Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:49, курсовая работа
Цель - изучить психологические характеристики, такие как эмоциональная и поведенческая сферы, у девочек в подростковом возрасте, воспитывающихся в детском доме.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1.Сравнение поведенческой сферы у девочек из детского дома и девочек из семей;
2. Сравнение уровня тревожности у девочек, воспитывающихся в детском доме и у девочек, воспитывающихся в семьях;
3. Выявить различия эмоциональной сферы у девочек из детского дома и девочек из семьи.
Введение стр.2
Глава 1. Особенности формирования личностных характеристик подростков, воспитывающихся в различных условиях стр.4
1.1. Психолого-физиологические особенности подросткового возраста стр.4
1.2. Влияние социальной ситуации на развитие личностных характеристик подростков стр.12
1.3. Формирование личностных характеристик подростка в семье и в интернате стр.16
1.4. Особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома стр.21
Глава 2. Характеристика объекта и условий исследования стр.25
Глава 3. Анализ данных собственного эмпирическому исследованию стр. 31
Выводы стр.36
Заключение стр.37
Список литературы стр.38
Содержание
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности
формирования личностных характеристик
подростков, воспитывающихся в различных
условиях
1.1. Психолого-физиологические
особенности подросткового
1.2. Влияние
социальной ситуации на
1.3. Формирование
личностных характеристик
1.4. Особенности
детей, воспитывающихся в
Глава 2. Характеристика объекта и условий исследования стр.25
Глава 3. Анализ данных собственного эмпирическому исследованию стр. 31
Выводы
Заключение
Список литературы
Детство —
период, когда закладываются
Данная проблема особенна актуальна в контексте имеющейся обстановки в нашей стране. В России ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их неполноценную семью. Дети-сироты и дети, лишенные родительского попечительства в раннем детстве (с рождения до трех лет) попадают в дома ребенка, а позднее — в детские дома или школы-интернаты.
Эти дети, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. Здесь могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы, до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. В этом источник склонности к наркотизации и формирования криминогенности.
На сегодняшний
день проблема подростковой агрессии
чрезвычайно актуальна. Нестабильное
экономическое состояние в
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (бандитизм, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение.
Объект – 12 девочки подросткового возраста, воспитывающиеся в детском доме и контрольная группа 12 девочек воспитывающихся в семье.
Предмет – личностные характеристики девочек-подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Цель - изучить психологические характеристики, такие как эмоциональная и поведенческая сферы, у девочек в подростковом возрасте, воспитывающихся в детском доме.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1.Сравнение поведенческой сферы у девочек из детского дома и девочек из семей;
2. Сравнение
уровня тревожности у девочек,
воспитывающихся в детском
3. Выявить различия эмоциональной сферы у девочек из детского дома и девочек из семьи.
Гипотеза:
- Психологические особенности у девочек из детского дома отличаются от девочек, воспитывающихся в семьях.
Глава 1. Особенности формирования психологических характеристик подростков, воспитывающихся в различных условиях.
1.1. Психолого-физиологические особенности подросткового возраста
Подростковый
возраст называют переходным. Психологическое
состояния подросткового
Первый из
этих моментов связан с внутренними
гормональными и
Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика овладевает умом подростка. Именно так: не он овладевает этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становиться в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть все, что не соответствует этой логике, так как именно она - господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок.[12]
Но, будучи, по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.
Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность (сознательность) своего бытия.
Психологические
особенности подросткового
Подростковый
комплекс включает перепады настроения
от безудержного веселья к унынию
и обратно без достаточных
причин, а также ряд других полярных
качеств, выступающих попеременно.
Чувствительность к оценке посторонними
своей внешности, способностей, умений
сочетается с излишней самодостаточностью
и безапелляционными суждениями
в отношении окружающих. Сентиментальность
порою уживается с
В современной
западной психиатрической и
По мнению Прихожан А.М., пубертатный криз слагается не только из кризиса идентичности, также из «кризиса авторитета» и «сексуального кризиса». Кризис авторитета выводит как следствие «эдипова комплекса», как «протест против отца». Слабая роль отца в современной семье или его отсутствие в неполных семьях ведёт к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Крайним проявлением этого кризиса являются побеги из дому и бродяжничество. С кризисом идентичности связываются склонность к психогенным депрессия и суицидальному поведению, а также эпизоды дереализации и деперсонализации.[9]
Пубертатный
период – время ускоренного
Необходимо знать последовательность и ориентировочное время появления тех или иных признаков, так как это оказывает заметное влияние на поведение подростков. Их психологические особенности. Проблемы, прямо или косвенно связанные с половым созреванием, занимают существенное место среди запросов к психологу, как от взрослых, так и от подростков.
Возраст 13 лет – время, когда у девочек заканчивается первая фаза пубертатного развития (11 – 13 лет) и начинается вторая (13 – 15 лет), а у мальчиков бурно начинается первая фаза пубертатного развития, которая продолжается примерно с 13 до 15 лет.
Бурный рост,
созревание организма, происходящие психологические
изменения – всё это отражается
на функциональных состояниях подростка.
11 – 12 лет – период повышенной активности,
значительного роста энергии. Но
это период и повышенной утомляемости,
некоторого снижения работоспособности.
Часто за двигательным беспокойством,
повышенной возбудимостью подростков
скрывается именно быстрое и резкое
наступление утомление, которое
сам школьник в силу недостаточной
зрелости ещё не может не только
проконтролировать, но и понять. Несмотря
на значительные индивидуальные различия
между детьми, в целом можно
сказать, что в это время увеличивается
количество обид, ссор между детьми,
а также между детьми и взрослыми
(в последнее время отмечается,
что эти ссоры часто проходят
в гораздо более грубой и резкой
манере, чем раньше). Дети в это
время часто проявляют
Обидчивость. Плач без какой-либо видимой (а часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроения наиболее характерна для девочек. Особенно усиливается в дни менструации.
У мальчиков
возрастает двигательная активность,
она становятся более шумными, суетливыми,
неусидчивыми, все время что-то вертят
в руках или размахивают ими.
У многих школьников в этот период
наблюдается частичные
В 13 – 14 нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и её падения, вплоть до внешнего полного изнеможения. Усталость наступает быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. Снижаются работоспособность и продуктивность, у мальчиков в 13 – 14 лет резко увеличивается количество ошибочных действий (у девочек пик ошибок отмечается в 12 лет).[12]
Чрезвычайно
трудны для подростков ситуации монотонии.
Если у взрослого человека выраженное
падение работоспособности
С повышенной
утомляемостью связано явление
специфической подростковой лени. Часто
от взрослых можно слышать жалобы
на то, что подросток все время
хочет лежать, не может стоять прямо:
постоянно стремится на что-нибудь
опереться, а на просьбы отвечает:
у меня нет сил. Причина этого
в усиленном росте, требующем
много сил и снижающем
Информация о работе Личностные характеристики детей подростков из детского дома