  рисуночной терапии………………………………19

    1. Диагностика страхов старших дошкольников……………………….....19
    2. Коррекция страхов старших дошкольников с помощью рисуночной терапии…………………………………………………….………………21
    3. Итоговая диагностика страхов старших дошкольников после проведенных коррекционных занятий……………………………….….25

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы…………………………………………………….………...31

Приложения……………………………………………………………………...33

 

 

Введение

Страх основан на инстинкте  самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными  физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Состояние повышенной тревожности и как следствие – возникновение чувства страха у детей явление достаточно частое. Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей и множество других страхов.

В настоящее время  современная психология предлагает различные формы решения этой проблемы. Рисуночная терапия –  одна из них. В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей. Издавна психологи и психиатры подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Однако страх в дошкольном возрасте не является устойчивой чертой характера, и относительно обратим при адекватном к нему подходе со стороны взрослых. Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что при работе со страхами детей дошкольного возраста необходим комплексный подход к решению данной проблемы, а также последующая коррекция детских страхов, в частности, привлечения семьи.

 В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер.

К сожалению работы посвященные  использованию именно рисования  в качестве коррекционного метода эмоциональных  комплексов в психологической литературе встречаются достаточно редко, что указывает на недостаточную разработанность данной тематики и необходимость дальнейшего изучения.

В данной работе учтены и  использованы научные данные отечественных  и зарубежных авторов, в области  исследования психологии страха: К.Э.Изарда[10; 11], Л.С.Выготского, А.И.Копытина[17], А.Н.Леонтьева; методов арт-терапии: Д.Дилео[5], Л.Д.Лебедевой[18], Э.Крамер, К. Рудестама; психологической коррекции: Г.Л.Исуриной[12], М.В.Водинской[3], Г.А.Урунтаевой[21].

Цель исследования: выявление возможностей рисуночной терапии при коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: страх у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: коррекция страха у детей дошкольного возраста с помощью рисуночной терапии.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

- подбор и изучение литературы по теме исследования;

- изучение природу страха в дошкольном возрасте и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста;

- изучение рисование как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста;

- подбор методик, определение группы – диагностика.

Гипотеза: использование рисунков в коррекционных целях позволит уменьшить и снизить переживания страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;

экспериментальные методы: констатирующий, формирующий и контрольный  эксперимент;

статистические методы, предполагающие качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

В нашем исследовании применялись:  методика для выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой, проективная методика изучения страха А.И. Захарова «Мои страхи», тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения детских страхов

1.1. Основные направления в изучении природы детского страха

Под понятием «страх» понимается самая сильная отрицательная эмоциональная реакция, возникающая в ситуации реальной или воображаемой опасности. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, характеризуется депрессивными психическими состояниями, беспокойством, нервозностью, стремлением выйти из неприятной ситуации. Проблемой страха занимались такие известные ученые и исследователи как Ч. Спилбергер, Э. Фромм, Ф. Риман, К. Э. Изард, А. П. Захаров и др. 

Теоретически  все страхи разделяют на три основные группы [2, с. 34]. Страхи первой группы обращены к человеку как к биологическому существу, несут угрозу телу. Этот страх можно назвать «быть ничем», то есть не жить, не существовать, быть мертвым. Отправная точка развития страха «быть ничем» – страх смерти. Сюда же относятся страхи нападения, стихии, войны, боли, глубины, высоты, животных. Вторая группа страхов отражает угрозу отношений – лишения общества людей. Этот страх может быть назван «быть ни с кем» (страх темноты, одиночества, наказания, открытого пространства страх при засыпании, страх потеряться). Страхи третьей группы характеризуют человека как социальное существо и связаны с причинением ущерба социальному или психологическому статусу личности. Эти страхи можно условно назвать страхами «быть никем» или «быть не тем», то есть это страх несоответствия Я-идеальному (страх опоздать, не оправдать надежды, не ответить на вопрос, получить плохую оценку, страх незнакомых людей, страх разочаровать родителей, страх перед контрольной). 

Проблематика  детского страха имеет давнюю историю  в психологической науке.

Представитель биогенетического направления С. Холл распространял биогенетический  закон и на онтогенез страха. Он утверждал, что ребенок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытали животные, а затем люди на различных этапах анторопогенеза. Он писал, что в детских страхах сохранились многочисленные следы первоначальной психоплазмы, из которой первобытный человек создавал многочисленные волшебные демонические существа.

Доказательством биогенетического детерминизма, с точки  зрения С. Холла, являются многочисленные рационально необъяснимые детские  страхи Боязнь животных более, чем другие виды страха, походит на исчезнувшие рефлексы и отголоски психических состояний первобытного человека, наличие которых у современного ребенка нельзя объяснить ни фактами его индивидуальной жизни, ни нынешними условиями его существования. Эти формы страха интерпретируются автором как инстинктивный страх, то есть не имеющий опоры в индивидуальном опыте. Также источником страха у детей является тяжелый личный опыт и влияние социальной среды. Понимая страх как неустранимую реакцию души, С. Холл отмечает, что существует возможность его приведения в границы здоровой реальности[4, с. 15].

Выделение в  детском страхе наследственной, инстинктивной  основы поддерживали многие авторы. Так, Д. Селли писал, что инстинктивный  страх, преобладающий в фазе раннего  детства, в возрасте, соответствующем младшему школьному, все более замещается страхом «по опыту», то есть социальным [4, с. 17].

