Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:00, дипломная работа
Проблема настоящего исследования состоит в изучении гендерных различий стремления к успеху и представлений о нём у современных предпринимателей – мужчин и женщин с различными типами гендерной идентичности.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов.
Качественные изменения в российской экономике, повлекшие возрождение предпринимательства и, соответственно, возникновение нового социального слоя предпринимателей, ведут к необходимости теоретического осмысления целого ряда социальных, экономических, психологических и иных проблем и практического применения полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И КАРЬЕРНОЙ УСПЕШНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Проблема исследования гендерных различий в психологии 7
1.2. Исследование представлений об успехе и карьерной успешности в психологии 12
1.3. Содержание представлений о карьерной успешности. Различия представлений о карьерной успешности у мужчин и женщин 18
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СТРЕМЛЕНИЯ К УСПЕХУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЁМ У СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 31
2.1. Цель, задачи, гипотезы исследования 31
2.2. Организация и методики исследования 32
2.3. Результаты и их обсуждение 34
2.3.1. Анализ типов гендерной идентичности в выборках предпринимателей - мужчин и женщин 34
2.3.2. Анализ стремления к успеху у предпринимателей – мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью 37
2.3.3. Анализ представлений об успешном предпринимателе и успехе у лиц с различной гендерной идентичностью 43
Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
на тему:
«Анализ гендерных различий
стремления к успеху и
Студента (ки) 5-го курса
Березовской Илоны Игоревны
«К защите допускаю»
Декан факультета канд. псих, наук, доцент
Синченко Т.Ю.
Научный руководитель:
канд. псих. наук, доц.
Дунайцева Н.А.
Ростов-на-Дону
2013
Постановка проблемы и актуальность исследования.
Проблема настоящего исследования состоит в изучении гендерных различий стремления к успеху и представлений о нём у современных предпринимателей – мужчин и женщин с различными типами гендерной идентичности.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов.
Качественные изменения в российской экономике, повлекшие возрождение предпринимательства и, соответственно, возникновение нового социального слоя предпринимателей, ведут к необходимости теоретического осмысления целого ряда социальных, экономических, психологических и иных проблем и практического применения полученных результатов. При этом российская психология лишь с конца 90-х годов ХХ в. достаточно активно включилась в научное исследование предпринимательства не только как социально-экономического, но и социально-психологического явления, имеющего свою онтологию, детерминанты развития, человеческий ресурс, социально-политическую ситуацию развития. Научный интерес к психологии предпринимательства подчёркивается рядом диссертационных исследований (О.В. Токаренко, 1998; С.А. Автономова, 1999; А.А. Бирюкова, 2004; О.В. Дордукова, 2007; Л.Е. Елшина, 2008; Т.С. Вавакина, 2011 и др.), научных статей [63,6469 и др.], учебных изданий [1,21,49 и др.], исторических дискурсов [10,24,48,61 и др.].
В то же время в психологии предпринимательства нашли слабое отражение работы, проведённые с точки зрения гендерного подхода (в этой связи можно указать лишь диссертационное исследование О.И. Титовой, 2007), в то время как гендерный аспект понимания природы человека вбирает в себя не только вопросы традиционного распределения профессиональных и жизненных ролей мужчины и женщины, но – и более широкую тематику проблем социально-биологической самоидентификации человека. На наш взгляд сочетание научных интересов исследования проблем предпринимательства и гендерной идентичности человека составляет как актуальность, так и новизну настоящей работы, цель которой состоит в проведении анализа представлений о карьерном успехе и стремлений к успеху у современных российских предпринимателей (мужчин и женщин) с различной гендерной идентичностью.
Достижение цели потребовало решение следующих задач.
Задачи теоретической части:
1) провести анализ проблемы гендерных исследований в психологии;
2) провести анализ представлений об успехе и успешности в психологии;
3) осуществить анализа представлений о карьере и карьерной успешности у мужчин и женщин.
Задачи эмпирической части:
1) выявить типы гендерной идентичности у обследованных мужчин и женщин;
2) провести анализ показателей стремления к успеху у лиц с разной гендерной идентичностью;
3) провести анализ представлений об успешности предпринимательской деятельности и успехе у лиц с различной гендерной идентичностью.
Предмет исследования: представления о карьерной успешности у лиц с различной гендерной идентичностью.
