Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:45, статья
В настоящей статье ставится задача познакомить отечественных специалистов с современным состоянием разработки концепции вождества. За рубежом эта концепция очень популярна, но было бы наивным полагать, что в одной статье можно охватить все аспекты этой поистине безграничной проблематики. Поэтому я счел разумным уделить внимание только некоторым, наиболее важным, с моей точки зрения, сторонам проблемы изучения вождеств, таким, как: содержание понятия «вождество», место вождества в ряду других этапов потестарно-политической эволюции, типология вождеств, некоторые аспекты структуры власти в вождествах, археологические критерии определения вождества, различия между вождеством и государством.
Вождество: современное
состояние и проблемы изучения
В настоящей статье ставится задача познакомить отечественных специалистов с современным состоянием разработки концепции вождества. За рубежом эта концепция очень популярна, но было бы наивным полагать, что в одной статье можно охватить все аспекты этой поистине безграничной проблематики. Поэтому я счел разумным уделить внимание только некоторым, наиболее важным, с моей точки зрения, сторонам проблемы изучения вождеств, таким, как: содержание понятия «вождество», место вождества в ряду других этапов потестарно-политической эволюции, типология вождеств, некоторые аспекты структуры власти в вождествах, археологические критерии определения вождества, различия между вождеством и государством.
I
Термином «чифдом»
(chiefdom), или в русском переводе
«вождеством», в научной литературе
обозначается такой тип социально-
Теория вождества
принадлежит к числу наиболее
фундаментальных достижений западной
политантропологии. В рамках неоэволюпионистской
схемы уровней сопиальной инте грации
(локальная группа — община —
вождество — раннее государство
— национальное государство) вождество
зани- мает среднюю ступень. Однако,
как заметил Р.Карнейро, вождество
стало первым в истории человечества
опытом вве- дения политической иерархии
и преодоления локальной
История открытия и последующего развития теории вождества была подробно освещена в зарубежной [88; 125; 220] и отечественной [14; 15] литературе. Особенно ценен в этом отношении блестящий обзор Т.Орла [119], в котором отреферировано около 250 исследований по данной проблематике'. В то же время следует отметить, что наиболее фундаментальные стороны теории вождества были сформулированы в трудах Э.Сервиса [210 — 212].
Конечно, даже на Западе
далеко не все приняли теорию вождества,
как, впрочем, и всю неоэволюционистскую
схему в целом [131; 114; 133; 234 и др.].
Такой крупный специалист в области
изучения доиндустриальных обществ, как
А.Саутхолл, полагает, что термин «вождь»
слишком многозначен и поэтому
концепция вождества в целом
мало дает для теории первобытности.
По его мнению, термины «лидер»
и «лидерство» содержательно
менее загружены [218]. Но, несмотря на
критику, идея выделения в истории
поздней первобытности
После того как исследования
Э.Сервиса в целом были положительно
встречены западной научной общественностью,
стал | пересматриваться подходы ко
многим конкретным позднепервобытным
обществам. И если до 60-х годов
археологи и этнологи нередко
описывали потестарную
Среди исследователей-марксистов
эти идеи до рубежа 70— 80-х годов
не получили существенного отклика.
Долгое время развитие позднепервобытных
обществ в марксистской ареологии
и этнологии было принято рассматривать
по Ф.Энгельсу в рамках концепции
военной демократии [1; 149; 123; 143; 34 и
др.]. Однако такая весьма идеализированная
модель предгосударственного общества
не могла адекватно отобразить конкретное
многообразие исторического процесса,
и это привело к тому, что
со временем под термином «военная
демократия» исследователи
По существу это
означало, что марксистские исследовате-
ли самостоятельно пришли к открытию
феномена вождества. Но только в 1979 г. А.М.Хазанов
предложил использовать для характеристики
данного типа обществ термин «вождество»
— перевод английского слова
chiefdom [75].
Несколько позже
Л.С.Васильев подробно ознакомил отечественных
специалистов с сутью данной концепции
[14; 15], применив ее впоследствии в своих
работах по теории возникновения
дальневосточной
Современные представления
об основных характеристиках вождеств
базируются на гигантском количестве
этнографического материала, собранного
исследователями практически во
всех частях света (за исключением, пожалуй,
Европы). Этот поистине громадный массив
данных был использован при ин-
терпретации результатов
Наибольшую информацию
для изучения вождеств можно получить,
сочетая археологические и
Перспективными с
точки зрения изучения вождества
являются Центральная и Южная
Америка. Планомерные этнографические
[223; 85 — 87; 147; 148; 200; 110; 111; 90 и др.) и
археологические [93; 170; 112; 113; 108; 106; 182; 122;
144; 207; 217; 219 и др.] исследования позволили
проверить основные положения теории
вождества на континентальных материалах,
дали дополнительные данные в отношении
таких важных сторон теории, как
роль в эволюции вождеств внешней
торговли и войны, археологические
критерии отличия вождества от государства.
Северная Америка
также дает хорошие возможности
для осуществления
II
Если суммировать
различные точки зрения, выдвигавшиеся
в мировой науке в разные годы
различными авторами на сущность вождества,
то можно выделить следующие основные
признаки этой формы социополитической
организации:
1) вождество —
это один из уровней
2)в вождестве существовали
иерархическая система при-
3) в вождестве
имелась четкая социальная
4) важную роль
в экономике играла
5) вождество как
этнокультурная целостность
6) правитель вождества
имел ограниченные полномочия (см.,
например: [101]), а вождество в целом
являлось структу- рой, не
7) верховная власть
в вождестве носила
Отечественные исследователи поддерживают выделение в качестве основных критериев вождества следующие показатели:
а) централизованная структура управления [15; 17; 40; 62; 63];
б) стратификация и дифференциация культуры на элитар- ную и народную [75; 14 — 16; 32; 33; 78; 40; 62; 2];
в) зародышевые органы иерархической власти [75; 15; 16; 40; 62; 631;
г) редистрибутивная система [75];
д) общая идеология и ритуалы [40];
е) отсутствие монополии на узаконенное применение силы[15; 40];
ж) большая численность населения [2];
з)теократический характер верховной власти [15; 17]. Некоторые отечественные авторы критически отнеслись к включению последнего пункта в число обязательных призна- ков вождества [75; 62; 47]. В то же время наши специалисты предложили дополнительно следующие критерии вождеств:
Информация о работе Вождество: современное состояние и проблемы изучения