Личность: особенности направленности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Исследование особенностей в направленности личности у молодежи в возрасте от 18 до 25 лет.
Задачи:
1) Рассмотреть личность как психологический феномен. Ознакомиться исследованиями личности в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2) Выявить сущность направленности личности, основные составляющие направленности и их характеристику.
3) Определить гендерные различия в направленности личности.
4) Изучить интерактивную и эмоциональную направленности испытуемых.
5) Сделать выводы и подвести итоги.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………?
Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности
1.1 Личность как психологический феномен. Исследование личности в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………………..??
1.2 Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности, их характеристика…………………………...??
1.3 Гендерные различия направленности личности в трудовой деятельности
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей направленности личности у молодежи в возрасте от 18 до 25 лет
2.1 Цели, задачи и методы исследования…………………
2.2 Анализ и обсуждение полученных результатов исследования……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Кур напр личности.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Чувашский  государственный университет им.И.Н.Ульянова»

 

 

 

 

 

Факультет управления и  психологии

Кафедра социальной и  клинической психологии

 

 

Курсовая работа

По  дисциплине: «Общая психология»

На  тему: Личность особенности направленности личности .

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                 студентка 1 курса ФУиП 11-11

                                                        Ванеркина Вероника     

                                              Владимировна

Научный руководитель

канд.. психол. наук. доцент:                             Ефимова Ольга Николаевна

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2012

                      

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………?

Глава 1. Теоретическое  исследование формирования направленности личности

1.1 Личность как психологический феномен. Исследование личности в трудах  отечественных и зарубежных исследователей………………………..??

1.2 Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности, их характеристика…………………………...??

1.3 Гендерные различия направленности  личности в трудовой деятельности

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей направленности личности у молодежи в возрасте от 18 до 25 лет

2.1 Цели, задачи и методы  исследования…………………

2.2 Анализ и обсуждение полученных  результатов исследования……

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

 

( в тексте  должны быть точно такие же выделения, как и в оглавление не менять не шрифт, не его размер, больше за Вас делать не буду, мне делать больше нечего, запомните, как надо оформлять!!!!)

 

 

Введение

 

              Актуальность исследования. Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики. По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.

Рассматривая историю  развития психики ребёнка, мы не можем  обойтись без анализа потребности  в новых впечатлениях и общении. Избирательность восприятия человеком  окружающего мира мы также связываем с потребностями и интересами личности; выясняется, что и наша память зависит от направленности личности: что именно запоминается, как и на какой срок опять-таки связано с потребностями и интересами. Без направленности не обойтись при анализе мыслительной деятельности и внимания. Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.

Вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах  недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».

Актуальность данной работы позволяет определить наиболее важные для человека потребности  и желания, ориентирующие его  на определенное поведение и деятельность, а также достижение относительно сложных поставленных жизненных  целей. Научная значимость моей работы позволит расширить свой кругозор относительно выбранной темы.

На сегодняшний день в обществе существует такая тенденция, что каждый в этой жизни за себя, а изучение данной темы поможет разобраться  в направленности личности людей, которые окружают нас, узнать их цели и те или иные склонности. Значимость работы в профессиональной деятельности врачей, педагогов, психологов очень велика, так как по роду своей деятельности они работают постоянно с людьми и им просто необходимо понимать, что желает человек, какие у него потребности и возможные мотивы поведения, эти знания могут использоваться для преодоления или предупреждения появления проблем в производственных и межличностных взаимоотношениях.

          Разработанность исследования. Исследованием данной проблемы занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи. Так среди зарубежных по мнению Фрейда, главным движущим фактором развития личности являются врожденные инстинкты, все многообразие которых объединено в две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимыми для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергию сексуальных инстинктов он назвал либидо. Впоследствии Фрейд стал употреблять термин «либидо» для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом.

           В отличие от Фрейда К.Г.Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту. В личности Юнг выделял три структуры: эго, личное и коллективное бессознательное. В эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное содержит подавленные и вытесненные из области сознания переживания, а также скопления комплексе, представляющих собой связки мыслей и чувств. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов — архетипов, в которых заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на то, что происходит с человеком.

В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления: теория установки (Д. Н. Узнадзе), отношений личности (В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов), теория значимости (Н. Ф. Добрынин), потребностей и мотивов (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович). Все указанные теории в той или иной степени связаны между собой.

Понятие «направленность» введено С. Л. Рубинштейном, который  указал, что при психологическом  изучении человека очень важно понять, чего он хочет от жизни. В зависимости  от доминирующих мотивов выделяют направленность личности: на себя, на других людей, на деятельность.

