Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:28, курсовая работа
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
Введение 3
1. Развитие малого бизнеса в России 5
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса в России 5
1.2. Динамика развития малого бизнеса в России 8
2. Современное состояние малого бизнеса в России 14
2.1. Социально-экономическая и политическая роль малого
бизнеса 14
2.2. Малый бизнес в структуре экономики страны 16
3. Проблемы и перспективы малого бизнеса 19
3.1. Проблемы малого бизнеса в России 19
3.2. Перспективы развития малого бизнеса в России 26
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса 28
Заключение 31
Список использованных источников 33
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Развитие малого бизнеса в России 5
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса в России 5
1.2. Динамика развития малого бизнеса в России 8
2. Современное состояние малого бизнеса в России 14
2.1. Социально-экономическая и
бизнеса 14
2.2. Малый бизнес в структуре экономики страны 16
3. Проблемы и перспективы малого бизнеса 19
3.1. Проблемы малого бизнеса в России 19
3.2. Перспективы развития малого бизнеса в России 26
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса 28
Заключение 31
Список использованных источников 33
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня люди все более начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями является предпринимательство. А его становление требует соответствующих экономических, социальных, правовых и других условий. Предпринимательство - это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций.1
В настоящее
время в России полным ходом
идет развитие рыночной
Автор ставит
целью данной работы
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Развитие малого бизнеса в России.
1.1 Понятие и сущность малого бизнеса в России.
В мировой
практике предприятия малого
бизнеса - это малые предприятия
различной организационно-
Изучая сущность
малого предпринимательства,
Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы. В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для
первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно
зарождение и деятельность
Во
время второго этапа (1987 - 1988 гг.)
сфера деятельности малого
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал
полосой широкомасштабной приватизации
и развития всех видов предпринимательства,
появления множества
Российский малый бизнес, как и малый бизнес в любой другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формы предпринимательства. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве – 100 человек;
на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;
в научно-технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или годовом объёме прибыли .4
Малое предприятие как
хозяйствующий субъект обладает
самостоятельностью в осуществлении
своей хозяйственной
Таким образом,
данное исследование
1.2 Динамика развития малого бизнеса в России
Рыночная
экономика основывается на
Как
показало время, малое
Таблица 1
Количество зарегистрированных малых предприятий
по федеральным округам Российской Федерации на 1 июля 2011 г.
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2011 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения | ||
единиц |
прирост / сокращение за период 01.07.2010-01.07.2011 |
в % от среднего по РФ | |
РФ |
161,8 |
7,0 |
100,0 |
Центральный ФО |
184,7 |
0,7 |
114,2 |
Северо-Западный ФО |
263,3 |
32,9 |
162,8 |
Южный ФО |
125,4 |
-4,5 |
77,5 |
Северо-Кавказский ФО |
64,6 |
2,0 |
39,9 |
Привольжский ФО |
158,3 |
0,8 |
97,9 |
Уральский ФО |
136,8 |
20,3 |
84,6 |
Сибирский ФО |
142,0 |
13,9 |
87,8 |
Дальневосточный ФО |
153,6 |
-0,6 |
95,0 |
Анализируя таблицу 1 можно заметить, что распределение малых предприятий по федеральным округам очень неравномерно. По состоянию на 1 июля 2011 года в России было зарегистрировано 231,2 тыс. малых предприятий, что на 5,3%больше, чем по состоянию на 1 июля 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 7,0 ед. и составило 161,8 ед.
Рост числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован в пяти федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе (на 15,6% или 32,9 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Уральском федеральном округе (на 15,6% или 20,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 9,1% или 13,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). В меньшей степени количество малых предприятий выросло в Северо-Кавказском федеральном округе (на 6,1% или 2,0 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Центральном федеральном округе (на 4,0% или 0,7 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).