Исследование эмоциональных состояний в психологической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является анализ эмоциональных состояний.
Из поставленной цели можно вывести следующие задачи:
1. Дать определение эмоций;
2. Рассмотреть их характеристики и классификации;
3. Рассмотреть природу эмоциональных состояний.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретическое изучение эмоций человека 3
1.1 Определение эмоций 3
1.2 Виды эмоций и их общая характеристика 3
1.3 Классификация эмоциональных состояний 3
1.3 Физиологические основы эмоциональных состояний 3
Глава 2 Анализ деструктивных эмоциональных состояний.
2.1 Аффекты 3
2.2 Стресс 3
2.3 Фрустрация 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ321.docx

— 118.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине общая  психология

на тему:

 

«Исследование эмоциональных  состояний в психологической  науке»

 

 

 

 

 

 

                                                                           

 

 

 

Оценка__________                                               Проверила:

 

Дата____________                                               Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение 3

Глава 1 Теоретическое изучение эмоций человека 3

1.1 Определение эмоций 3

1.2 Виды эмоций и их общая характеристика 3

1.3 Классификация эмоциональных состояний 3

1.3 Физиологические основы эмоциональных состояний 3

Глава 2 Анализ деструктивных эмоциональных состояний.

2.1 Аффекты 3

2.2 Стресс 3

 2.3 Фрустрация 3

Заключение 3

Список использованной литературы 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Каждый человек  способен воспринимать окружающий его  мир. Все люди делают это по-своему, мы пропускаем действительность через себя, реагируя и отражая её, выражая наше к ней отношение. Каким же именно образом мы делаем это? Способом такого отражения являются эмоции. Что же такое эмоции? Чем обусловлено проявление той или иной эмоции? Почему разные люди реагируют на различные происшествия по-разному?

Учёные не имеют общего, единогласного определения  эмоций. Некоторые утверждают, что  эмоции - это одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции, по их мнению, представляют интегральное выражение измененного тонуса нервнопсихической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека. Другие, например, придерживаются такого мнения, что эмоции - это отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения. Из существующего многообразия определений становится ясно, что категорично и однозначно дать определение понятию эмоций невозможно.

Эмоции –  постоянный спутник человека, оказывающий постоянное влияние на все его мысли и деятельность. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они  сопровождают нас всю жизнь. Через  эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Так  же эмоции играют большую роль в  нормализации отношений между людьми.

Понимание эмоций другого человека является важным для  процесса общения между людьми как  в повседневной жизни, в учёбе, на работе. Кроме того, визуальное слежение за эмоциональным состоянием человека в процессе осуществления им профессиональной деятельности позволяет вовремя принимать меры по регуляции его состояния, что снижает травматизм на производстве, повышает производительность труда.

У человека главная функция эмоций состоит  в том, что благодаря эмоциям  мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему та кие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Актуальность  данной темы заключается в том, что  она не полностью исследована  и весьма популярна.

Объектом  исследования нашей работы являются эмоции.

Предметом исследования являются эмоциональные состояния  в психологической науке.

Целью нашей  работы является анализ эмоциональных состояний.

Из поставленной цели можно вывести следующие  задачи:

  1. Дать определение эмоций;
  2. Рассмотреть их характеристики и классификации;
  3. Рассмотреть природу эмоциональных состояний.

Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В введении мы указали, почему нами была выбрана данная работа, указаны актуальность, цели, задачи, объект данной работы.

Первая глава  нашей работы состоит из четырёх  частей. В первой части первой главы нами были рассмотрены непосредственно определения эмоций, выдвигаемые учёными, занимавшимися исследованиями в данной области. Во второй части нами были рассмотрены виды и характеристики эмоций. В третьей части мы рассмотрели классификации эмоциональных состояний. И в заключении первой главы мы так же рассмотрели Физиологические основы эмоциональных состояний.

Вторая глава  состоит из трёх частей, в ней  мы последовательно рассмотрели  аффекты, стрессы и фрустрацию.

В заключении нами были подведены итоги и сделаны  выводы проделанной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое изучение эмоций человека

 

 

1.1 Определение  эмоций

 

 

Все, с чем  мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Один объекты и явления взывают  у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес  и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для  нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо  выраженные, иногда едва заметные. Эта  своеобразная окраска ощущений, характеризующая  наше отношение к отдельным качествам  предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное  отношение к себе вызывают жизненные  факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в  таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти  переживания представляют собой  чувства или эмоции. [8]

Существуют  много определений эмоций, ниже приведены  некоторые из них:

Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервнопсихической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека [5].

Эмоции — физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения [1].

Эмоции есть форма «отражения действительности, сущность которой заключается в саморегуляции функций организма, согласно требованиям условий внешнего мира [16].

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [6].

Эмоции есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов [4].

Эмоциональные процессы — это специфический класс процессов психической регуляции, приводимых в действие факторами, значимыми для индивида [11].

Эмоции — как форма отражения биологического качества раздражителей, его полезности или вредности для организма, входя в функциональную систему поведенческого роста, способны в значительной мере модулировать его направленность и конечный результат [2].

Эмоции — субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или. неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации) [7].

Эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. [14]

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. [9]

 

 

1.2 Виды эмоций  и их общая характеристика

 

 

Эмоции различаются  по модальности (качеству), в частности— знаку, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм (стенические-астенические), форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности, например, на себя и других, на прошлое, настоящее и будущее, по особенностям их выражения, нервному субстрату и др. [13]

К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных  особенностей аффекта состоит в  том, что данная эмоциональная реакция  неодолимо навязывает человеку необходимость  выполнить какое-либо действие, но при  этом у человека теряется чувство  реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает  чрезвычайно сильное эмоциональное  возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит  в двигательное возбуждение. Под  действием этого возбуждения  человек совершает обильные и  часто беспорядочные движения и  действия. Бывает и так, что в состоянии  аффекта человек цепенеет, его  движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

В состоянии  аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно  связаны с переживанием. На них  внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные  с переживанием, оказываются не в  поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается  одна из причин неуправляемости поведения  человека в состоянии аффекта. В  состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается  способность прогнозировать последствия  своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

Было бы неверно  думать, что в состоянии аффекта  человек совсем не осознает своих  действий, не может правильно оценить  все происходящее. Даже при самом  сильном аффекте человек в  той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями и поступками, а  другие — нет. Это происходит из-за разных причин, но в первую очередь  из-за уровня эмоционально-волевой  устойчивости, т. е. из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевых характеристик  человека. Следует отметить, что  данная характеристика является весьма показательной в отношении поведенческой  регуляции людей. Она связана, с  одной стороны, с генетическими  особенностями организма конкретного  человека, а с другой стороны —  с особенностями его воспитания.

Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Информация о работе Исследование эмоциональных состояний в психологической науке