Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:15, курсовая работа
Цель нашей работы заключается в теоретическом анализе и эмпирическом изучении социально-психологического климата в коллективе ЗАО «ЛенСтальКанат».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Определить социально-психологический климат в коллективе.
Изучить мотивационную структуру коллектива.
Выявить существуют ли значимые различия социально-психологического климата у мужчин и женщин.
Определить уровень удовлетворенности трудом у сотрудников мужчин и женщин.
Введение.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ (от греч. klima (kiimatos) - наклон) - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Важнейшие признаки благоприятного
К. с.-п.: доверие и высокая
Оптимальное управление деятельностью и К. с.-п. в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (1).
Актуальность данного исследования обусловлено усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развернувшихся между ними отношений, при помощи использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Цель нашей работы заключается в теоретическом анализе и эмпирическом изучении социально-психологического климата в коллективе ЗАО «ЛенСтальКанат».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является – коллектив ЗАО «ЛенСтальКанат», из них: 8 мужчин и 12 женщин в возрасте 20-35 лет, имеющих полное среднее образование, а также высшее и неоконченное высшее образования.
Предметом изучения является социально-психологический климат в коллективе и уровень удовлетворенности трудом.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение, существует ли субъективные удовлетворённости трудом у сотрудников мужчин и у женщин.
Методы исследования:
Социально-психологический климат - интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития.
Благоприятный социально-психологический
климат в сообществе напрямую связан
с уровнем социально-
Таким образом, в качестве подобных показателей выступают:
Благоприятный социально-психологический климат выступает в качестве одного из решающих факторов эффективности групповой деятельности. Во многом это определяется групповой совместимостью и согласованностью.
Достаточно жестко социально-психологический климат связан и со стилем руководства и лидерства в группе и организации. Понятно, что директивный и попустительский стили управления вряд ли могут быть оценены как поддерживающие позитивную психологическую атмосферу в группе. Единственной альтернативой им выступает демократический стиль руководства и лидирования, базирующийся на подлинном сотрудничестве каждого с каждым.
В то же время в группах низкого уровня развития социально-психологический климат нередко внешне может быть расценен как благоприятный, хотя на самом деле обеспечивающие его благодушие и успокоенность не только не стимулируют реальную деятельную активность, но и препятствуют эффективному выполнению групповой работы.
В специальной психологической
литературе достаточно часто в качестве
синонимов термина "социально-психологический
климат" употребляются такие
Наибольшее количество прикладных
исследований, так или иначе связанных
с проблемой социально-
Собственно говоря, классические эксперименты Э. Мэйо и его коллег, проводившиеся в конце 30-х гг. прошлого века на заводе американской компании "Вестерн Электрик", которые положили начало организационной психологии, хотя и не ставили непосредственной целью изучение социально-психологического климата в бригадах сборщиц телефонных реле, фактически продемонстрировали значимость данной социально-психологической характеристики с точки зрения эффективности групповой деятельности.
Как известно, "Хоторнский
эксперимент", начавшийся с изучения
влияния на производительность труда
уровня освещенности в рабочих помещениях
и в дальнейшем переросший в развернутую
программу, в рамках которой исследователи
манипулировали целым рядом других
переменных, связанных с условиями
работы, показал, что практически
любое изменение, "...будь то сокращение
времени отдыха, увеличение периодов
отдыха при одновременном уменьшении
их количества, перевод на пятидневную
рабочую неделю, введение групповых
поощрительных выплат или же возврат
к первоначальным условиям работы,
приводило к неуклонному
Пытаясь понять глубинные причины данного феномена, исследователи пришли к выводу, что главной из них являлось "...изменение социальной среды. Обычные работницы, которые выполняли рутинную работу, имеющую низкий статус и почти не пользующуюся признанием, были превращены в значительных людей. "Их физическое здоровье и благополучие стало вопросом большой важности. Их мнения, надежды и страхи вызывали живой интерес" — отмечает Ретлизбергер (один из коллег Э. Мэйо. — В. И., М. К.). — Но это еще не все. Исследователи доброжелательно беседовали с ними (часто это происходило в кабинете руководителя) и во всех подробностях расспрашивали о том, что они думают об условиях работы. Вместо строгого начальника, которого интересовали только производственные вопросы, они получали подготовленного наблюдателя, с пониманием относившегося к их нуждам. Они имели возможность выговориться и к тому же сами устанавливали для себя нормы выработки. С развитием чувства групповой ответственности изменился моральный дух бригады. Полностью прекратилась текучесть кадров, а количество невыходов на работу упало настолько, что составляло лишь малую долю от этого показателя в других бригадах. Например, одна “лентяйка”, которая в течение 32 месяцев, предшествовавших эксперименту, отсутствовала на работе 85 раз, за следующие 16 месяцев не пропустила ни одного дня" (2).
Легко заметить, что хотя
авторы приведенного отрывка не оперируют
понятием "социально-психологический
климат", предпочитая термин "социальная
среда", речь идет именно о создании
благоприятного психологического климата
в группе через задействование таких
факторов, как повышение уровня информированности
о целях и задачах совместной
деятельности, участие в принятии
решений и атрибуция
За десятилетия, прошедшие
со времен "Хоторнского эксперимента",
представление о первостепенной
важности социально-психологического
климата для обеспечения
В этой связи вполне
понятно то внимание, которое
уделяется не только
В ходе целого ряда исследований
"было обнаружено заметное отличие
климата в организациях, возглавляемых
выдающимися лидерами. Эти организации
существенно вырывались вперед по всем
параметрам — от искренности в
отношениях между сотрудниками до благоприятных
условий для проявления новаторства
и самостоятельного выполнения работы.
Высокоэффективные руководители давали
людям возможность ощутить
Существенно важно, что подобные
результаты были зафиксированы не только
применительно к коммерческим организациям,
но и в государственных, в том
числе и образовательных