Объект исследования – мужчины и женщины в возрасте от 22-х до 60-ти лет, предприниматели, посещающие странички сайтов http://businesstricks.ru и http://my.biznet.ru сети Интернет.
Гипотезы исследования:
1) показатели стремления к успеху могут быть различными у лиц с разными типами гендерной идентичности;
2) предприниматели - мужчины и женщины с разными типами гендерной идентичности могут иметь различные представления об успехе и успешности своей предпринимательской деятельности.
Теоретическими предпосылками работы выступил анализ представлений о гендерной идентичности и гендерных характеристиках личности (С. Бэм, Д.В. Воронцов, О.А. Воронина, И. Гофман, И.С. Клёцина, И.С. Кон, П.В. Румянцева, Е.А. Сергиенко, Е.Р. Ярская – Смирнова и др.), анализ представлений об успехе и карьерной успешности (Дж. Аткинсон, Б. Вайнер, Д. Гольман, К. Левин, В.У. Майер, Д. Маклелланд, Ю.М. Орлов, Р. Роттер, Г.А. Тульчинский, А. Хофман и др.), анализ специфики представлений успеха и карьерной успешности у мужчин и женщин (В.С. Агеев, В.Л. Романов, Д. Сьюпер, О.И. Титова, Р. Хирдман, А.А. Чекалина и др.).
Методы и методики исследования.
В работе использованы следующие методы: метод аналитического обзора научной литературы; метод сбора, систематизации и анализа данных; метод экспериментального психологического исследования (тестовый метод и метод анкетирования); методы математической статистики.
С целью исследования представлений об успешности и успешном предпринимателе у мужчин и женщин нами была разработана специальная анкета.
С целью исследования уровня мотивации к успеху у мужчин и женщин – современных предпринимателей нами использован тест – опросник «МАС» М. Кубышкиной [60,с.35-36], а так же - методики Т. Эллерса на исследование мотивации к успеху и исследование мотивации к избеганию неудач [60,с.37-40].
С целью исследования гендерной идентичности использована методика исследования гендерной идентичности С. Бэм в адаптации М.В. Бураковой [6,с.403-405].
Достоверность полученных результатов обеспечена расчётом необходимых статистических показателей и критериев с использованием статистической системы SPSS для Windows.
Практическая значимость исследования состоит в наработке накопительной базы представлений о карьерной успешности у представителей современного российского бизнеса с различной гендерной идентичностью.
Структура работы:
Работа написана на 62-х страницах и включает следующие главы: Первая глава: «Исследование гендерной идентичности и карьерной успешности в психологии», вторая глава: «Эмпирическое исследование гендерных различий стремления к успеху и представлений о нём у современных предпринимателей с различными типами гендерной идентичности», выводы, заключение, 2 приложения.
Половая дифференциация относится к числу тех универсальных явлений, которые так или иначе изучают все науки о человеке [34]. Кроме того, сама по себе она имеет длительную историю своего развития. Практически у всех народов зафиксированы как различные стереотипы мужского и женского поведения, так и различные способы ранней гендерной социализации [34]. У этих стереотипов и способов долгая культурная история, поскольку далеко не случайно оппозиция мужское - женское входит в число древнейших культурных бинарных оппозиций, с помощью которых архаичное сознание упорядочивало мир (правое - левое, чет - нечет, верх - низ, дом - лес, домашнее - дикое, жизнь - смерть и т.д.) [26]. Вопрос же о происхождении любых бинарных оппозиций - дискуссионный. Одни авторы считают, что они отражают какие-то конкретные особенности социальной жизни первобытного общества (в частности, факт дуальной организации социальных институтов); другие видят в ней имманентные, сложившиеся в ходе антропогенеза и генетически закрепленные свойства человеческой психики [26].
Термин «гендерный подход» возникает в социологии в 70-е годы прошлого столетия. Он формируется как оппозиция исследованиям отношений между полами. Под гендерным подходом в социологии понимается анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола [25]. Культурно-символическое определение пола (то, что называется гендером) - это комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества признаков индивида и/или группы. Гендерный подход на Западе разрабатывается в 70-е годы прошлого столетия как когнитивная практика женского движения второй волны и как критика социальной теории, и потому во многом определяется закономерностями развития последних. Исследования опираются на адаптированно социальной теории к проблематике социальных отношений между полами. При этом основное русло социологии критикуется как выстраиваемое из рефлексии опыта публичной сферы, где доминировал мужской опыт в течение всего периода модернизации.
