Внушение и убеждение как метод психологического воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое влияние лежит в основе многих злободневных общественных процессов: пропаганды здорового образа жизни и экологической грамотности, деятельности цензоров, имиджмейкеров в политике, специалистов по рекламе и связей с общественностью [3; С.69]. И так как я будущий специалистом по связям с общественностью, то мне тоже придется внушать и убеждать людей в чем-либо, изменяя, либо создавая общественное мнение. В этом и заключается актуальность моей работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..2

I. Механизмы направленного влияния – внушение и убеждение.…………...6

1.1. Внушение, как метод социально-психологического влияния…………..8

1.1.2. Основные характеристики внушения………………………….10

1.1.3. Технология внушения…………………………………………..15

1.2. Убеждение в массовой коммуникации……………..……………......….17

1.2.1. Природа убеждения……………………………………….........17

1.2.2. Роль убеждения………………………………………………....18

1.2.3. Способы убеждения………………………………………….…19

1.2.4. Четыре слагаемых убеждения………………………………....20

II. Анализ содержания текстов, встречающихся в масс-медиа, на предмет наличия элементов внушения и убеждения….…………………..………..….…..25

2.1. Критерии распознавания внушения и убеждения…………….…..27

2.2. Анализ выступления В.Жириновского на наличии убеждения и внушения…………………………………………………………………………….28

Заключение……………………………………………………….……….…...33

Список используемой литературы…………………………………………...36

Приложение 1………………………………………………………………….38

Приложение 2……………………………………………………………….....41

Приложение 3………………………………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!нов.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

    Содержание: 

    Введение…………………………………………………………………….…..2

  1. Механизмы направленного влияния – внушение и убеждение.…………...6

    1.1. Внушение, как метод социально-психологического влияния…………..8

                1.1.2. Основные характеристики  внушения………………………….10

                1.1.3. Технология внушения…………………………………………..15

    1.2. Убеждение в массовой коммуникации……………..……………......….17

                1.2.1. Природа убеждения……………………………………….........17

                1.2.2. Роль убеждения………………………………………………....18

                1.2.3. Способы убеждения………………………………………….…19

                1.2.4. Четыре слагаемых убеждения………………………………....20

  1. Анализ содержания текстов, встречающихся в масс-медиа, на предмет наличия элементов внушения и убеждения….…………………..………..….…..25

            2.1. Критерии распознавания внушения и убеждения…………….…..27

            2.2. Анализ выступления В.Жириновского на наличии убеждения и внушения…………………………………………………………………………….28

    Заключение……………………………………………………….……….…...33

    Список  используемой литературы…………………………………………...36

    Приложение 1………………………………………………………………….38

    Приложение 2……………………………………………………………….....41

    Приложение 3………………………………………………………………….44 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение. 

    Мы  живем в постоянно развивающемся  и всегда куда-то стремящемся мире. Все вокруг подвергается бурному  развитию: техника, наука, природа, экономика, политика и, конечно же, люди. Изменяется их поведение, манера одеваться, моральные и материальные ценности, цели и идеалы, потребности и мотивы, изменяется и стиль межличностного общения. Однако неизменным составляющим процесса общения, было, есть и будет влияние людей друг на друга. В психологии влияние определяется как процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, целей, оценок, представлений и т.п. в процессе взаимодействия с ним.

    Психологическое влияние лежит в основе многих злободневных общественных процессов: пропаганды здорового образа жизни и экологической грамотности, деятельности цензоров, имиджмейкеров в политике, специалистов по рекламе и связей с общественностью [3; С.69]. И так как я будущий специалистом по связям с общественностью, то мне тоже придется внушать и убеждать людей в чем-либо, изменяя, либо создавая общественное мнение. В этом и заключается актуальность моей работы.

    В психологии различают направленное и ненаправленное влияние. В нашей  работе мы рассмотрим первый вид влияния, а именно - направленное, при котором субъект ставит задачу добиться определенного результата от объекта влияния. К механизмам направленного влияния относят внушение и убеждение [6; С.130].

    Внушение  как метод социально-психологического влияния представляет собой навязывание определенных мыслей и состояний на фоне их некритического (часто неосознанного) восприятия. Это целенаправленное и неаргументированное влияние на отдельного человека или группу. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания.

    Убеждение представляет собой способ целенаправленного воздействия посредством логической аргументации. Процесс убеждения направлен на то, чтобы превратить определенную информацию в установки, собственное убеждение самой личности. В основе убеждения лежит осознанное, критическое восприятие адресатом воздействия убеждающего сообщения, его анализ и оценка. Убеждение, в отличие от внушения, направлено на достижение согласия человека путем логического обоснования, на основании которого человек должен сам прийти к определенному выводу. Убеждение как способ воздействия наиболее эффективно в том случае, когда адресат заинтересован в получении полной и подробной информации и настроен на ее критический анализ. Таким образом, убеждение является преимущественно интеллектуальным влиянием.

    В курсовой работе использовано 15 источников литературы. Из них, никто не исследовал психологические процессы манипуляции, а именно внушения и убеждения одновременно, сравнивая их, замечая их сходства,  различия, особенности и т.д.

    В данной работе основной упор делается на труды двух авторов.

