Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 22:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
.Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

! ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

 
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чита - 2009

Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические  аспекты профилактики агрессивности  детей дошкольного возраста

.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления

.2 Психолого-педагогическая  характеристика проявления агрессивности  у детей дошкольного возраста

.3 Сущность и  современные подходы к профилактике  агрессивности детей дошкольного  возраста

Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста

.1 Выявление  и изучение агрессивности детей  дошкольного возраста на констатирующем  этапе эксперимента

.2 Организационно-содержательные  аспекты профилактики агрессивности  детей дошкольного возраста

.3 Примерная  программа работы с детьми 5-6 лет  по профилактике агрессивности

.4 Результаты  контрольного этапа эксперимента

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.

Многоплановое психолого-педагогическое исследование проблемы детской агрессивности в отечественной психологии и педагогике привлекло внимание многих авторов и нашло отражение в ряде работ (Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, С.В. Еникополова, Н.Д. Левитова, С.Е. Рощина, Т.Г.Румянцевой); также вопрос изучения агрессии и агрессивного поведения привлекло внимание многих зарубежных авторов, т.к. К. Бютнер, Г. Парренс, М. Ратнер, Р. Кэмпбэл и др.

Проявление  агрессивности - одна из частых проблем  в среде детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для  большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме.

В последние  годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы  и трактовки к определению  сущности агрессивного поведения, его  психологических механизмов, но в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Исследования  и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется  на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.

Профилактическая  работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении превентивных и коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.

Исследование  вопросов профилактики агрессивности  детей позволило выделить противоречие между традиционным пониманием необходимости  подавления агрессивного поведения  у детей как деструктивной  формы поведения и современными подходами к профилактике агрессивности, понимаемой как совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия.

Актуальность  разрешения данного противоречия обусловила проблему нашего исследования, которая состоит в определении сущности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста, обосновании наиболее эффективных путей и условий ее осуществления.

Объектом нашего исследования является детская агрессивность как социокультурное явление.

Предмет исследования - особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.

Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.

Задачи:

1. Раскрыть научные  предпосылки изучения агрессивности  как социокультурного явления.

. Дать психолого-педагогическую  характеристику проявления агрессивности  детей дошкольного возраста.

. Выявить и  обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.

. Раскрыть возможности  выявления и изучения агрессивности  детей дошкольного возраста.

.Рассмотреть  организационно-содержательные аспекты  профилактики агрессивности детей  дошкольного возраста.

. Составить  примерную программу работы с  детьми 5-6 лет по профилактике  агрессивности.

Гипотеза исследования. Процесс профилактики агрессивности детей дошкольного возраста - это система педагогических действий, направленных на предупреждение деструктивных форм поведения детей, данный процесс будет эффективным, если реализуются следующие педагогические условия:

выявляются  и изучаются предпосылки возникновения  агрессивности у дошкольников;

реализуется программа  работы с детьми дошкольного возраста, основанная на научении детей способам конструктивного взаимодействия.

Методы исследования: для решения поставленных задач и доказательства гипотезы нами были использованы следующие методы исследования:

теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;

эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, эксперимент, специальные  методики.

Наше исследование проводилось на базе ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53». В  исследовании принимало участие 14 детей старшей группы детского сада, возраст детей на момент обследования 5-6 лет.

Исследование  проводилось в течение 2006-2009 гг. и  осуществлялось в три этапа:

этап (2006-2007 гг.) - выбор темы, обоснование научного аппарата исследования, формулирование гипотезы, анализ степени изученности проблемы профилактики агрессивности детей дошкольного возраста и т.д.;

этап (2007-2008 гг.) - проведение опытно-экспериментальной  работы, обобщение полученных результатов, составление программы профилактики агрессивности, применение данной программы в работе с детьми;

этап (2008-2009 гг.) - проведение контрольного этапа опытно-экспериментальной  работы, обобщение полученных результатов  и формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.

Новым в исследовании проблемы профилактики агрессивности явилась идея осуществления профилактики посредством научения детей способам конструктивного общения.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации взглядов по проблеме профилактики агрессивности детей дошкольного возраста; в описании современных подходов к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста; в уточнении и конкретизации понятия «профилактика агрессивности детей дошкольного возраста».

