КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Психологическая
служба
ТЕМА: Кодекс
профессиональной этики практического
психолога. Этические принципы и правила
в профессиональной деятельности психолога.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………....
3
- Кодекс профессиональной этики практического психолога………………...4
- Практическая этика как неотъемлемая часть любой
профессиональной
деятельности……………………………………..…...
7
- Практическая этика в профессиональной деятельности
практического психолога………………………………………………..
10
Общие принципы работы профессионального психолога………………. 16
Профессиональная компетенция психолога в отношениях
с
другими профессионалами…………………………………………….
18
- Проблема вмешательства. ………………………………………………. 19
- Получение и использование информации в профессиональной
деятельности
психолога………………………………………………….. 20
- Реклама услуг психолога, оплата труда практикующего психолога и
законодательные
гарантии работы психолога…………………..………….21
Заключение………………………………………………………………...
24
Список литературы………………………………………………………....
25
ВВЕДЕНИЕ
Психология,
как и любая другая наука,
делится на фундаментальную и прикладную.
Для обеих наук характерно стремление
к получению нового знания и его обобщению.
Если первую скорее интересуют основополагающие
проблемы психики, теоретический аспект
рассмотрения этих проблем и их эмпирическая
проверка (общая психология, психофизиология,
социальная психология, психология развития
и др.), то в прикладной науке приоритет
отдается изучению психических явлений
в естественной обстановке и использованию
полученных в фундаментальной науке знаний
в конкретных ситуациях и условиях (эргономика,
психология рекламы, психология менеджмента,
организационная психология, юридическая
психология и др.).
Наряду
с этим существует еще одна сфера
деятельности психолога - практическая
психология, в которой решаются конкретные
задачи, а получение нового знания
является, как правило, необязательным
приложением. Практическая психология
- это особый вид деятельности
психолога, направленный на:
- решение
конкретной практической задачи
и предполагающий получение психологической
информации о конкретном человеке
или группе людей;
- анализ
полученной информации на основе
знаний, полученных в фундаментальной или прикладной
психологии;
- разработку
(планирование) и реализацию воздействия
(как психологического, так и не
психологического) на конкретного
человека или группу людей
с целью их изменения или изменения
их поведения.
Такая специфика работы практического психолога
накладывает на него серьезные обязательства
и предопределяет его действия в соответствии
с этическими и моральными принципами.
- Этический кодекс практического психолога.
На I съезде Официального
общества психологов в Мадриде в мае 1984
года Руководящий совет ООП принял на
себя обязательства по созданию этического
кодекса для профессиональных психологов,
исходя из предварительного проекта, представленного
съезду профессором А.Ф. Бардажи. На рабочем
совещании в январе 1987 г., в котором приняли
участие представители многих психологических
ассоциаций и учебных заведений, в проект
были внесены различные изменения и дополнения,
после чего он широко обсуждался научной
общественностью. Окончательный вариант
был распространен среди всех членов ООП
и рекомендован Официальной коллегии
психологов Каталонии [8].
Этическим кодексом называется свод
моральных правил поведения на базе которых
строится деятельность и взаимоотношения
людей в той или иной сфере их общения.
В основе этического кодекса лежат нравственные
нормы, выражающие собой категории добра,
т.е. такие общие принципы, выработанные
в истории человеческой культуры и цивилизации,
следование которым составляет благо
для людей, приносит им пользу, делает
их счастливыми. Противоположными являются
категории, связанные со злом, ориентация
на которые делает людей напротив, несчастными,
наносит им вред. Этический кодекс основывается
на нормах морали, а не права. Это означает,
что нарушающий этот кодекс человек не
подлежит суду в соответствии с законом,
не может получить наказание, допускающее
применение к нему мер принуждения. В отличие
от этого юридический кодекс опирается
на нормы права, разрешающие насильственные
действия в отношении тех лиц, которые
его нарушают и осуждены судом, а также
тех, в отношении кого возбуждены уголовные
дела органами правосудия [5,6,7].
