Невербальный имидж политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить роль фотографии в формировании имиджа современного политического лидера.
Данная цель обусловила постановку и реализацию следующих исследовательских задач.
1. Изучить структуру и основные элементы имиджа: анализ отечественного и зарубежного опыта.
2. Рассмотреть имидж как ключевое понятие политических связей с общественностью.
3. Выявить особенности невербальной составляющей имиджа политического лидера
4. Рассмотреть фотографию как инструмент формирования невербального имиджа политика.
5. Выявить роль фотографии в формировании невербального имиджа Президента РФ Д.А. Медведева.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА: МЕСТО И РОЛЬ ФОТОГРАФИИ ...………………………………………………………………
1.1. Понятие, структура и основные элементы политического имиджа: анализ отечественного и зарубежного опыта ………………………….……
1.2. Невербальная составляющая имиджа политического лидера ………….
1.3. Роль фотографии в формировании невербального имиджа политика…
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПРЕЗИДЕНТА РФ Д.А. МЕДВЕДЕВА ЧЕРЕЗ ФОТОГРАФИЮ …….........
2.1. Теоретико-методологические предпосылки изучения специфики формирования имиджа Д.А. Медведева через фотографию ..………………
2.2. Роль фотографии в формировании невербального имиджа Президента РФ Д.А. Медведева……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...
Приложение А. Официальные постановочные фотографии ………………..
Приложение Б. Профессиональные постановочные фотографии ………….
Приложение В. Групповые постановочные фотографии ……………………
Приложение Г. Студийная постановочная фотография ……………………..
Приложение Д. Ситуативные фотографии официальных встреч (без жестикуляции) ………………………………………………………………….
Приложение Е. Ситуативные фотографии официальных встреч (с жестикуляцией) ………………………………………………………………...
Приложение Ж. Ситуативные фотографии официальные выступления …...
Приложение К. Ситуативная групповая фотография ………………………..
Приложение Л. Ситуативные фотографии неформальных встреч …………
Приложение М. Ситуативные фотографии рабочих встреч ………………...
Приложение Н. Бланк опроса для эксперта ………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Хомченко.doc

— 5.30 Мб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

5

ГЛАВА 1. ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА: МЕСТО И РОЛЬ ФОТОГРАФИИ ...………………………………………………………………

9

1.1. Понятие, структура  и основные элементы политического  имиджа: анализ отечественного и зарубежного опыта ………………………….……

9

1.2. Невербальная составляющая имиджа политического лидера ………….

21

1.3. Роль фотографии в формировании невербального имиджа политика…

34

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПРЕЗИДЕНТА РФ Д.А. МЕДВЕДЕВА ЧЕРЕЗ ФОТОГРАФИЮ …….........

46

2.1. Теоретико-методологические предпосылки изучения специфики формирования имиджа Д.А. Медведева через фотографию ..………………

47

2.2. Роль фотографии в формировании невербального имиджа Президента РФ Д.А. Медведева……………………………………………………………..

52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...

75

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...

81

Приложение А. Официальные постановочные фотографии ………………..

82

Приложение Б. Профессиональные постановочные фотографии ………….

86

Приложение В. Групповые постановочные фотографии ……………………

91

Приложение Г. Студийная постановочная  фотография ……………………..

94

Приложение Д. Ситуативные фотографии официальных встреч (без жестикуляции) ………………………………………………………………….

 

95

Приложение Е. Ситуативные фотографии официальных встреч (с жестикуляцией) ………………………………………………………………...

 

99

Приложение Ж. Ситуативные фотографии официальные выступления …...

108

Приложение К. Ситуативная групповая  фотография ………………………..

118

Приложение Л. Ситуативные фотографии неформальных встреч …………

119

Приложение М. Ситуативные фотографии рабочих встреч ………………...

127

Приложение Н. Бланк опроса для  эксперта ………………………………….

131


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Многие ученые, работающие в области  политической коммуникации и политических связей с общественностью уделяют особое внимание политическому имиджу как социальному феномену. Не смотря на это, на наш взгляд, нет единой общепринятой структуры имиджа личности. В некоторых исследованиях невербальная составляющая не представлена вообще, в других – рассматривается тождественно визуальной. Этот компонент структуры имиджа политического деятеля ограничивается чаще лишь внешним видом политика.

Психологический аспект визуального  имиджа стал изучаться относительно недавно. Исследователи психологических  аспектов сходятся во мнении, что невербальная составляющая значима в формировании имиджа.

