Организация работы с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:39, аттестационная работа

Краткое описание

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. Умственная одаренность, еЁ психологические проявления ………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и определение одаренности у детей………………………………5
1.2 Виды одаренности……………………………………………………………7
1.3 Сложности психического развития одаренных детей……………………10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ……………………………………………………14
2.1 Диагностическая работа…………………………………………………….14
2.2 Способы выявления одаренных детей……………………………………..15
2.3 Диагностика одаренности как многоуровневая система…………………20
2.4 Коррекционно-развивающая работа психолога…………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

САМООБРАЗОВАНИЕ психолог.docx

— 238.06 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

Глава 1. Умственная одаренность, еЁ психологические проявления ………………………………………………………………….5

1.1 Понятие и определение одаренности у детей………………………………5

1.2 Виды одаренности……………………………………………………………7

1.3 Сложности психического развития одаренных детей……………………10

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ……………………………………………………14

2.1 Диагностическая работа…………………………………………………….14

2.2 Способы выявления одаренных детей……………………………………..15

2.3 Диагностика одаренности как многоуровневая система…………………20

2.4 Коррекционно-развивающая работа психолога…………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..26

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность  занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют  педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее  время очень высок, и это объясняется  общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует  не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Наблюдения, свидетельствующие о  том, что умственные возможности  людей неравны, старо, как мир. Это  не было секретом ни для науки, ни для  обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все  предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные  в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между  выдающимся творцом (гением) и простым  смертным человеком. Также давно  было замечено, что различия их часто  проявляются уже в детстве.

Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых  детей составляет одну их главных  проблем совершенствования системы  образования. Бытует мнение, что одаренные  дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в  силу личностных особенностей такие  дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным  стимулам и лучше понимают отношения  и связи.

Следует помнить также, что как  бы ни был одарен ребенок, его нужно  учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать  решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Для развития своих талантов одаренные  дети должны свободно распоряжаться  временем и пространством, обучаться  по расширенному учебному плану и  чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность  не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет  тайну связи между явлениями  и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности  анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать  в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе  затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных  детей в наше время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Умственная одаренность, еЁ психологические проявления

1.1 Понятие и определение одаренности у детей

 

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.  

Основная трудность выявления  в пору детства признаков одаренности  состоит в том, что в них  непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая  умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И  не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.

Творческие устремления  ребенка, продуцирование им новых ходов  мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат  дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно  трудно предвидеть ход дальнейшего  становления одаренной личности.

Предметом острых дискуссий  остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.

Одаренные дети, демонстрирующие  выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность  охватывает широкий спектр индивидуально-психологических  особенностей (ходячее: «талантливый человек  талантлив во всем»). Большинству  одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства  сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская  активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей  повышена биохимическая и электрическая  активность мозга. 

Недостаток информации, которую  можно усвоить и переработать, такие дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями  невротического характера. Одаренных  детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие  выводы; они особенно увлекаются построением  альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая  передача нейронной информации, их внутримозговая система является более  разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая  основана на раннем овладении речью  и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и  категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к  одаренным детям привлекает их большой  словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием  читают словари и энциклопедии, придумывают  слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие  активизации умственных способностей.

Одаренных детей также  отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая  им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а  также берутся за слишком сложные  задачи. У них также есть расположенность  к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены  составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.

Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у  детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность  ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего  с возрастом интеллекта.

 

1.2 Виды одаренности

 

Одаренные дети чрезвычайно  сильно отличаются друг от друга  по видам одаренности. Например.

Художественная  одаренность.

Этот вид одаренности  поддерживается и развивается в  специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в  музыке, живописи, скульптуре, актерские  способности. Одна из серьезных проблем  состоит в том, чтобы в общеобразовательной  школе признавались и уважались  эти способности. Эти дети уделяют  много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто  нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании  со стороны учителей и сверстников.

Общая интеллектуальная и  академическая одаренность.

Главным является то, что  дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют  информацию. Высоко развитые способности  переработки информации позволяют  им преуспевать во многих областях знаний. 

Несколько иной характер имеет  академическая одаренность, которая  проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам  и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и  быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или  биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые  воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений  в относительно узкой области  создает свои проблемы в школе  и в семье. Родители и учителя  иногда недовольны тем, что ребенок  не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его  одаренность и не пробуют найти  возможности для поддержки и  развития специального дарования.

Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости  выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом  всех видов одаренности, которые  не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так,  А.М. Матюшкин  настаивает на том, что  есть лишь один вид одаренности —  творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи  отстаивают правомерность существования  творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек  зрения такова, что одаренность порождается  или способностью продуцировать, выдвигать  новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то,  что уже создано. 

Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые  вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания (следования и почитания) к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.

Социальная одаренность.

Это исключительная способность  устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает  как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет  быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности  охватывает широкую область проявлений, характеризующихся легкостью установления и высоким качеством межличностных  отношений. Эти особенности позволяют  быть лидером, то есть проявлять лидерскую  одаренность, которую можно рассматривать  как одно из проявлений социальной одаренности.

Существует множество  определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить  общее черты: интеллект  выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.

Перечисленные виды одаренности  проявляются по-разному и встречают  специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения  ребенка. 

 

1.3 Сложности психического развития одаренных детей.

 

Положение о гармоничном  психическом развитии одаренных  детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического  изучения феномена детской одаренности. Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая  нередко не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем. По мнению Ж.Ш. Терасье, одаренные дети и подростки часто страдают от так называемой диссинхронии в темпах развития интеллектуальной, аффективной  и моторной сферы; под «диссинхронией»  понимается эффект ускоренного развития одного из психических процессов  в сочетании с обычным (соответствующим  возрасту) или даже замедленным развитием  другого.

Информация о работе Организация работы с одаренными детьми