Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 08:35, курсовая работа
Цель: - формирование межличностного общения старших дошкольников
Задачи: - проанализировать литературу по теме исследования
- изучить межличностное общение старших дошкольников
- изучить игровую деятельность и её влияние на межличностное общение старших дошкольников
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Общение как вид деятельности ребенка дошкольного возраста
1.2. Вербальные и невербальные характеристики общения
1.3. Развитие общения детей и отношения ребенка к сверстнику
1.4. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиография
Министерство образования и науки Красноярского края
КГБОУ СПО «Красноярского
Выпускная квалификационная
«Развитие
детей в условиях групп
Тема:
Межличностное общение старших дошкольников
Выполнила: Завьялова Майя Викторовна
Студентка 22 группы отделения
«Преподавание начальных классов»
Руководитель: Филатова Татьяна Юрьевна
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Общение как вид
деятельности ребенка
1.2. Вербальные и невербальные характеристики общения
1.3. Развитие общения детей и отношения ребенка к сверстнику
1.4. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиография
Введение
Тенденция современного общества
порождает потребность в
Межличностные отношения
зарождаются и наиболее интенсивно
развиваются в детском
Действия и поступки детей
в общении со сверстниками нередко
лишены той чувственной основы, которая
необходима для сопереживания огорчений
или радостей товарища. Проблема становления
межличностного общения на основе человеческих
отношений связана с дефицитом
воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми
нравственными критериями в воспитании
ребенка в сегодняшних
Исходя из всего вышесказанного я определила проблему: какие условия, а именно, какие способы и пути формирования коммуникационных умений наиболее успешно способствуют развитию доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: - формирование межличностного общения старших дошкольников
Задачи: - проанализировать литературу по теме исследования
- изучить межличностное общение старших дошкольников
- изучить игровую деятельность и её влияние на межличностное общение старших дошкольников
Методы:
- теоретический: изучение литературы
Объект исследования: процесс межличностного общения старших дошкольников
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования межличностного общения старших дошкольников
Характерным для детей старшего дошкольного возраста являются формирующаяся общественная нравственность, коллективизм. Они проявляются в реальных детских взаимоотношениях, и в целенаправленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. В старших группах начинает складываться общественное мнение, на которое воспитатель может опереться. Дети могут осудить поведение сверстников – их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу – и высказывать одобрение хорошего поведения товарища. Нравственные проявления детей 5-7 лет отличаются неровностью и неустойчивостью, особенно это характерно для ребенка 6 лет. В развитии организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия.
Коммуникационное общение
– это многоплановый процесс
развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями
Общение включает в себя
обмен информацией между
1. Коммуникационной стороны
общения. Общаясь, люди
2. Взаимодействия общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
3. Восприятия общающимися друг друга.
Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникационную (передача информации, интерактивную (взаимодействие) и персептивную (взаимовосприятие).
ОБЩЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Общение ребенка со взрослым и детское развитие. Коммуникативная деятельность и личностное развитие ребенка. Содержание общения и отношение ребенка к людям. Развитие речи ребенка в ситуации его общения со взрослым. Специфическое и неспецифическое влияние общения на детское развитие. Общение и избирательное отношение ребенка к воздействиям взрослого. Общение и развитие познавательной деятельности ребенка. Общение ребенка со сверстником. Смыслы и способы человеческой деятельности. Вербальные и невербальные характеристики общения.
Основные понятия: общение, коммуникативная деятельность, средства общения, вербальные и невербальные средства коммуникации.
В отечественной психологии
существуют богатые традиции изучения
роли общения в детском развитии.
Отношения человека к окружающему
его предметному миру, подчеркивал
А.Н. Леонтьев, всегда опосредованы его
отношением к людям, к обществу. Ребенок,
по мнению А.Н. Леонтьева, не может жить
и развиваться вне
Специфически человеческая
предметная деятельность не может формироваться
у ребенка сама собой. Общение
в форме совместной деятельности,
речевого общения или только мыслительногосоставляет
необходимое и специфическое
условие развития человека в обществе.