На современном этапе развития политических связей с общественностью  использование вербальной составляющей для формирования имиджа политического  деятеля не приносит должного результата. Высока степень недоверия к обещаниям политических деятелей. Восприятие невербальной составляющей осуществляется непроизвольно подсознанием, человеку не нужно прикладывать какие-либо усилия. Это является одной из основных причин концентрации внимания специалистов на невербальном компоненте как механизме влияния на целевую аудиторию.

Невербальный компонент имиджа политического деятеля реализует  себя в невербальном поведении, мы можем  непосредственно или опосредованно  наблюдать и анализировать это поведение. Одним из способов анализа невербального поведения – является анализ фото. Удобнее всего анализировать невербальную составляющую по фотографиям политика, опубликованным в СМИ. Речь идет не только об имиджевых фотографиях, но и о редакционных. От того, в каком контексте и каким образом изображен на фотоснимках политик, зависит формирование имиджа, что обусловило актуальность нашей дипломной работы.

Степень изученности  проблемы Общие теоретические аспекты имиджелогии изложены в работах Дж. Джеймс, Ф.А. Кузина, А.Ю. Панасюка, Г.Г, Почепцова, Е.И. Фадеевой, А.Н. Чумикова, Р.-Ж. Шварценберга, В.М. Шепеля, Н.Б. Энкельманн.

Анализ имиджа политического лидера как субъекта власти представлен  в работах следующих авторов: А.Г. Блудова, О.А. Важенина, Т.Э. Гринберг, Е.В. Егорова-Гантман, К.В. Киуру, Д.В. Ольшанский, Г.Г. Почепцов, Е.П. Соколова, А.М. Цуладзе, Е.Б. Шестопал.

Стратегический и технологические  подходы к  пониманию политического  имиджа представлены в работах  Е.А. Андреева, У. Липпмана, Г.Г. Почепцова, Э.-М. Сабата, Г. Тарда, А.М. Цуладзе, А.Н. Чумикова и других.

В работах Т.Э. Гринберг и Д.В. Ольшанского  политический имидж рассматривается  в рамках рыночного подхода к  политическим отношениям.

В работах Г.Л. Тульчинского и А.Ю. Трубецкого рассматривается взаимосвязь и роль имиджа и репутации в формировании положительного отношения к политическому деятелю.

Особую роль фотографии в формировании невербальной составляющей выделяли такие  авторов, как Р. Арнхейм, Р. Барт, А.В. Коноваленко, А.Д. Кривоносов, Г.Г. Почепцов, М. Спиллейн, У. Эко

Объектом исследования является имидж политического лидера.

Предметом исследования является роль фотографии в формировании имиджа современного политического лидера.

Цель исследования: выявить роль фотографии в формировании имиджа современного политического лидера.

Данная цель обусловила постановку и реализацию следующих исследовательских задач.

1. Изучить структуру и основные  элементы имиджа: анализ отечественного и зарубежного опыта.

2. Рассмотреть имидж как ключевое понятие политических связей с общественностью.

3. Выявить особенности невербальной  составляющей имиджа политического  лидера

4. Рассмотреть фотографию как  инструмент формирования невербального  имиджа политика.

5. Выявить роль фотографии в формировании невербального имиджа Президента РФ Д.А. Медведева.

Гипотеза: Мы предполагаем, что на фотографиях президента РФ Д.А. Медведева преобладающими будет имидж – «человек власти», позы и жесты будут в основном открытые, сигналы мимической выразительности будут маловыразительные и спокойные вплоть до амимии, а взгляд можно будет охарактеризовать как открытый и деловой.

Научная новизна. Рассмотрены различные подходы к определению понятия «имидж». На основе классификаций типов имиджей, предлагаемых различными авторами, разработана собственная классификация типов имиджей, в основе которой лежит невербальный компонент. Данная классификация может быть применима к определенному типу имиджа высшего должностного лица государства. В ряде научных трудов уже описаны элементы невербального поведения, свойственные определенному типу имиджа. Для каждого из типов имиджей уж описаны элементы невербального поведения, позволяющие говорить о формировании именно данного типа.

Практическая значимость: разработаны рекомендации применения возможностей невербального поведения для формирования благоприятного имиджа. Данные рекомендации сформулированы с точки зрения его влияния на ключевые эмоции аудитории в процессе восприятия имиджа  политика. Разработанные положения в дальнейшем могут быть использованы в практической деятельности специалистов по связям с общественностью, специалистов по имиджу, в том числе, для разработки учебных курсов. 

Методы: общенаучные – синтез, обобщение и сравнительный анализ; частнонаучные –неформализованный анализ документов (с элементами контент-анализа) и экспертный опрос.

