Возникновение молитвы и её психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить психологическое воздействие молитвы на человека. Выявить причины, по которым человек молится.
Задачи курсовой работы:
- изучить историю развития молитвы и ее формы;
- проанализировать психологический аспект молитвы;
- рассмотреть, почему люди молятся.

Содержание

Введение…………………………………...…………………………………..4
История развития молитвы……………………………………………..7
Примитивная молитва………………………………………………..9
Эволюция молитвы…………………………………………………….10
2. Формы молитв………………………………………………………….12
2.1 Молитва в языческих культах………………………….…………….12
2.2 Молитва в христианстве…………………………………...…………13
2.3 Молитва в исламе…………………………………………..…………15
2.4 Молитва в иудаизме и буддизме……………………………..………16
2.5 О молитве в художественных произведениях…….………………...17
3. Психологический аспект молитвы…………………………………….21
3.1 Молитва как психотерапевтическая метафора……………………...22
3.2 Влияние молитвы на психику человека……………………………..27
3.3 Социалогическое исследование. Почему люди молятся…………...33
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Введение Психология религии.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Гуманитарный  факультет

Специальность 080505 Управление персоналом

Кафедра философии

 

Возникновение молитвы и её психология

Курсовая  работа по учебной дисциплине

«Психология и религия»

 

 

 

Студент гр. з-11791/32                                                             

Орлова И.В.

 

Научный руководитель

       профессор                                   

 

 

Ардашкин  И.Б.


 

 

 

 

Томск 2012

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации




Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПО-ЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный  факультет

Специальность 080505 Управление персоналом

Кафедра философии

 

 

ЗАДАНИЕ

к курсовой работе по учебной дисциплине

«Психология религий»

Студенту гр. з-11791/32 Орловой Ирине Владимировне  

  1. Тема курсовой работы: Возникновение молитвы и ее психология.
  2. Срок сдачи готовой работы – осенняя сессия 2012-13 уч.г.
  3. Исходные данные: монографии, статьи, отчеты.

Содержание  текстового документа: история развития молитвы и ее формы, психологический и почему люди молятся.

  1. Дата выдачи задания на КР: зимняя сессия 2011-12 уч.г.

 

Руководитель ___________________________

 Задание принял к  исполнению 

___________________________

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение…………………………………...…………………………………..4

  1. История развития молитвы……………………………………………..7
    1. Примитивная молитва………………………………………………..9
    2. Эволюция молитвы…………………………………………………….10

2. Формы молитв………………………………………………………….12

2.1 Молитва в языческих культах………………………….…………….12

2.2 Молитва в христианстве…………………………………...…………13

2.3 Молитва в исламе…………………………………………..…………15

2.4 Молитва в иудаизме и буддизме……………………………..………16

2.5 О молитве в художественных произведениях…….………………...17

3. Психологический аспект молитвы…………………………………….21

3.1 Молитва как психотерапевтическая метафора……………………...22

3.2 Влияние молитвы на психику человека……………………………..27

3.3 Социалогическое исследование. Почему люди молятся…………...33

Заключение…………………………………………………………………….35

Список литературы……………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мир стоит молитвою. И когда

 ослабеет  молитва, тогда мир погибнет.

(Схимонах Силуан)

 

Целый ряд крупных  исследователей, включая Гроффа, Маслоу, Роджерса, Дилтса признавали, что нет  пока достаточного языка и научного осмысления, чтобы описать религиозную практику во всем ее объеме.

Авторы не утверждают, что смысл молитвы исчерпывается  теми аспектами, которые исследуются  в их работах, тем не менее, подобный структурный анализ воздействия молитвы, может дать важный материал к исследованию и построению модели религиозного мировоззрения и влияние религиозных ритуалов в целом на индивидуальное и коллективное сознание.

Молитва может рассматриваться, как психотерапевтическая метафора и содержит основные лингвистические конструкции, используемые в современных психотерапевтических техниках для наведения транса. 

