Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 10:52, курсовая работа
Гипотеза состоит в том, что внимание у детей старшего дошкольного возраста имеет свои специфические особенности, которые связаны с тем, что непроизвольное внимание в этом возрасте усиливается и появляется способность удерживать внимание на интересующих их интеллектуально-значимых действиях.
Задачи исследования :
1)провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2)дать определение вниманию, как психологическому феномену;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования внимания в психологии
Анализ научных литературных источников по
развитию внимания 6
Виды и свойства внимания 9
Психологические особенности развития
внимания в старшем дошкольном возрасте 17
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей
развития внимания в старшем дошкольном возрасте
Организация и проведение исследования 20
Обработка и анализ результатов исследования 21
Заключение 34
Литература 36
Министерство образования и науки РФ
Сочинский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра общей психологии и социальных коммуникаций
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исследование развития внимания в старшем дошкольном возрасте
Сочи - 2012
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования внимания в психологии
развитию внимания
внимания
в старшем дошкольном возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей
развития внимания в старшем дошкольном возрасте
Заключение
Литература
Приложение1
Приложение2
Приложение3
Приложение4
Приложение5
Приложение6
Приложение7
Приложение8
Приложение9
Приложение10
Введение
Проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста очень актуальна. В любой предметной деятельности внимание играет важную роль. Процесс обучение, трудовая деятельность не могут пройти успешно без достаточного внимания. Внимание имеет огромное значение в жизни человека и многое может сказать о личности и его социальной направленности. Благодаря вниманию наши психические процессы становятся полноценными. Один из выдающихся отечественных психологов Матюшкин А.М. доказал, что внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности(11).
Традиционно принято считать проблему изучения внимания одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении). Изучением внимания занимались такие ученые, как Гоноболин Ф.Н., Лурия А.Р., Добрынин Н.Ф.,У.Джемс,С.Л. Рубинштейн, Титченер Э.Б.,Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., Т.Рибо, Ухтомский , Гальперин П.Я. и по сей день ведутся исследования уже на протяжении многих веков. Не смотря на это, ученые до сих пор не могут прийти к одному решению, одни предполагают, что внимание это отдельный психический процесс, другие говорят о внимании, как о стороне какого-либо психического процесса. И на самом деле, внимание, как психический феномен, имеет особое положение среди остальных процессов, но и отделить и изучить его в чистом виде считается невозможным.
Так как внимание принято разделять на произвольное и непроизвольное, в связи с вышесказанным, нами была сформулирована проблема, которая получила свое название: каковы особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте.
Поскольку развитие внимания в дошкольном, а особенно в старшем дошкольном возрасте, играет особую роль в развитии именно произвольного внимания, нами была поставлена цель исследования: выявить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – внимание, как психологический феномен.
Предмет исследования – особенности внимания в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза состоит в том, что внимание у детей старшего дошкольного возраста имеет свои специфические особенности, которые связаны с тем, что непроизвольное внимание в этом возрасте усиливается и появляется способность удерживать внимание на интересующих их интеллектуально-значимых действиях.
Задачи исследования :
1)провести теоретический
2)дать определение вниманию, как психологическому феномену;
3)охарактеризовать развитие
4)определить метод и провести
исследование развития
Методы исследования: теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение литературы по проблеме); эмпирический метод («Корректурная проба»(тест Бурдона)); метод количественной обработки данных, интерпретационные метод (качественный анализ - описание результатов исследования).
База исследования: в исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, обучающиеся в детском саду № 76 МДОУ. В исследовании принимало участие 5 детей возраста 5-ти лет и 5 детей возраста 6-ти лет.
Практическая значимость работы заключается в том, чтобы выявить особенности развития внимание между детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Глава 1. Теоретические основы развития внимания в психологии
Благодаря вниманию, наша психическая деятельность, несмотря на бесконечный поток различных явлений, образов, чувств и эмоций, с помощью избирательности достигает упорядоченности.
С.Л. Рубинштейн предполагал, что внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. (17).Таким образом, при сосредоточенности внимания на определенном объекте, этот объект становится в центре нашего сознания, а все остальное отходит на задний план. Благодаря этому, мы можем заниматься и завершить ту деятельность, которой мы заняты, не отвлекаясь на другие раздражители.
При изучении внимания одни ученые предполагают, что внимание всего лишь сторона всех познавательных процессов, например, Александр Лурия, говорил о том, что внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление(9). Это можно объяснить тем, что при использовании внимания вместе с ним всегда активизируется другой психический процесс. Например, когда человек задумался, он концентрирует внимание на воспоминаниях, образах, но при этом вместе с вниманием и активизируется такой процесс, как мышление.
Другие ученые все же говорили о том, что внимание может выступать ,как отдельный психический процесс. В качестве аргументации они указывали на то, что в мозге человека можно выделить особого рода структуры , имеющие отношение к вниманию, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование других познавательных процессов. Например, можно говорить о доминанте Ухтомского. Первичный факт, в котором выражается внимание ,заключается в том ,что некоторые моменты, как бы выступающие на передний план, приобретают господствующее, доминирующее значение для течения психических процессов(17).
Такие интересы и противоречия к вниманию привлекли взгляды множества ученых. По Леонтьеву, исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов. Исходя из опытов Г.Гельмгольца , У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера большой интерес по изучению внимания пробудился у молодого физиолога В.Вундта ,в дальнейшем он получил роль основателя психологии внимания. Вундт ввел понятие «ясного поля сознания»,он выделил две области вхождения представлений и дал им названия – перцепция и апперцепция(7).
Благодаря Вундту и его ученикам внимание занимало главное роль в теоретической и экспериментальной психологии вплоть до 20-х годов ХХ века. Одним из самых ранних исследований Вундта было посвящено изучению эффектов внимания в опытах с регистрацией времени реакции на зрительный и слуховой стимулы при условии их совпадения.
Среди теорий внимания высокую популярность приобрела теория Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Так же он считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Особую роль автор этой теории отводил движениям, он считал, что главную роль произвольного внимания заключается в способности управлять движениями.[10,С.362]
Э.Б.Титчнер говорит о внимании, как об атрибуте других психических функций(18).
Н.Н.Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания (6):
· Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.
· Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.
· Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно блестяще развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так, Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».
· Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
· Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
· Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно данной гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
· Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания - преобладание одного представления над другими -- тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.
Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил П. Я. Гальперин (2). Основные положения его концепции можно свести к следующим:
· внимание является одним из моментов ориентировочно-
· по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым;
· в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата;
· с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.
Особое значение имеют работы Д.Н.Узнадзе. Он делал акцент на установках, они описывались им как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, которое предшествует деятельности и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять постулат непосредственности(10). В процессе интенсивной познавательной деятельности путем волевых актов изменяется старая установка или вырабатывается новая.
Информация о работе Исследование развития внимания в старшем дошкольном возрасте