Подробное изучение феномена страха в детском возрасте проводилось в рамках психоанализа.

Как было отмечено, 3. Фрейд полагал, что страх –  это аффект, который возникает в субъективной ситуации неудовольствия, с которым (неудовольствием) нельзя справиться путем разрядки через принцип удовольствия. Эта ситуация является травматическим фактором, и страх может быть как ее прямым следствием, так и предвосхищением возможного ее повторения.

Соответственно  любой страх является страхом  внешней ситуации опасности, которая  содержит травматический фактор. Основываясь  на этом, 3. Фрейд выделял два вида страха – реальный и невротический. Реальный страх вызван непосредственно  ситуацией опасности. Невротический страх – такое его развитие, когда внешний страх подвергается вытеснению вследствие слабости «Я» и дает начало невротической цепочке. По 3. Фрейду, в процессе развития существуют естественные возрастные ситуации опасности, вызывающие естественные невротические страхи. Младенчеству соответствует опасность психической беспомощности, раннему возрасту соответствует опасность потери объекта любви, фаллической фазе – страх кастрации и страх перед Сверх-Я – латентному периоду. 
По мере прохождения возрастного периода ситуация опасности, соответствующая ему, обесценивается в связи с укреплением «Я». Соответственно можно говорить о том, что периоду, соответствующему возрасту 6- 10 лет, с точки зрения З. Фрейда, свойствен естественный невротический страх Сверх-Я [6, с. 21].

Психоаналитический  подход в исследовании детских страхов  развивала А. Фрейд. Одним из базовых  представлений для нее являлась идея о том, что в возрасте 6-7 лет  происходят серьезные изменения  специфики страхов Существовавшая ранее объективная тревога (страх, имеющий свой источник во внешнем мире) в этом возрасте теряет свое значение в психике ребенка, и на первое место выходит возникающая тревога Сверх-Я, имеющая свой источник в сознании и проявляющаяся большей частью в чувстве вины. 
В рамках неопсихоанализа психоаналитические представления наполнялись социально-культурным содержанием. Одна из основных концепций детского страха в этом направлении связана с работами Г. С. Салливена. Основной особенностью его теории является представление о том, что переживания страха и тревоги различны по своей природе. Страх рождается из ощущения угрозы физико-химическим потребностям, необходимым для поддержания жизни. Тревога не имеет отношения к физико-химическим потребностям, а рождается из интерперсоналъных отношений[18, с. 25].

В самом начале развития, в младенчестве, напряжение тревоги возникает из-за тревоги, переживаемой материнской фигурой, т. е. взрослым человеком, от содействия которого зависит выживание младенца. Здесь необходимо упомянуть одно из базовых положений Г. С. Салливена: напряжение тревоги, переживаемое материнской фигурой, вызывает тревогу у младенца путем эмпатии. Например, у младенца возникает страх, когда «плач от голода» не вызывает реакции – кормления (удовлетворения физико-химической потребности). Тревога же возникает, когда кормление (или любая забота) сопровождается тревогой матери. Из этого следует, что между страхом и тревогой существует ряд существенных различий. Вследствие возрастающей дифференциации потребностей дети приобретают определенную специфику страха: появляются страхи, связанные с неудовлетворением разных потребностей («страх от голода», «страх от холода» и т.п.). Тревога же, по причине локализации ее источника вне младенца, не имеет своей собственной специфики, т. е. связи с внутренним состоянием организма. Источник тревоги с самого начала находится «вовне» организма.

Возраст 6-10 лет, называемый Г. С. Салливеном ювенальным, обладает, по его мнению, особой спецификой. В этом возрасте происходит стремительное развитие способности системы самости к самоконтролю. Это позволяет ребенку овладеть многими обеспечивающими безопасность операциями, освоить способы освобождения от тревоги на основе оценки ожидаемых санкций и последствий нарушения или игнорирования запретов. 
Соответственно с помощью синтаксических переживаний в ювенальном возрасте происходит сознательная регуляция поведения, направленная на преодоление тревоги. Именно тревога является одним из главных «ориентиров» в ознакомлении младшего школьника с системой ориентации в социальном мире [18, с. 27].

Итак, можно  отметить, что в зарубежной психологии исследования, связанные со спецификой детских страхов, велись в основном в рамках психоаналитических направлений. Одним из характерных признаков  данного подхода является тенденция авторов выяснить «психологическую пользу» детского страха, его естественность для психики, а также провести разграничение между нормальным и патологичным развитием в области детского страха.

В отечественной  психологии изучение страха у детей велось в рамках концепции неврозов и невротического развития личности. В данном случае авторы не создавали собственные целостные концепции детского страха, а в рамках своих задач вносили ряд существенных замечаний, связанных со спецификой детского страха.

Так, Н. С. Жуковская  пишет о неврозе страха как  о группе реактивных (психогенных) состояний  с ведущим синдромом страхов. В. А. Гурьева выделяет невроз страха, развившийся из острой аффективно-шоковой  реакции и возникший постепенно, под влиянием травмирующей ситуации. Первый характеризуется паническим страхом, а второй – страхами, носящими навязчивый характер. Т. П. Симсон отмечает высокое значение фактора неожиданности для возникновения детских страхов. Она заявляет, что любое явление, если оно возникло неожиданно, может стать источником страха [19, с. 8].

Информация о работе Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников с помощью рисуночной терапии