Т.А. Флоренская, обращаясь к понятию направленности, пришла к выводу, что при рассмотрении развития личности, нужно всегда иметь  в виду духовную направленность. Духовная направленность является тем вектором, который ориентирует всю жизнедеятельности человека, особенно проявляясь в профессиях, направленных на взаимодействие с другими людьми.

       Цель исследования. Исследование особенностей в направленности личности у молодежи в возрасте от 18 до 25 лет.

       Задачи:

    1) Рассмотреть  личность как психологический  феномен. Ознакомиться исследованиями  личности в трудах отечественных  и зарубежных исследователей.

     2) Выявить  сущность направленности личности, основные составляющие направленности и их характеристику.

     3)  Определить  гендерные различия в направленности  личности.

     4) Изучить  интерактивную и эмоциональную направленности испытуемых.

     5) Сделать  выводы и подвести итоги.

          Объект исследования. Направленность личности у молодежи в возрасте от 18 до 25 лет.

          Предмет исследования. Особенности интерактивной и эмоциональной направленности личности.

              Гипотеза: В ходе исследования нами было выдвинуто предположение, согласно которой направленность испытуемых имеет свою специфику: направленность на себя, на взаимодействие, на личные интересы.

  Методы исследования: Анализ литературы; методы количественной и качественной обработки данных; опрос; беседа; наблюдение. В качестве частных методов исследования  нами использовались специальные методы исследования: ( ВОТ ТАК ЭТО ПИШЕТСЯ ЗАПОМНИТЕ)

       1.Методика «Направленность личности» Б.Басса

       2.Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е.Щуркова в модификации Н.П.Фетискина)

        3.Диагностика эмоциональной направленности личности (Б.И.Додонова в модификации Е.Р.Гореловой)

         Практическая значимость исследования. Практическая значимость моего исследования может заключаться в возможном применении его результатов в деятельности психолога. В частности, при профессиональном отборе кандидатов на определённую вакансию, что позволит предположить успешность данного человека в будущей профессиональной деятельности.

          Теоретическая значимость исследования

         Положения выносимые на защиту

         Апробация. С результатами исследования ознакомились сами участники исследования. Результаты исследования были освещены на………

 

 

Глава 1.Теоретическое  исследование формирования направленности личности

1.1.Личность как психологический феномен. Исследование личности в трудах отечественных и зарубежных исследователей

 

 

 Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, продукт  общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель  общественного развития (субъект) – с другой [1].

Личность как объект психологического изучения – это  система внутренних, социально обусловленных  психических свойств, характеризующая  человека как носителя сознания [7].

В отечественной психологии личность – это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека (свойств, характеризующих деятельность его эмоциональной и личностной сферы). Особое значение имеют межличностные отношения для становления Я- концепции и самосознания личности; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Но личность – не только объект и продукт общественных отношений, это еще и активный субъект  деятельности, общения и самосознания, поскольку человек не только испытывает общественные воздействия, но и преломляет, преобразует, изменяет их.

Одной из наиболее распространенных теорий, которая до сих пор оказывает  влияние на психологию личности, является фрейдизм. Эта теория возникла в  тот период исследования личности, который был определен нами как клинический. Создателем этой теории является 3. Фрейд. Впоследствии на базе фрейдизма возник целый ряд теорий, которые могут быть условно объединены в группу теорий неофрейдизма.

Метод психоанализа состоит  в том, что путем длительных бесед  с больным до его сознания доводится истинная причина его заболевания; он начинает осознавать то, что было вытеснено. Происходит, по выражению Фрейда, катарсис. В дальнейшем Фрейд распространил свою концепцию и на психику здорового человека.

По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно оказывает влияние на личность человека и предопределяет его поведение с момента рождения. В свою очередь, коллективное бессознательное тоже состоит из разных уровней. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Самый глубокий уровень складывается из следов дочеловеческого прошлого, т. е. из опыта животных предков человека. Таким образом, по определению Юнга, коллективное бессознательное — это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа.

Разработанный Роджерсом  метод терапии соответствует  его представлениям о формировании личности и механизмах ее развития. В дальнейшем идея Роджерса о недирективной терапии переросла в психологическую теорию недирективного поведения. Согласно этой теории, общение здоровых людей между собой также должно быть недирективным.

Центральным звеном в  теории личности Роджерса является категория  самооценки. В результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом [6].

Таким образом, ………….вывод по параграфу

 

 

1.2 Понятие  и сущность направленности личности, основные составляющие направленности, их характеристика.

 

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Все виды человеческой активности, направленности проявляются в особенностях интересов личности, целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:

Информация о работе Личность: особенности направленности личности