Практическая  значимость состоит в том, что была разработана и частично апробирована программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности. Получены положительные результаты опытно-экспериментальной работы. Материалы и результаты исследования были представлены в рамках методического объединения ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» и получили положительную оценку.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

программа профилактика агрессивность дошкольник

 

Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного  возраста

 

1.1 Научные  предпосылки изучения агрессивности  как социокультурного явления

 

Агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агрессивного поведения детей и влияющие на него факторы. Среди этих факторов ученые выделяют особенности семейного воспитания, примеры агрессивного поведения, которые ребенок может наблюдать с телеэкрана или со стороны сверстников, эмоциональное напряжение и фрустрации (разочарования, расстройства, срывы). Однако все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети (Приложение 1).

Поведение называется агрессивным  при наличии двух обязательных условий: 1) когда имеют место губительные  для жертвы последствия; 2) когда нарушены нормы поведения [5].

Существуют различные  теории агрессии. Первая из теорий связана  с именами Зигмунда Фрейда и Конрада  Лоренца. З.Фрейд считал, что в  жизни человека существует два основных инстинкта - стремление к жизни (эрос) и стремление к смерти (танатос). Между этими инстинктами присутствует постоянное напряжение. Существующие психологические механизмы человека служат, в том числе, и для отвода отрицательной энергии этого постоянного конфликта вовне. По мнению З.Фрейда, агрессия, направленная на других людей, служит для сохранения гомеостаза организма, ибо если эта энергия танатоса не будет направлена вовне, то это приведет к разрушению самого индивидуума. Агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил, а внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и уменьшить в результате этого вероятность более опасных действий. Эта теория, являясь в некоторых аспектах достаточно спорной, заслуживает значительного интереса [47].

Не меньшего внимания заслуживает теория К.Лоренца, который считал, что агрессия имеет своим источником не описанные З.Фрейдом инстинкты, а инстинкт борьбы за выживание. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, но непрерывно и в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии накопилось на настоящий момент, тем меньшей силой должен обладать стимул, способствующий ее выплеску. Помимо врожденного инстинкта борьбы, люди наделены способностью подавлять свои стремления. Но человеческая способность к насилию, по мнению этого ученого, превалирует над сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия. Любовь, дружба и привязанность могут блокировать проявление агрессии [28].

Тем не менее, по данным французских и американских ученых, существуют культуры, которые сумели создать свои способы сдерживания агрессивности (племена на берегах Амазонки и некоторых островах Океании).

Вторая теория агрессии была создана в 1939 году известными психологами  Джоном Доллардом и Эдвардом Миллером и получила название «теория фрустрации - агрессивности» [28].

Фрустрация, от латинского frustratio, - это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности или желания при наличии непреодолимых или труднопреодолимых преград, сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: раздражением, разочарованием, тревогой, отчаянием и др. Фрустрация не является следствием лишения желаемого, а возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и реальных достижений человека.

Согласно этой теории, человек, которому помешали действовать, испытывает тем большую досаду (фрустрацию), чем больше он стремится к достижению какой - то цели. Фрустрация является причиной гнева и враждебности, при наличии агрессивных стимулов гнев может провоцировать агрессию. В этом случае его реакция на помеху выражается в агрессивных действиях по отношению к препятствующему человеку или объекту.

Известный ученый Леонард  Берковиц, занимающийся изучением агрессии, обнаружил, что очень значимым стимулом для выплеска агрессии является находящееся в поле зрения человека оружие. Помимо научных исследований, эти выводы подтверждены реальными фактами: в странах, где запрещено ношение огнестрельного оружия, отмечается меньшее количество убийств. Так, в Англии совершается в шестнадцать раз меньше убийств, чем в США, хотя население первой страны меньше, чем во второй всего в четыре раза. В США за год совершается 10 000 убийств с помощью огнестрельного оружия в год, в Англии - около десяти.

Казалось бы, это можно  было бы трактовать как разницу в  социокультурных особенностях этих стран, но и в пределах одной страны (США) там, где разрешено, но строго ограничено приобретение огнестрельного оружия, количество убийств в два раза ниже по сравнению со штатами, где такое ограничение не введено. Как писал в своей работе американский психолог Дэвид Майерс, «оружие не только провоцирует агрессию, но также создает психологическую дистанцию между агрессором и его жертвой». Пространственная удаленность от жертвы облегчает проявление жестокости [37].

Информация о работе Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста