Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:17, курсовая работа
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, правильно и объективно раскрыть сущность инновационных конфликтов, определить его причины и способы разрешения.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- определить взаимосвязь понятий «инновация» и «конфликт»;
- изложить сущность и содержание понятия инновационный конфликт;
- установить наиболее распространенные предпосылки и причины инновационных конфликтов;
- проанализировать структуру и динамику инновационных конфликтов;
Введение
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим, под конфликтом понимают попытку достижения своей цели путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения.
В современном, быстро развивающемся обществе возникают все большая необходимость во внедрении в жизнь экономических, социальных, политических, технологических инноваций. Однако, их проведение в жизнь зачастую сталкивается с нежеланием подавляющего числа членов общества апробировать на себе данные инновационные идеи. Лица, от которых исходит идея инновации должны реально представлять себе те трудности, с которыми им придется столкнуться на пути внедрения в жизнь этих нововведений. Этот процесс может длиться довольно продолжительный период времени, поскольку связан с борьбой против устоявшихся в обществе определенных стереотипов, которые придется ломать для внедрения инноваций в общественную жизнь.
По этой причине, в современной науке (психологии, социологии, конфликтологии) все большее внимание уделяется успешному решению конфликтов, возникающих по поводу внедрения в жизнь инновационных идей, способных подтолкнуть общество к новым достижениям.
Инновационные конфликты по своей сути представляют собой противоборство консерваторов и новаторов, лиц, которые привыкли жить «по-старому» и лиц, не согласных с таким положением вещей, стремящихся что-либо изменить в обществе. Поэтому инновационные конфликты, как представляется, еще долгое время будут иметь место в общественной жизни.
Предметом исследования курсовой работы являются инновационные конфликты.
Цель и задачи исследования
вытекают из актуальности и степени
научной разработанности
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- определить взаимосвязь
понятий «инновация» и «
- изложить сущность и
содержание понятия
- установить наиболее
распространенные предпосылки
- проанализировать структуру
и динамику инновационных
- определить возможные пути разрешения инновационных конфликтов;
- дать психологический портрет личности новатора.
Объектом анализа настоящей
работы являются теоретическая база,
разработанная ведущими учеными-психологами,
социологами в области
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще – и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы
анализа и синтеза, индукции и
дедукции, наблюдения и сравнения. К
специальным методам, использовавшимся
в работе, следует отнести метод
моделирования и
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты, касающиеся сущности и содержания инновационных конфликтов.
1. Сущность инновационного конфликта
1.1 Инновация и конфликт, конфликтность инноваций
Само понятие «инновация»
впервые стало использоваться в
исследованиях культурологов
Под понятие инновация
попадает не все новое. Инновацией не
является то новое, что возникает
на смену старому естественным путем.
Нововведениями нельзя считать те многочисленные
усовершенствования, которые не имеют
существенной новизны. Нововведением
является значительная новая идея,
которая пока не внедряется, но имеет
большой потенциал в
С точки зрения Аллахвердяна
А.Г. инновация (нововведение) в социально-психологическом
аспекте представляет собой создание
и внедрение различного вида новшеств,
порождающих значимые изменения
в социальной практике. При этом
он различает социально-
А.И. Пригожий в своей работе дает следующее определение нововведению. «Нововведение есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, поселение, общество и т.д.) новые, относительно стабильные элементы. Последние могут быть чисто материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т.е. предмет нововведения, будь то станок или обряд, форма отчетности или сырье. Нововведение же суть процесс, т.е. переход некоторой системы из одного состояния в другое».2 В этом определении уже проводится различие между нововведением – переходом (процессом), составляющим основной предмет инноватики как научной дисциплины, и новшеством, как конкретным результатом, продуктом этого процесса. В новшестве как продукте (результате) в «свернутом» виде содержится процесс инновации, который и является предметом научной дисциплины.
И.В. Бестужев-Лада пишет, что «нововведение – это такая разновидность управленческого решения, в результате которого происходит существенное изменение того или иного процесса, явления (технического, экономического, политического, социального и т.д.)».1
Организационно-управленческие инновации могут затрагивать различные сферы деятельности предприятия: это система управления, организационная структура, экономическая деятельность, маркетинговая политика, юридическое обслуживание и др. (см. Приложение 1).
В создании и распространении
инноваций принимают участие
не только представители бизнеса, но
и профессиональные консультанты по
управлению. Если технологические инновации
могут быть оформлены в виде патентов,
лицензий, франшиз, то для управленческих
ноу-хау нет механизма
Инновационная деятельность, не являясь процессом, поддающимся формализации, требует учета человеческого фактора, в частности, преодоления социально-психологических барьеров, возникающих на всех этапах ее развертывания. В эту деятельность вовлечены различные социальные группы (заказчики, непосредственные разработчики, изготовители опытных образцов, макетов и др.), каждая из которых имеет собственные интересы, задачи и цели. Члены каждой из групп могут иметь неоднозначные представления, ожидания, эмоциональные переживания, связанные с возможными последствиями инноваций.
Таким образом, под инновацией, следует понимать любое нововведение в экономической, технической, социальной и т.д. сфере жизнедеятельности человеческого общества, которое по своей сути отличается новизной, неординарным подходом к решению существующей проблемы, обладающее потенциалом внедрения в жизнь с целью достижения результата в виде решения этой проблемы.