В качестве ближайшей социальной
среды человека А.Н. Леонтьев называет
ту общественную группу, к которой
он принадлежит и которая
Развитие ребенка дошкольного возраста
Описывая своеобразие
социальной ситуации развития ребенка
дошкольного возраста, Л. Ф. Обухова
обращает внимание на то, что в этом
возрасте ребенок выходит за пределы
своего семейного мира и устанавливает
отношения с миром взрослых людей.
Благодаря возросшей
Взрослый человек выводит
ребенка в широкий мир
доктор-этотот, который лечит, шофер - тот, кто возит на автомобиле, продавец - тот, кто продает вмагазине. Открытие нового мира серьезной человеческой деятельности пробуждает у ребенка активное
желание участвовать в
этой жизни. Однако из-за неподготовленности
ребенка не может бытьреализации
в форме непосредственного
противоречие социальной
ситуации развития, которое может
быть разрешено через
В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта,накопленных человечеством, где носителем этого опыта на первых порах выступает близкийвзрослый.
Смыслы и способы человеческой деятельности
Работы М.И. Лисиной повлекли за собой ряд исследований в области специфики общения на разных возрастных этапах. В них прослеживается влияние общения на развитие различных сторон психики и поведения ребенка, а также установлены пути и механизмы, благодаря которым это
влияние осуществляется. По мнению Е.О. Смирновой, «легкое и эффективное усвоение в детстве новой информации
связано с характерными особенностями общения ребенка и взрослого, с особой чувствительностью детей к воздействиям взрослого». При этом отмечается, что взрослый выступает для ребенка не только как носитель средств и способов деятельности, но и как живое олицетворение тех мотивационных и смысловых уровней, которыми ребенок еще не владеет, но до которых он может подняться с помощью взрослых.
Способ же передачи смысловых уровней, по Е.О. Смирновой, имеет свою специфику: здесь невозможно прямое усвоение или подражание. Автор полагает, что в этой сфере действуют другие
механизмы (вовлечение, заражение, построение общего смыслового поля и т. д.)', которые требуют не только «активности присвоения» со стороны ребенка, но и «активности отдачи» со стороны взрослого, т. е. его субъективную включенность. Поэтому, считает Е.О. Смирнова, важна не только «активность ребенка в этом процессе, но и характер, и содержание обращений взрослого».
Отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в общении. Отношения можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей. Рассматривая развитие общения детей со сверстниками, мы можем проследить путь формирования отношения к другим детям.
От 2 до 7 лет межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа:
На первом этапе (от 2 до 4
лет) общение детей представляет
собой эмоционально-
Общение детей друг с другом ярко эмоционально окрашено, однако квалифицировать его как личностное можно лишь с существенными оговорками: дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнера, они стремятся главным образом проявить самих себя.
Общение ребенка со сверстниками, протекающее в свободной, нерегламентированной форме, создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя. Сравнивая себя с другими и воспринимая свое отражение вдругом, малыши лучше выделяют самих себя и получают как бы подтверждение своей целостности и активности. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребенок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.
Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентное доброжелательное отношение к другому ребенку.
Трехлетние дети безразличны к достижениям сверстника и к его оценке со стороны взрослого.
В то же время они, как правило, по предложению взрослого легко решают проблемные ситуации «в пользу» других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы, правда, их подарки чаще адресованы взрослым (родителям или воспитателю), чем сверстникам. Все это может свидетельствовать о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний сверстника. В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Об этом говорит стремление детей к эмоционально-практическому взаимодействию, подражание движениям сверстника. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями со сверстником, может свидетельствовать об особой общности с ним, которая выражается в обнаружении одинаковых свойств, вещей или действий.
Информация о работе Межличностное общение старших дошкольников