В настоящее  время, смысл молитвы, хоть и в большей степени изучен, но по – прежнему нет определенного его описания.

 В одном из исследований у женщин, проходивших лечение в клинике искусственного оплодотворения, частота зачатия повышалась, когда за них молились люди, лично им незнакомые. В другом исследовании было обнаружено, что у людей, подвергавшихся сердечно-сосудистым операциям, связанным с высокой степенью риска, частота осложнений была меньше, если они становились центром "молитвенных групп".

По словам доктора медицины Роджерио А.Лобо (Rogerio A. Lobo, кафедра акушерства и гинекологии медицинского факультета Колумбийского университета, Нью-Йорк) в исследовании оплодотворения, проведенного в клинике Сеула (Корея), частота беременности у женщин, за которых молились, повышалась в два раза.

"Эта научная  находка имеет очень высокую  значимость", - сообщил доктор Лобо изданию WebMD. - "И я первый заявляю, что мы не можем объяснить, как это происходит". Исследование охватывало 199 женщин, проходивших процедуру искусственного оплодотворения в сеульской клинике. Группа женщин была отобрана для наблюдения исходя из однородности возраста и состояния репродуктивной системы. Затем из них была случайным образом отобрана половина - это те женщины, о которых было сообщено трем христианским молитвенным группам: в США, Канаде и Австралии. Фотография каждой из этих женщин была передана "ее" молитвенной группе. В то время как одна часть молитвенных групп возносила молитвы непосредственно за конкретных пациенток, вторая молилась за успех первой группы, а третья часть - за обе предыдущие группы. Причем ни сами женщины, ни соприкасавшиеся с ними медицинские работники не знали ни о проведении исследования, ни вообще о том, что кто-либо за них молился.

Исследователи не ожидали получить такой положительный  результат. Они несколько раз  повторили анализ данных в поисках  несоответствий, но никаких противоречий не обнаружили. При этом доктор Лобо признает возможность существования пока еще неизвестной "биологической переменной", чье влияние обусловливает успех искусственного оплодотворения у женщин, за которых молились, и планирует продолжить исследования.

Другое исследование включало 150 пациентов, страдающих серьезным  заболеванием сердца, которым была назначена хирургическая процедура. У пациентов, за которых молились во время этой процедуры, возникало меньше осложнений, сообщает доктор медицины М.Д. Кракоф (Mitchell W. Krucoff), руководитель лаборатории мониторинга ишемии медицинского центра университета Дьюк (Duke University) и медицинского центра Ведомства по делам ветеранов в г. Дарем, штат Северная Каролина, США (Durham, NC)1.

Актуальность темы курсовой работы в том, что жизнь многих людей связана с верой в Бога, а следовательно, с молитвой. Ведь даже неверующие, попав в трудную жизненную ситуацию и исчерпав все разумные способы выхода из нее, обращаются ко Всевышнему посредством молитвы.

Объект исследования: молитва как феномен.

Предмет исследования:  возникновение молитвы и её психология.

Цель курсовой работы: выявить психологическое воздействие молитвы на человека. Выявить причины, по которым человек молится.

Задачи курсовой работы:

- изучить историю развития молитвы и ее формы;

- проанализировать психологический аспект молитвы;

- рассмотреть, почему люди молятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История развития молитвы

 

Древнейшие  молитвы не относились к Божеству. Эти выражения очень напоминали слова, с которыми люди обращаются к  другу, принимаясь за важное дело: «Пожелай мне удачи». Первобытный человек был рабом магии; случай — удача и неудача — вторгался во все сферы жизни. Поначалу прошения об удаче были монологами, похожими на размышления вслух человека, совершающего магический обряд. На следующем этапе эти верящие в случай люди заручались поддержкой своих друзей и семей, и вскоре они уже выполняли некоторое подобие обряда с участием всего клана или племени.