В ходе инновационной деятельности
возникают социально-
Конфликты, в свою очередь, это неотъемлемая составляющая функционирования любой современной организации и общества в целом. И любой конфликт может выполнять как положительные, так и отрицательные функции. Хотя часто говорят, что определенный уровень конфликта может быть функциональным, большинство рекомендации по организационным конфликтам преимущественно опирается на методы его разрешения, редукции или минимизации. Но конфликт не обязательно должен устраняться вовсе, скорее, им нужно эффективно управлять.1
В психологии конфликтам уделяется
огромное внимание проблеме конфликтов
в обществе, ибо конфликты, при
их неразрешенности и
Именно поэтому, еще во времена Античности, конфликтам уделяли свое внимание многие видные мыслители.
Основателями учения о конфликтных отношениях в обществе считаются Гераклит, Сократ и Платон (в частности, на этом настаивают зарубежные исследователи). Впоследствии к ним стали относить и Гегеля с его теорией о противоречиях и борьбе противоположностей.
Современная конфликтология стала более интенсивно развиваться в начале XXв. в недрах социологии. Ее проблематику разрабатывали Г. Зиммель, Л. Гумилович, Л. Смелли, У. Самнер, а в 1950-е гг. — Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Хорни и др.
В течение этого времени западными специалистами были созданы как крупные теории конфликта (в рамках социологии, психоанализа, собственно конфликтологии), разъясняющие природу, сущность и содержание этого феномена, так и менее значительные (главным образом «инструментального» характера), уделяющие преимущественное внимание исследованию особенностей поведения людей в конфликте и специфике его протекания.
В конце прошлого столетия исследовать последний стали и отечественные социологи и психологи А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.Г. Здравомыслов, Н.Н. Обозов, Т.Г Сулимова, А.И. Шипилов и др.
Конфликт — это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях.1
Он присутствует только тогда,
когда имеет место взаимное противодействие
участвующих в нем сторон, сопровождаемое
высшей степенью выражения внутри-
и межличностной напряженности
их переживаний. В иных случаях происходит
либо разрешение конфликтной ситуации,
либо уход от конфликта. Он, кроме того,
связан с ухудшением взаимоотношений,
потерей взаимопонимания и
Причиной конфликтов могут быть неадекватная самооценка и неадекватные представления людей, несоответствие социальных ролей, групповая дискриминация, ограниченность ресурсов и т.п..
Одной из причин возникновения конфликта являются инновации. Оригинальные, по-новому сформулированные мысли именно потому новы, что отклоняются от укоренившихся привычек, застывших традиции — от привычной практики. Сопротивление, зачастую даже враждебную реакцию, которыми среда нередко встречает новую мысль, следует считать объективным фактором. Даже в случае успеха инновация сопровождается конфликтами — ведь она заставляет приспосабливаться к новому.
В производственной сфере
появление новой идеи зачастую ведет
к обесценению труда не только
отдельных лиц, но и целых групп.
Кроме зависти, выступающей на примитивном
уровне, или опасений престижного
характера, выступающих на более
высоком уровне, причиной конфликта
между новатором и его
Возможной причиной конфликта
может быть и такая система
мотивации и
Именно из-за традиционно негативного восприятия конфликтов общественный климат не благоприятствует распространению инновационной деятельности, даже безусловно обоснованной с экономической точки зрения, и зачастую тормозит ее.
1.2 Понятие инновационного конфликта
Как было сказано выше, под
конфликтом понимается наиболее острый
способ разрешения значимых противоречий,
возникающих в процессе взаимодействия,
заключающийся в
Необходимыми и достаточными
условиями возникновения
Что касается инновационных конфликтов, то их можно определить как отдельный тип конфликта, причиной которого является вопрос внедрения в общественные отношения определенных, доселе не применяемых, нововведений.
При этом инновационный конфликт может быть как внутриличностный, так и социальный (межличностный, межгрупповой, между личностью и группой), то есть выделение инновационных конфликтов в отдельную группу обусловлено не субъектным составом, а объектом конфликта, его причиной, в качестве которой в любом инновационном конфликте выступает вопрос внедрения в жизнь определенных нововведений, касающихся различных сторон жизни общества.
Поскольку инновации открывают новые перспективы изменения гибкости на изменение спроса и предложения, т.е. идет замена старого — новым, это объективно порождает социальные противоречия. Дело в том, что преобразования, как правило, затрагивают интересы людей, их планы, ожидания. Чем радикальнее и масштабнее проводимые изменения, тем чаще они вызывают противоречия и конфликты, порождаемые борьбой старого и нового.
Всякое нововведение связано с разработкой, «пробиванием», распространением и использованием новшеств в производстве. При этом возникает противоречие между сторонниками и противниками нововведения. Причина этого кроется в различии результатов и последствий нововведений для социальных групп работников с одной стороны, и организации в целом — с другой. Объективно между ними будут возникать достаточно противоречивые взаимоотношения. Так, возможны ситуации, когда нововведение выгодно предприятию (организации в целом), но не отвечает интересам отдельных групп его работников, или наоборот — невыгодно предприятию, но устраивает те или иные группы работников. При этом результаты инноваций могут иметь разное содержание для предприятия и работников. Например, с точки зрения интересов организации (предприятия) основным результатом может стать рост производства продукции, полученный за счет создания особых условий в одном из отделений (бригад), работающих на коллективном подряде. В бригадах результаты могут выражаться, прежде всего, в росте доходов, расширении участия в управлении, обогащении содержания труда. А в остальных звеньях, выпускающих такую же продукцию, результат данного нововведения может выразиться в ухудшении их положения из-за ограничения техники, которая была переброшена из отделения на подряд.