Как отмечает Д.В. Воронцов [14], термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли [31]. Такое понимание гендера соответствует и толкованию И. Гоффмана [18], которое является наиболее принятым среди представителей гуманитарных наук на сегодняшний день. Автор трактует «гендер» как систему межличностного взаимодействия, посредством которого создается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как категориях социального порядка. И. Гоффман [18] отмечал, что всякое социальное взаимодействие и поведение гендерно окрашено. Гендерные установки и стереотипы, находящиеся в сознании индивида, влияют на особенности восприятия и интерпретации поступающей от собеседника информации и обусловливают внешнее вербальное и невербальное поведение личности в ходе общения.
О.А. Воронина [13] полагает, что понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера.
В гендерной психологии сегодня большое внимание уделяется такой социально - психологической характеристике личности, как гендерная идентичность.
Понятие идентичность впервые детально было представлено Э. Эриксоном. С точки зрения Э. Эриксона [71], идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.
В настоящий момент рассматривают социальную и личностную (персональную) идентичность (В. С. Агеев; Д. В. Воронцов; В. Ядов и др.). Социальная идентичность личности представляет собой обобщенный групповой образ Я как члена некоторой общности людей. Она характеризует человека с точки зрения его включенности в какую-либо социальную категорию, субъективного тождества с ней. Основными показателями социальной идентичности являются характеристики общения и поведения, которые проявляются в виде ценностных ориентации, социальных установок, направленности общения и взаимодействия, а также в специфическом наборе социально-психологических личностных черт [73]. Начиная с 80-х годов прошлого столетия, в русле теории социальной идентичности Тэджфела - Тернера гендерная идентичность трактуется как одна из подструктур социальной идентичности личности. П.В. Румянцева [51] пишет о том, что гендерная идентичность - это особый вид социальной идентичности личности, сосуществующий в самосознании человека в единстве с представлениями о профессиональном, семейном, этническом, образовательном и т. п. статусе.
Д.В. Воронцов [13] рассматривает гендерную идентичность как одну из Я-структур, входящих в глобальную Я-концепцию, с которой устанавливается субъективное тождество (самоидентификация). Автор полагает, что она формируется под влиянием тех же факторов и по тем же законам, которыми определяется развитие самосознания вообще, то есть под воздействием 6-ти компонентов, выделенных Д. Майерсом [37] в динамике социального «Я»: культура, личностный опыт, суждения других людей (социальные ожидания), социальные роли, социальное сравнение, самовосприятие (самоотношение).
По словам И.С. Кона [34], гендерная идентичность является одной из базовых характеристик личности и формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации. Автор говорит о том, что формирование гендерной идентификации - это сложный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения.
Е.А. Сергиенко [53] сравнивает психосексуальную дифференциацию с овладением речью. Человек наделен врожденной способностью говорить, однако на каком языке и как он это будет делать, зависит от многих социальных и культурных условий. Подобно тому, как ребенок усваивает тот или иной язык, он усваивает и маскулинное или фемининное поведение.
В психологии существует несколько основных теорий, объясняющих феномен и гендерной идентичности: традиционная психоаналитическая концепция и психодинамические направления (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон), теория социального научения (А. Бандура), теория идентификации (Kagan), теория когнитивного развития (Kohlberg), «новая психология пола» (Maccoby, Bern), «многофакторная теория половой идентичности» (Spense, Helmrich). Например, С. Бэм [7] вводит понятие «гендерной схемы» и показывает, что дети достаточно рано начинают использовать когнитивные возможности этой схемы, чтобы воспринимать новую информацию, в том числе и о себе, структурируя её в «сетке» данной схемы. Поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на категории «мужское - женское», несмотря на то, что существуют другие способы измерения окружающего мира.
В 70-ые годы ХХ в. на Западе складывается новая психология пола. Данная теория во главу угла ставит социальные факторы. Её представители считают, что основное значение в формировании гендера имеют социальные, а не биологические детерминанты. Дж. Стоккард и М. Джонсон утверждают, что главным является не биологический пол, а психологический и социальный (или гендер), формирующийся в ходе жизни человека. На его формирование влияют социальные ожидания общества и особенности его культуры [27]. Аналогичной точки зрения придерживается и Р. Ангер, полагающая, что схему гендерной идентификации задают социальные требования и социальные взаимодействия [27].