    Владимир  Михайлович Бехтерев (1857-1927), выдающийся русский физиолог, психиатр, психолог, создатель рефлексологии — оригинальной естественнонаучной теории поведения, внесшей значительный вклад в  развитие наук о человеке. В издание включена книга «Внушение и его роль в общественной жизни», где раскрываются сущность внушения как психического феномена, механизмы возникновения психических эпидемий и роль различных видов внушения в их зарождении и распространении во время кризисных ситуаций в обществе, а также статьи, тематически примыкающие к этой работе.

    Дэвид Майерс (David G. Myers) — профессор психологии мичиганского Хоуп-колледжа. Он один из тех учителей, которых студенты сами называют «выдающимися». Майерс любит  преподавать, и этой страстью проникнуты все его работы, написанные для широкой аудитории. Он публикует статьи в двадцати журналах и написал сам и в соавторстве около десятка популярных книг — среди них «The Pursuit of Happiness» (Avon, 1993) и «The American Paradox» (Yale University Press, 2000).

    Исследовательская деятельность Майерса получила высокую  оценку: за труд по групповой поляризации  девятая секция Американской психологической  ассоциации присудила ему престижную премию Гордона Оллпорта. Научные  статьи Майерса печатаются более чем в 20 журналах, включая «Science», «American Scientist», «Psychological Science» и «American Psychologist». Он служит науке и как редактор-консультант в «Journal of experimental Social Psychology» и «Journal of Personality and Social Psychology».

    Цель  курсовой работы – изучить роль специфики убеждения и внушения в массовых коммуникациях.

    Для достижения данной цели, мне будет необходимо выполнить ряд задач:

  1. Проанализировать литературу, связанную с убеждением и внушением в массовых коммуникациях;
  2. Выделить критерии распознавания внушения и убеждения в массовых коммуникациях;
  3. Проанализировать тексты, встречающиеся в масс-медиа на предмет наличия в них внушения и убеждения.

    Объект моего исследования: внушение и убеждение в массовых коммуникациях.

    Предметом исследования будут являться паттерны распознания внушения и убеждения в массовых коммуникациях.

    Гипотеза: одним из основных паттернов убеждения и внушения являются эмоции.  
 
 
 
 
 
 
 

 

    
  1. Механизмы направленного влияния  – внушение и убеждение.
 

    В психологии различают направленное и ненаправленное влияние. В нашей работе мы рассмотрим первый вид влияния, а именно - направленное, при котором субъект ставит задачу добиться определенного результата от объекта влияния. К механизмам направленного влияния относят внушение и убеждение. Такие способы существуют с незапамятных лет и используются во всех областях человеческого познания [6; С.130].

    Внушение (суггестия) как метод социально-психологического влияния представляет собой навязывание  определенных мыслей и состояний на фоне их некритического (часто неосознанного) восприятия. Это целенаправленное и неаргументированное влияние на отдельного человека или группу. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания.

    На  социально-психологическом уровне внушение имеет определенную специфику, что связанно с целым рядом факторов, от которых зависит эффективность внушения. Во-первых, огромное значение имеют особенности того, кто осуществляет внушение (суггестор) - его социальный статус, привлекательность, волевые и интеллектуальные характеристики. Во-вторых, немаловажными являются особенности того, на кого внушение направленно (суггеренд), в частности, его способность включать механизмы психологической защиты. Третьим значимым фактором являются особенности отношений между суггестором и суггерендом - доверие, авторитетность, зависимость. И наконец, эффективность внушения зависит от способа конструирования сообщения - уровня аргументированности, характера сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепления другими воздействиями [7; С.98].

    Внушение  достигается различного рода вербальными  и невербальными средствами - словами, интонацией, мимикой, жестами, действиями суггестора.

    Следующим механизмом направленного влияния  является убеждение. Убеждение представляет собой способ целенаправленного воздействия посредством логической аргументации. Процесс убеждения направлен на то, чтобы превратить определенную информацию в установки, собственное убеждение самой личности. В основе убеждения лежит осознанное, критическое восприятие адресатом воздействия убеждающего сообщения, его анализ и оценка. Убеждение, в отличие от внушения, направлено на достижение согласия человека путем логического обоснования, на основании которого человек должен сам прийти к определенному выводу. Убеждение как способ воздействия наиболее эффективно в том случае, когда адресат заинтересован в получении полной и подробной информации и настроен на ее критический анализ. Таким образом, убеждение является преимущественно интеллектуальным влиянием [6; С.153].

    Эффективность убеждающего воздействия напрямую определяется силой тех аргументов, которые использует субъект для достижения своей цели. Психологи предлагают рассматривать четыре слагаемых убеждения: кто, кого, каким способом и в чем убеждает. Эффективность воздействия, таким образом, зависит от особенностей убеждающего субъекта, от содержания и формы убеждающего сообщения, способа его передачи, а также от особенностей аудитории, которой оно адресовано [10; С.310]. 

    1.1. Внушение, как метод социально-психологического влияния. 

    Внушение (лат. suggestio) - подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая  влияние на течение нервно-психических  процессов. Путем внушения могут  вызываться ощущения, представления, эмоциональные  состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого [7; С.105].

        Внушение - это процесс воздействия  на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности  и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта (К.И. Платонов, В.Н. Мясищев). Содержанию сознания, усвоенному по механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер; оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность "внушенных установок" [6; С.130]. Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению.

Информация о работе Внушение и убеждение как метод психологического воздействия