В работу психологической службы
и в управление деятельностью
практических психологов, входящих
в её структуры, этический кодекс
вводится потому, что далеко не
все проблемы, с которыми
в жизни сталкивается практический психолог
в системе образования, могут иметь однозначное
и точное правовое решение, быть расписаны
и представлены в форме юридических норм,
регламентирующих действия психолога
в той или иной социальной ситуации. Ему
часто приходится действовать и принимать
решения на основе интуиции и чувств, что
не допускается в юридической практике.
Зачастую именно чувства и интуиция подсказывают
психологу наиболее правильное решение
или предохраняют от принятия скороспелого,
преждевременного и потенциально ошибочного
решения [5,6,7].
Существует несколько источников,
на основе которых вырабатываются
нормы этического кодекса практического
психолога. Это - философия, религия,
культура, обычаи, традиции, идеология
и политика, выступающие
как сферы или атрибуты человеческой деятельности,
задающие базисные принципы морали для
создания и функционирования этического
кодекса. В философии, например, существует
и давно разрабатывается специальный
раздел, который так и называется – «этика».
В нём даётся научное определение морали,
рассматриваются её истоки, основные нравственные
категории, их преобразование в процессе
развития человеческой культуры и цивилизации.
Религиозные воззрения испокон веков
содержали в себе определённые нравственные
принципы, которые для верующих являются
императивными, т.е. имеют для них силу
морального закона. Культура включает
в себя нормы человеческих отношений,
которые реализуются в обществе, в семье,
в системе образования, в личных и деловых
отношениях людей. Составляющими социально-психологической
человеческой культуры также являются
обычаи и традиции, обеспечивающие социально-
или национально-специфический колорит
этических норм. Идеология и политика
также представляют собой специфические
источники нравственного сознания, опирающиеся
на интересы государств, народов, наций,
классов, правящих партий, социальных
групп населения [5,6,7].
Конкретное содержание этического
кодекса, лежащего в основе
профессиональной деятельности
людей, зависит от всех перечисленных
факторов, а также от специфики профессиональной
деятельности, о которой идёт речь.
Система общих, профессиональных
и морально-этических требований,
предъявляемых к психологическому
консультированию и к практической
работе психолога-консультанта,
лучше всего отражена в существующих кодексах
профессиональной этики практических
психологов. Многие положения этих кодексов
непосредственно применимы к работе психолога-консультанта
[4].
1.Профессиональная
деятельность психолога-консультанта характеризуется его
особой ответственностью перед клиентом
за те рекомендации, которые он предлагает
клиенту.
2.
Практическая деятельность психолога-консультанта
должна опираться на соответствующие
морально-этические и юридические
основы.
3.Деятельность психолога-консультанта
направлена на достижение исключительно
гуманных целей, предполагающих снятие
каких бы то ни было ограничений на пути
интеллектуального и персонального (личностного)
развития клиента.
4.Свою
работу психолог-консультант строит на основе безусловного
уважения достоинства и неприкосновенности
личности клиента. Психолог-консультант
уважает основополагающие человеческие
права, определяемые всеобщей Декларацией
прав человека.
5. В
работе с клиентами психолог-консультант
руководствуется принципами
честности и открытости (искренности).
Вместе с тем он должен быть осмотрителен
в советах и рекомендациях клиенту.
6. Психолог-консультант
обязан ставить в известность
коллег, членов своих профессиональных
объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента,
о случаях негуманного отношения к клиентам.
7.Психолог-консультант
имеет право оказывать лишь
такие услуги клиентам, для которых
он имеет необходимое образование,
квалификацию, знания и умения.
8.В
своей работе психолог-консультант должен применять
только апробированные методики, отвечающие
современным общенаучным стандартам.
9. Обязательной
составной частью работы психолога-консультанта
является постоянное поддержание
на высоком уровне своих профессиональных
знаний и умений.
10.В
случае вынужденного применения
психологических методик и рекомендаций,
не прошедших достаточной апробации,
не полностью отвечающих научным
требованиям, психолог-консультант
должен об этом предупреждать
своих клиентов и быть весьма
осторожным в своих выводах.
11. Психолог-консультант
не имеет права разглашать
или передавать третьим лицам
данные о своих клиентах или
о результатах консультирования.