 С появлением  представлений о призраках и  духах эти прошения стали направляться  сверхчеловеческим существам, а  после того как человек уверовал в существование богов, такие выражения достигли уровней настоящих молитв. К примеру, примитивная религиозная молитва некоторых австралийских племен предшествовала вере в духов и сверхчеловеческие личности.

 Сегодня  такого обычая придерживается индийское племя тода, чьи молитвы не имеют конкретного адреса. Так же поступали и ранние народы до того, как у них пробудилось религиозное сознание.

 Дорелигиозные  молитвы были частью ритуалов  маны у меланезийцев, веры в  удах у африканских пигмеев  и поклонения маниту у американских индейцев. Африканские племена баганда лишь недавно расстались с молитвами, связанными с верой в божество ману. Запутавшись в дебрях ранней эволюции, человек молился местным и национальным богам, фетишам, амулетам, призракам, правителям и обыкновенным людям2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Примитивная молитва

 

 Функция  ранней эволюционной религии  заключается в сохранении и  укреплении социальных, моральных  и духовных ценностей. Эта миссия  религии осуществляется в основном  за счет молитвы. Молитва символизирует непреднамеренную, но, тем не менее, личную и коллективную попытку любой группы обеспечить сохранение высших ценностей. Если бы не защитная сила молитвы, все святые дни быстро превратились бы в обыкновенные дни отдыха.

По этой причине уже в глубокой древности молитва стала могущественной опорой социальной эволюции, морального прогресса и духовных достижений.

 Однако разум первобытного  человека не отличался ни логичностью,  ни последовательностью. Ранний  человек не понимал, что материальный мир не относится к компетенции молитвы. Эти простодушные люди полагали, что пища, кров, дождь, добыча и прочие материальные вещи улучшают общественное благополучие, и потому они начинали молиться об этих физических благах. Несмотря на то, что такое проституирование молитвы понижало духовные ценности народов, оно, тем не менее, непосредственно повышало их экономические, социальные и этические нравы3.

 

 

    1. Эволюция молитвы

 

 Первые молитвы  были только высказыванием желаний,  выражением искренних просьб. На следующем этапе молитва превратилась в метод, позволявший вступать во взаимодействие с духами. После этого она поднялась до более высокой функции — помощи религии в сохранении всех истинных ценностей.

Как молитва, так  и магия появились в результате адаптационных реакций человека на окружающую среду. Однако, за исключением этого свойства, у них мало общего. Молитва всегда служила признаком позитивного действия молящегося «я»; она всегда была психическим явлением и иногда — духовным. Магия обычно означала попытку манипулировать реальностью, не затрагивая внутреннего «я»— того, кто ею пользуется. Несмотря на независимое происхождение магии и молитвы, они часто были взаимосвязаны на более поздних стадиях своего развития. Порой, возвышая свои цели, магия поднималась от магических формул — через ритуалы и заклинания — к преддверию истинной молитвы. Иногда молитва становилась столь материалистической что деградировала, превращаясь в псевдомагический метод уклонения от усилий, необходимых для решения земных проблем.

 Когда человек  понял, что молитва неспособна  принудить богов, она стала  больше напоминать прошение, стремление  снискать расположение. Однако в  своем высшем проявлении молитва  является настоящим общением  человека со своим Творцом. 

 В любой  религии появление идеи жертвоприношения неизбежно умаляет молитву, ибо человек пытается предложить материальные жертвы вместо пожертвования своей воли, посвященной выполнению воли Бога.

Как на ранних периодах эволюции человеческих рас, так и  в настоящее время в повседневном опыте обычного смертного молитва в значительной мере является феноменом общения молящегося с собственным подсознанием. Однако существует и такая область молитвы, в которой интеллектуально активный и духовно прогрессирующий человек достигает большего или меньшего контакта с уровнями сверхсознания — областью пребывающего в разуме духа Отца.

Информация о работе Возникновение молитвы и её психология