Структура работы. В соответствии с логикой научного исследования работа состоит введения, двух частей, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА: МЕСТО И РОЛЬ ФОТОГРАФИИ

 

    1. Понятие, структура и основные элементы политического имиджа: анализ отечественного и зарубежного опыта

 

В современной западной и российской литературе понятия «образ», «имидж»  и «репутация» (в последние десятилетия к ним добавилось такое понятие как «харизма») чаще всего рассматриваются как синонимы. Большинство авторов говорят о синонимическом сходстве и лишь небольших различиях этих понятий в деталях.

Так, довольно часто образ  рассматривают как социально-коммуникативный аспект имиджа (Дж. Джеймс (21), М. Спиллейн (71), Л. Браун (8), Э.-М. Сабат (63), Б. Энкельманн (81) (оперирует понятием «харизма»), Г.М. Андреева (1)). В то же время другая часть ученых говорит об имидже как об эмоционально окрашенном образе (Г. Лебон (41), М. Вебер (10) (вводит понятие «харизма»))

Социально-коммуникативный аспект имиджа (трактуемого как «образ») рассматривается также в работе Дж. Джеймса. Автор определяет образ как «портрет человека, который он показывает окружающему миру», следовательно, образ должен отражать лучшие качества, быть простым, искренним, а не приукрашенным, фальшивым или хорошо отрепетированным (и этим, по мнению автора, он отличается от «имиджа»). (21, С. 98)

Таким образом, автором предлагается, по сути, некоторая программа личностного роста, в результате выполнения которой у субъекта тот естественный образ, который он демонстрирует окружающим, будет меняться к лучшему.

Весьма схожая точка зрения представлена в работе Н.Б. Энкельманна, однако здесь особенности демонстрируемого человеком вовне образа именуются «харизмой». (81)

Понятия «имиджа» и «образа» используются также при характеристике компаний и организаций. Так, Ж.-П. Бодуан считает, что стратегическая роль PR состоит именно в управлении имиджем компании. Характеризуя PR как «эффективные отношения с нужными людьми» (т. е. с целевой аудиторией), он определяет основную задачу PR в сообщении целевой аудитории главной информации о компании, а также в приобщении к ней представителей этой аудитории. Специалисты PR обязаны, прежде всего, осуществлять анализ и прогноз общественного мнения, его источников, состояния его сегментов, механизмов его функционирования. (7, С. 146 – 148)

Термин «имидж» происходит от латинского «imagе». Согласно толковому словарю Вебстера, «имидж – это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта или лица». (73)

Имидж в самом общем смысле есть искусственно созданный образ в расчете на конкретную группу людей. Таким образом, понятие имиджа универсально применимо к любому объекту: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), товару (имидж торговой марки), профессии, даже просто предмету (бриллианты). Имидж помогает дифференцировать данные объекты между собой, наделяя или, напротив, обделяя их какими-то значимыми свойствами и качествами.  В коммерческой сфере имидж помогает продавать товары, передавать необходимую информацию потенциальным потребителям, формировать положительное отношение к той или иной фирме, компании, корпорации, товару. В социальной среде, имидж оказывает влияние на многие процессы, в т.ч., и на поведение индивидов и их образ жизни, на становление личности и выбор идеологической позиции, даже  на выбор профессии. (78, С. 69)

Понятие «имиджа» является ключевым в политической коммуникации. В России, все большее значение приобретает понятие «политическая конкуренция», это связано с тем, что власть (в частности, политические лидеры) стали приобретать виртуальный характер, т.е. граждане имеют дело с конкуренцией не реальных политических деятелей,  а с конкуренцией их образов, имиджей.

Имидж выступает в  роли связующего звена между политиком  и его аудиторией. Он служит отражением как интересов аудитории, так  и интересов политика и пытается совместить эти интересы. Таким образом,  политический имидж представляет собой тот информационный и политический продукт, который население получает в соответствии со своими интересами. (15, С.17 – 19)

Как свидетельствует  ход событий политической истории, имидж (как идеализированный образ чего или кого-либо) не является сегодняшним изобретением. Эта проблематика затрагивалась и в более ранние времена. Среди них – Библия, труды Н. Макиавелли «Государь», Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». Эти трактаты повествуют о тех чертах образа политика, наличие которых считалось необходимым во времена, современные авторам, или по собственному разумению авторов. В силу объективных причин они были лишены возможности анализировать также эффективность применения тех или иных технических приспособлений в актуализации политического имиджа.

Прежде чем определить «политический  имидж» остановимся на понимании  «имиджа» вообще. Так, по мнению известного политолога Е.В. Егоровой-Гантман, имидж  – это набор определенных свойств  и качеств, которые ассоциируются с определенной индивидуальностью. (24, С. 23 – 29).

Информация о работе Невербальный имидж политика