12.Психолог-консультант
обязан препятствовать использованию
методов психологического консультирования и психологического
воздействия на людей некомпетентными
лицами, профессионально не подготовленными
людьми, а также предупреждать об этом
тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».
13. Психолог-консультант
не имеет права передавать
некомпетентным лицам методы психологической
работы с клиентами.
14.Психологу-консультанту
следует соблюдать осторожность,
чтобы не вызывать необоснованных
надежд и ожиданий со стороны
клиента, не давать ему обещаний,
советов и рекомендаций, которые
нельзя будет выполнить.
15.
Психолог-консультант несет личную
ответственность за хранение
в тайне информации, касающейся
клиентов [4].
Соблюдение
всех этих правил или этических
норм является обязательным в
практической работе психолога-консультанта
[4].
- Практическая этика как неотъемлемая часть любой профессиональной деятельности.
Психолог несет человеку знание
о нем, именно об этом человеке,
используя обобщенное представление
о людях вообще. Психолог сам
обладает собственной психической
реальностью, которая проявляется
в присутствии Другого человека. Этика
предполагает установление и сохранение
дистанции с «Я» Другого для сохранения
этого Я. Этические нормы правильности
– неправильности всегда предельно обобщены
и могут быть при необходимости конкретизированы
во множестве вариантов. Думается, что
психологом практическая этика осознается
при установлении дистанции с Другим человеком
и наполнении ее содержанием, рождающимся
из усилий Другого человека, при проявлении
свойств его психической реальности. Если
психолог делает это отрефлексированно
и целенаправленно, то представители других
профессий, ориентирующиеся на свойства
психической реальности (учителя, юристы,
врачи, журналисты, социологи и др.), могут
использовать (даже случайно) ее фрагменты
с целью воздействия на них. Профессионалы
– это люди, которые своими действиями
создают или разрушают психическую реальность
конкретного человека, на которого они
оказывают воздействие. В принципе это
происходит во всех вариантах взаимодействия
людей, но, как уже отмечалось, для профессиональной
деятельности характерна направленная
рефлексивность, структурирующая предмет
приложения усилий. В этом смысле этические
нормы глубины воздействия на другого
человека приобретают характер средств,
задающих и создающих условия для проявления
автономности, индивидуальности Я человека,
в конечном счете, выявление тех образований,
которые определяют степень внутренней
свободы – одного из высших достижений,
в котором сможет увидеть развитие психической
реальности современного человека.
Практическая этика опирается
на обобщенное представление
о психической реальности, о ее
строении и возможном развитии,
она включает также эмоциональное
отношение к жизни – жизнеутверждение
или жизнеотрицание, которое позволяет
определять вектор воздействия
на само течение индивидуальной жизни.
Практическая этика использует и понятие
о сущности человека для построения прогностических
моделей его поведения и развития. Все
выше изложенное позволяет говорить о
том, что практическая этика содержит
парадигму жизни как исходную, базисную
форму мышления о ней. Парадигма жизни
в деятельности профессионала. Работающего
со свойствами психической реальности,
не только определяет систему его личных
жизненных ценностей, но одновременно
является тем основанием, на котором строится
выбор вектора и глубины воздействия на
другого человека. Иначе говоря, парадигма
жизни является обоснованием самого факта
существования практической этики как
сферы жизни, направленной на сохранение
индивидуальности, автономности человека
на бытовом уровне осуществления. Практическая
этика не является законом, в обществе
нет институтов, специально созданных
для ее сохранения. Она опирается, как
уже говорилось, на отношение к проявлениям
человеческой автономности, «самости»,
индивидуальности. Соотношение практической
этики и юридической практики выступает
в использовании понятий «честь», «достоинство»,
«моральный ущерб», «право», «обязанность»
и др., обозначающих для юристов меру сохранения
или разрушения индивидуальности в ситуациях,
описываемых в законодательстве.При этом
обоснование основных социальных прав
и обязанностей человека осознается в
парадигме жизни, доступной для рефлексии
создателям конкретных законов и постановлений.
По существу, они также являются носителями
практической этики, воплощая в своих
законах представление о ценности человека
и его жизни во всех многообразных ее проявлениях.